Клиент пришел к психологу

Клиент пришел к психологу. Пришел со своей проблемой и готов что-то делать и хочет получить помощь. На что реально он может рассчитывать, что будет происходить между ним и психологом и каким образом клиент может быть максимально эффективным для себя?

 

Давайте сначала посмотрим, а что у нас есть? Отметим, что каждый уровень связан с любым другим и они все влияют друг на друга. Отметим это, но рассмотрим каждую область проявленности человека отдельно.

 

Ощущения

Есть тело и есть физические ощущения.

Какие проблемы бывают на этом уровне?

1. Человек живет «вне тела», относится к нему как к некому вместилищу для разума, не замечает своих физических потребностей, обесценивает их.

2. Человек использует тело как амортизатор. Психосоматика - его привычный способ проживать жизнь, минуя смысловой и чувственный контуры.

Если есть проблемы этого уровня, то с помощью психолога клиент учится распознавать свои ощущения, учится обращать внимание на себя (свое тело), учится ощущать себя на 100% в реальности (в своем теле).

 

Чувства

Чувства, эмоции, настроение и т.д.

С одной стороны – это один из видов жизненной энергии, а с другой стороны – это мгновенная интегральная оценка текущего факта и прогноза на будущее с одновременным выбросом необходимых для действий организма гормонов, нейромедиаторов и т.д.

 

Что может делать человек со своими чувствами?

Игнорировать их, вытеснять, блокировать, отрицать, распознавать, чувствовать, проживать, переживать, усиливать или уменьшать, застревать в них, превращая в мучительные состояния, развивать или останавливать на каком-то уровне.

 

Базовых эмоций, как нот в музыке не очень много, и важно, чтобы для человека были доступным все они, и любые их сочетания.

Очень часто клиент психолога – это человек, которому в детстве были жестко запрещены почти все или все эмоции, кроме удобных для родителей. И он с одной стороны боится своих спонтанных чувств, с другой стороны эмоционально остановился в своем развитии на уровне ребенка скольки-то лет, или может быть подростка.

Еще чаще клиент психолога – это человек, Внутренний Критик которого умудрился подавить, обесценить и закошмарить его до состояния полного бесчувствия, что переживается как депрессия: нет сил жить, есть много вины и страдания.

Довольно часто бывает, что клиент психолога – это такой инфантильный Свободный Ребенок в своем негативном аспекте: он хочет ТОЛЬКО радоваться (чувствовать интерес и удовольствие), причем, чтобы события для радости сами приходили к нему, и избегает любых других реальных переживаний, кроме ГНЕВА и ярости, когда жизнь, другие люди не удовлетворяют его желаний.

 

Если есть проблемы на этом уровне, то клиент с помощью психолога учится распознавать свои чувства, понимать их смысловое ядро, реализовывать энергию чувств в жизни конструктивным, творческим, созидательным образом. Учится управлять своим эмоциональным состоянием. Прорабатывает травматичные события своего прошлого опыта, проживая то, что когда-то было блокировано и сейчас мешает ему свободно жить.

 

Отдельно назову помощь и поддержку в проживании серьезных жизненных утрат: горевание из-за смерти близких людей, принятие каких-то невосполнимых потерь и ограничений (разводы, измены, ограничение возможностей, потеря работы и способностей к ней (например, талантливый певец, утративший возможность петь) и пр.), тяжелые возрастные кризисы (экзистенциальные))

 

Мысли

На этом уровне отдельно выделим:

 

А. Самоидентификацию

Удивительно, но очень часто на вопрос Кто Я? Сорокалетний мужчина может ответить « я…. Стеснительный послушный мальчик» или « я – парень-гуляка» или « я – старик, проживший тысячу лет». А мама ребенка скажет, что «я… маленькая девочка».

И это не просто слова. Это самоидентификация, за которой стоят запреты-убеждение на взросление, полноценную жизнь и развитие. Они реализуются на глубинном уровне, фактически эмоциональные реакции, желания, решения и действия, телесные ощущения базируются на них.

 

Б. убеждения (собственные и детские, полученные от Родителей и Учителей), детские сценарные решения (убеждения о том какой Я, какие другие люди и мир, и как я буду жить в нем)

 

Как только человек проведет аудит своих убеждения на «адекватность реальности И полезность для себя», заменит деструктивные, мысленно вернет чужие и чуждые ему владельцам, создаст для себя обновленную версию своих опор, потренируется жить, проверит как ему с его собственными убеждениями, так работу с этим блоком можно считать завершенной.

 

 В. адекватное взрослое мышление

Тут очень часто проблема заключается в том, что этот блок начинает работать как бы сам по себе, то есть «умом я понимаю» говорит человек, думает как будто бы правильно, может сказать в конце консультации первой «ну… ничего нового вы мне не сказали», а реальная информация о его жизни сейчас: ощущения, чувства, желания, решения и действия работают как бы помимо этого его контура.

В метафоре: капитан корабля «висит в астрале» или закрылся в каюте и висит в соцсетях и на форуме, а его команда дерется между собой, чинит пробоины в судне, а кто-то наоборот ведет корабль на рифы. Жизнь человека и человек отдельно, его мышление отдельно.

Когда же взрослый «капитан» подключается ко всем каналам связи с миром, он ужасается той разрухе, что произошла в его отсутствие и привычно смывается в «умом понимаю, но» отключение от своих реальных ощущений, чувств, желаний и пр.

 

Г. Смысловую область (цели и ценности)

В процессе внутреннего ремонта – исцеления рано или поздно наступает такой момент, что завалы разобраны, травмы прожиты, ресурсы восстановлены и человек встречается с реальным своим Я.

Многих поначалу подобная встреча пугает, ведь оказывается, что большую часть Я может занимать внутренняя пустота – целина души.

Раньше человек закрывал от себя состояние своей личности  проблемами, развлечениями - отвлечениями, зависимостями, страданиями, событиями чужих жизней… а сейчас он видит себя.

Неизбежно будет горевание, злость, а затем печаль по времени, которое могло бы им быть прожито чуть иначе, чуть счастливее, наполненнее, содержательнее и интенсивнее.

А затем приходит понимание ценности ресурса пустоты – целины души, возможности и обязанности выбирать свои собственные смыслы.

Развивать свою природную самость, взращивать ее до своего реального возраста, и интегрировать развитие каждого уровня человека до общей целостности.

И определять собственные смыслы своей жизни, свою систему ценностей (свой стержень).

Самая доступная метафора здесь: это представьте, что ваша жизнь – это книга, которую вы пишете. Что это за книга? Какая она? О чем? Что будет дальше, на следующих страницах? Что вы хотите как автор сказать своей жизнью – книгой ее читателям: себе и другим людям, которые могут прочесть ее полностью, а могут увидеть только некоторые листы?

 

Наш чудесный мозг так сложно и интересно устроен, что работа с когнитивной частью идет разными способами. Это могут быть и рациональные вещи, и могут быть легкие трансовые состояния, и работа с образами и метафорами.

В каждом случае это всегда очень по-разному, и очень индивидуально, и бесконечно интересно познакомиться и узнать – самому человеку себя и мне-психологу его.

Второй человек, Собеседник здесь нужен для того, чтобы быть ясным – слушать себя.

 

Желания

 

Искренние желания – это то, что делает нашу жизнь живой и чудесной.

Но…

1. Подавленные Критиком собственные желания, которые подменяются долженствованием

2. Отказ от своей активности (работы) по реализации желаний

3. Обесценивание и ненасыщение исполнения желаний

4. Блокирующий до полного тупика, прокрастинации и пассивности конфликт желаний разных частей личности

Вот основные проблемы этого контура.

 

В работе с психологом клиент возвращает себя разрешение жить, хотеть, насыщаться, выполнять свои желания, создавать, и радоваться свои результатам, ценить их.

Знакомится, проясняет желания каждой из конфликтующих частей и создает решения, которые основываются на сотрудничестве внутренней команды.

 

 

Решения и действия

 

1. У человека сильнейшая воля и мегаконтроль, но остальные области настолько им блокированы, что у него много лет назад закончилась энергия для жизни, и однажды, когда уже совсем невмоготу он доползает, допинывает себя до психолога.

Его Критик, который устроил весь этот Ад Контроля считает, что психолог обязан дать ему волшебную технологию для восстановления энергии, а вот структура внутренняя останется прежней.

Ну и заодно можно залезть в границы психолога и там повторить «создает Ад Вечной Мерзлоты контролируя и обесценивая, давая негативные оценки любому живому проявлению», ведь внутри самого клиента его Гипер-Критику уже никто возразить не смеет.

При такой структуре личности работать бывает трудно и клиенту и психологу, но если понимать и осознавать причины этой трудности, то рано или поздно их совместные усилия приводят к успеху: Снежный Король ( Снежная Королева) оттаивают  и превращаются в живых людей.

А их сильные волевые качества занимают их реальное место: помогать жить.

 

2.  Функция решаю и делаю была блокирована, или, что еще хуже, своевременно не развита.

Трудная кропотливая работа и много много тренировок дают результат.

 

3. Страх принимать реальные решения и нести ответственность за свою жизнь

Обычно около людей с такой проблемой «появляется» кто-то, кто их усиленно контролирует и решает за них, как и было когда-то в детстве.

И задача психолога тут и совместно исследовать иллюзии того, что кто-то может отвечать ЗА жизнь другого взрослого человека, и удерживаться от соблазна «порулить», покомандовать таким человеком, и поддерживать его в сначала робких и неуверенных, а затем все более и более смелых шагах в самостоятельность.

 

Любая проблема формируется по причине блокировки или «кривой» работы какого-либо из уровней или нескольких.

Живой человек – это не компьютер, который можно остановить, перезагрузить, перепрограммировать.  Работа с психологом – это совместный путь, и задача клиента, его часть ответственности проходить, делать (думать, чувствовать, говорить, делать) свою часть пути.

В метафоре: Человек и Проводник договорились, что пойдут в Москву. И они идут. Проводник страхует Человека -клиента, поддерживает его, учит распознавать и обходить ловушки, помогают «расколдовать» области негативных чувств, остается вместе с ним и при встрече со страхами, и гневом, и радостью, помогает принять и изменить их, когда Человек видит не самые красивые участки своего внутреннего мира. Но успех достижения цели зависит от того, будет ли сам Человек – клиент идти, насколько активно к цели, которую определил он.

 

У человека есть еще такие чаще полезные вещи – как его система пси-защит – таких фильтров, через которые он воспринимает и обрабатывает огромные потоки информации от внешнего мира.

Их задача – чтобы человек выжил, сохранить его.

Но иногда они решив тактическую задачу выживания в каких-то обстоятельствах начинают работать «во вред хозяину», как бы зависнув и снова и снова обрабатывая и проигрывая один и тот же цикл.

И тогда нужен определенный уровень доверия между клиентом и психологом, чтобы они могли совместно изменить то, что мешает клиенту быть успешным и счастливым, и что создало текущую проблему, с которой человек обратился к психологу.

 

Конечно же иногда клиенту и психологу везет, и у человека оказывается одна проблема и множество ресурсов. Например, человек попадает в конфликт выбора (хочу Васю и Петю, нужно выбрать одного или отказаться от них, или еще что-то. Или хочу работу А и работу Б, или жить в Новосибирске и в Тюмени одновременно и так далее).

При этом человек взрослый, довольно хорошо прожил все возрастные кризисы развития, социально успешен, у него достаточно ресурсов, хорошие корни родовые и поддержка и т.д.

В этом случае он решает свою проблему за несколько консультаций, получает отличные результаты, и все довольны.

 

Но, бывает такое, что у человека блокированы или с детства травмированы и с сильными деструктивными или фантазийными искажениями созданы почти все уровни его проявленности.

И тогда неизбежна длительная и достаточно трудная работа, сильное сопротивление и медленное исцеление и выращивание реального Я этого человека.

Очень важно понимать разницу между тем и другим вариантом, не ждать легких и быстрых решений во втором случае, а терпеливо и последовательно проводить «капремонт» своей личности.

http://psy-novosib.ru/31-1-0-44/



Просмотров: 604
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • С тех пор каждый человек может сам построить свою жизнь...
  • Человек - Деньги - Человек, или где кроме маркетинга есть h2h…
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Человек не видит себя со стороны
  • Может ли человек сам решить все свои психологические проблемы?
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Из цикла вечные вопросы. Как долго может жить человек?
  • Что делать если человек лишился части своей души?
  • Каждый человек воспринимает другого через себя.
  • Человек успешный вместо человека разумного, или мода на маниакальные состояния
  • Когда человек теряет себя
  • Может ли человек-мотылек быть другом или возлюбленным?
  • Ну не может быть убогим человек – творение Бога!
  • Уважающий себя человек никогда не сделает этого
  • Может ли быть правым, человек ходящий «налево», с правой!
  • Может ли быть правым, человек ходящий «на лево», с правой!
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • Если человек говорит, что не хочет больше жить...
  • Как человек сам увеличивает количество неприятностей в своей жизни и ЧТО ДЕЛАТЬ?
  • За что в отношениях берет на себя ответственность взрослый человек?
  • Начал работу с психологом – как быстро человек станет другим?
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • ...Человек рождается, чтобы быть счастливым...
  • В какой степени человек влияет на свою жизнь?
  • Возможно ли изменить сексуальную ориентацию, если сам человек этого хочет?
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • Человек, который не умел принимать решения
  • Чего нельзя делать, когда близкий человек в депрессии? И что ему сейчас нужно?
  • ИНДИВИДУУМ и МАТРИЦА. Человек-САММ - человек нового тысячелетия?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь