О вреде и пользе советов, а также о без вины виноватых психологах.

 О том,  что психологам следует  воздерживаться от  советов,  как-будто, известная истина.  Однако, на самом деле, психологи советы все же дают, просто они проявляются  в качестве  рекомендации или исследования возможных вариантов, а также предложения пересмотра привычных представлений и т.д.  

И здесь, собственно, все естественно, на первый взгляд: человек пришел за помощью, готов признать, что сам не может разрулить ситуацию, задумывается о возможности пересмотра своих установок, или , по крайней мере, не отрицает, что не против  как-то по-другому попробовать.

Если процесс  взаимопонимания налажен и от сессии к сессии растет доверие к психологу, да еще и результаты  у клиента удовлетворительные получаются, а может и отличные,  настроение улучшается, всем хорошо…и вот тут нас ждет подводный камень: Оба – и клиент, и психолог -  расслабляются, успокаиваются и каждый собой доволен. Психолог рад, что его методики работают, а клиент после всяческих мытарств  думает, что вот, наконец-то, он нашел , понимание, поддержку, а главное «правильный» вектор своего движения. И клиент перестает работать и думать сам. Ему уже так удобно пользоваться компетенциями психолога, что автоматически начинает казаться, что здесь за него все продумают и выдадут готовые решения.

Воодушевленный своими результатами клиент полностью полагается на авторитет психолога. И происходит первая ошибка со стороны клиента - он забывает о своей индивидуальной ответственности за самого себя. То есть проживать все последствия принятых решений будет он и только он – терапевт  это все проживать не будет. А  последствия  на каком- то этапе  вдруг поменяли знак  положительный на отрицательный. Это разочарование двигает клиента ко  второй его ошибке – он обвиняет психолога: «.. это Вы мне посоветовали, ну или мы вместе рассмотрели варианты, в общем я  Вас послушал….и теперь мне все не нравится – я страдаю! Мне плохо! Вы мне навредили!».  

Здесь уже, конечно, вопрос формулировок не актуален – совет, не совет - проблема клиента очевидна – человек не осознает своей ответственности за самого себя и свою жизнь. Поиск причин во внешнем мире – его привычная реакция на не удовлетворенность. 

На данном этапе это самый важный итог психологической  работы с таким клиентом – вскрылась одна из ключевых причин, заставляющих его «ходить по кругу».  И вот здесь наступает очень ответственный момент.  В зависимости от того, что выбирает клиент – осознание своей ответственности или отрицание, убегание в привычное – это своего рода развилка.  

Психологу же важно  определить  степень зрелости клиента, его ресурсность  и  не передавить на него, позволить проявиться всему, что вскрыла эта ситуация.  Но выбор остается все же за клиентом, куда ему теперь  двигаться.  



Просмотров: 494
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Об ответственности клиента и психолога во время работы
  • Портрет современного клиента: клиент-травматик
  • Если психолог себя не ценит, то и клиент не ценит психолога
  • «Хороший-плохой» психолог. Пособие по посещению. Беседа о сопротивлении и ответственности клиента.
  • Как чувствует себя психолог, когда клиент перестает появляться ?
  • Что делает психолог? И что происходит во время встречи клиента и психолога?
  • О чем думает клиент, идя на первый прием к психологу?
  • По страницам сайта b17.ru. Погрешность клиента № 2. Контроль клиента над деятельностью психолога.
  • Использует ли психолог клиента для решения собственных проблем? О созависимости психолога.
  • Страхи клиента, которые мешают эффективной сессии у психолога
  • Жестокость работы психолога или защитная реакция клиента.
  • Как клиент может просить психолога укрепить негативную позицию
  • Как клиент выбирает психолога?
  • Почему у клиента может появиться зависимость от психолога?
  • Про страх личной ответственности клиента
  • Клиент пришел к психологу
  • Почему клиент регрессирует или повторяющаяся ошибка психолога
  • Критическая ситуация: стресс - невозможность реализации "витальных" здесь-и-теперь установок.
  • По страницам сайта b17.ru. Погрешность клиента № 3. Разделение ответственности.
  • А знает ли клиент психолога о своих правах?
  • Страх. Сопротивление – "краеугольный камень" клиента и работы психолога.
  • "Когда клиент - не клиент психолога"
  • Истинное доверие в отношениях клиента и психолога
  • Признаки психологического давления на клиента и манипулирования со стороны психолога.
  • Путь клиента психолога. Выбор.
  • Чем мне может помочь психолог? И чем советы друзей хуже советов психолога?
  • Клиент и психолог: поиск будущего.
  • Доверие в отношениях «психолог-клиент»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь