"Я ничей. Я сам по себе мальчик. Свой собственный." (Э. Успенский, "Дядя Фёдор, пёс и кот")
"Что есть Матрица? Диктат. Матрица – это мир грёз, порождённый компьютером, созданный, чтобы подчинить нас, сделать из нас всего лишь это. [показывает батарейку]" (к/Ф "Матрица")
Базовый тезис. Каждый из нас приходит в этот мир, что бы реализовать, предварительно раскрыв, своё Предназначение, свою Мечту. Для этого полезно освоить «контекстное управление», научиться организовывать такие окружающие условия (среды, контексты), в которых реализация предназначения станет неизбежной.
Состояние «Самоуправляемый Автономный Мобильный Модуль» - Человек-САММ – позволяет решать задачи по раскрытию и реализации собственного Предназначения максимально эффективно и, что существенно, позволяет минимизировать риски, связанные с противоречиями и конфликтами между индивидуумом и «матрицей».
Примем за аксиому, что каждый из нас подключен к «матрице». Почти так же буквально, как в известном фильме. Пока будем вести речь о «матрице-социуме», дойдём и до «матрицы-природы».
В социуме целый ряд «подматриц» - самостоятельных, тесно взаимосвязанных и взаимовлияющих: «бытовая», «профессиональная», «финансовая», «культурная», «духовная», «религиозная», «политическая», «правовая», «эмоциональная», «интимная», «алкогольная», «игровая», (список можно продолжить самостоятельно)... Каждая из «подматриц» формирует зависимость от себя, в большей или меньшей степени, вплоть до тотальной (тяжёлая форма алкоголизма, например). В результате среднестатистический человек всегда зависим от «матрицы» в целом.
Если он принимает свою зависимость, как должное или как неизбежность и всё удобнее и плотнее встраивается в «матрицу», то начинает получать от неё преференции разного размера и уровня. Встроившись и приняв правила игры, он уже не может по собственному желанию «отключиться» без ощутимых (а зачастую и тяжёлых) последствий для всех сфер своей жизни.
Самое печальное то, что ни о какой реализации (и даже ни о каком раскрытии) собственного предназначения речи уже не идёт. Поскольку «матрица» не заинтересована ни в каких «раскрытиях и реализациях», она заинтересована только в сохранении и воспроизводстве самой себя. В том, что нынешние «матрицы-социумы» далеки от совершенства (как в России, так и на Планете в целом) вряд ли кто-то будет спорить. А как реагирует на несовершенство «матрицы-социума» «матрица-природа», наглядно иллюстрируют техногенные катастрофы последних десятилетий.
Таким образом, для того, что бы двигаться по пути раскрытия и реализации своего предназначения, необходимо уметь быть максимально независимым и от «матрицы-социума», и от «матрицы-природы». В идеале — уметь и иметь возможность подключаться и отключаться от «матриц» по собственному разумению и собственному желанию в любой момент времени и на любой период. Такое свойство назовём «САМОУПРАВЛЯЕМОСТЬЮ».
Допустим, индивид перешёл в состояние «самоуправления», отключившись от «матрицы». И что? Мышцы-то, как у Нео, атрофированы, глаза света никогда не видели, лёгкими с рождения не дышал... Это крайние проявления. Однако, привыкнув получать большую часть ресурсов (материальных и нематериальных) из матрицы, и находясь в большей или меньшей зависимости от неё в период «подключения», индивид уподобляется пассажиру скорого поезда Москва — Владивосток, выпавшему зимой из тёплого купейного фирменного вагона где-нибудь между Читой и Хабаровском, километрах этак в 20-ти от ближайшего полустанка... Бр-р-р... Незавидная перспектива, да и «самоуправления» в этом немного.
Но представьте, что не «выпал», а совершенно осознанно сошёл на ходу. И не важно, по каким причинам, важно, что они есть и осознаются. Тогда разумно предположить, что такой «отключившийся» должен уметь входить в некое состояние, которое позволит ему чувствовать себя одинаково комфортно, быть одинаково эффективным и продуктивным стоя по колено в снегу на железнодорожной насыпи и сидя в уютном купе за стаканом горячего чая...
Назовем такое свойство «АВТОНОМНОСТЬЮ». Очевидно, что наличие его абсолютно необходимо для эффективного функционирования при отсоединении от «матрицы», поскольку ресурсы перестают поступать по привычным каналам и из привычных источников, и индивид вынужден извлекать их самостоятельно новыми способами из окружающего пространства. Вынужден обходиться без «матрицы», становясь при этом всё более эффективным...
Разумеется, овладеть состоянием «АВТОНОМНОСТЬ» целесообразно до того, как «спрыгнешь с поезда»: "в шторм поздно учиться плавать"(с). По крайней мере, это состояние должно быть сформировано в сознании на уровне если не навыков, то хотя бы представлений о возможностях и простейших алгоритмов их реализации. В фильме «На грани» у героя Энтони Хопкинса не было навыков автономности по выживанию в тайге, тем более навыков охоты на медведя, да ещё с «голыми руками», но он знал, что это возможно. И с первых секунд потери связи с «матрицей» (катастрофа самолёта) перешёл (включил в себе) в состояние автономности. Чего не скажешь о его спутниках. Мы уверенно можем предположить, что в «миллиардерской» жизни он так же легко оперирует состоянием «автономность», как и в «таёжной».
Перефразируя ещё одного литературного и кино героя, профессора Преображенского, можно сказать, что автономность в первую очередь «в головах», её материальное проявление — лишь следствие.
Близких всегда поражала моя способность делать из простейших подручных средств необходимые в текущем, иногда довольно сложные конструкции. Для одной из участниц экспедиции на Алтай летом 2010 г. мои манипуляции по реанимации радиатора «Цацы» (Хонда CRV) до сих пор одно из самых сильных впечатлений. В «прогулке налегке» к горному озеру Куйгук и ночёвке под кедром и дождём на высоте 2000 м из консервной банки и куска полиэтилена получились «стол» и «дом»...
Базовые операции «рукоделания» были освоены в детстве. Большую часть показал отец, что-то в школе на уроках труда, но это скорее, как дополнение и развитие уже существующих (очень удивлялся тогда, что некоторые мои одноклассники буквально не умеют держать молоток, работать ножёвкой, не знают, что такое рубанок...). Кое-чему учился у сверстников. Очень важный момент — практически все навыки моментально «шли в дело» - этому способствовала вольная жизнь во время каникул в деревне. Контекст требовал огромного количества разнообразных умений, которые в городе, в школе не были востребованы, за исключением, разве что, технических кружков по моделированию. Но в городе это не было условием «выживания», а вот в деревне, в лесу, на озере…
Фундамент моей «автономности» был заложен в детстве, в деревне, где контексты социума и природы были тесно спаяны, но с уклоном в природу, в «первобытность». Где от качества освоения простых навыков «рукотворчества» напрямую зависело качество вольной мальчишеской жизни и статус в компании. Там не было магазинов (только сельпо), где можно «купить», да и «купленное» не производило впечатления, зато, если было сделано своими руками, да ещё выглядело и работало «как из магазина» - вот тогда это ценилось... И большая часть «изделий» создавалась из простых подручных материалов, какие можно было найти в деревне.
А дальше «автономность» оттачивалась в походах-сплавах. И от качества и полноты навыков могла зависеть уже и жизнь, своя и товарищей. И хочешь, не хочешь, а придётся выстругать новое весло взамен унесённого рекой, потому что впереди ещё почти сотня километров, а грести рукой тяжело и неудобно. Или заново собрать и проклеить байдарку из того, что ей когда-то было. До того, как намотало на камень посреди порога, потому что другой лодки нет, а в оставшуюся все не поместятся...
Удивительным образом простые навыки «рукотворчества», обретённые в детстве в деревне, нашли своё применение в профессии — большое количество медицинских манипуляций, освоенных за несколько лет работы медбратом, занятий хирургией, базировались, как я сейчас понимаю, на тех самых простых навыках по выстругиванию кораблика и разборки-сборки велосипеда...
Вот такая способность собрать любую необходимую конструкцию из подручных в буквальном смысле средств, с помощью очень простых технологий и инструментов, в бытовых условиях, «на коленке», как говорил мой папа и есть основа автономности. Мы с коллегами назвали её «умением найти всё необходимое в любом сельпо». Верно и обратное утверждение - «по-настоящему автономная конструкция может быть собрана из запчастей (и с помощью инструментов), купленных в любом сельпо». Ресурс есть всё, ресурс есть везде…
Очевидно, что любая зависимость будет снижать степень автономности человека. И буквально «привязывать» к «пунктам пополнения ресурсов»: табачный киоск, алкогольный магазин — это из наиболее выразительных и общепризнанных. Плюс будет забирать уже человеческие ресурсы на своё обеспечение (финансовый, временной, мыслительный), тем самым ещё больше снижая автономность. Подобную картину можно проследить и на менее очевидных зависимостях, которые в общепринятом смысле таковыми могут и не признаваться.
Разумеется, каждый зависит от еды, питья, одежды, жилья... Не будем пока касаться крайних вариантов — отшельничества всех мастей, добровольного или вынужденного и «ухода от мира» в целом. Но и зависимость от первостепенных, базовых потребностей, а соответственно, и автономность в этих сферах может быть очень разной. Например, устойчивая привычка к одному и тому же типу питания будет, скорее всего, «привязывать» к пунктам такого питания и к продуктам, стандартизованным и одинаковым по всему миру, к «Макдональдсу», например, или к «Кока-Коле». Готовность же легко экспериментировать с едой позволит использовать ресурс традиционной для конкретной территории кухни. Что, несомненно, повысит не только автономность в целом, но и значительно расширит опыт и создаст хорошие предпосылки извлечения нового знания.
И совершенно не обязательно впадать в экзотические крайности, переходя на потребление жареных тараканов и жирных вкусных личинок в Юго-Восточной Азии или слегка подтухшей рыбы (особый деликатес!) где-нибудь на побережье Севера. Хотя для кого-то и это привлекательно. Всегда можно найти что-то в традиционной кухне на свой вкус. Тем более, что национальная кухня всегда адаптирована, точнее, всегда вырастает из местных условий жизни — климатических, природных, ресурсных...
А если вспомнить, что «традиционный» сибирский пельмень, например, (предвижу, что и Удмуртия, и Урал и другие регионы захотят с этим утверждением поспорить)))) представляет из себя мясной или рыбный фарш, завёрнутый в тесто, то мы легко сможем идентифицировать подобное блюдо практически в любой культуре: манты, хинкали, чебуреки, беляши, самса, пирожки, шаверма, «котлета-в-двух-кусках-булки», «сосиска-в-тесте», она же «горячая собака»))).
Всё тоже самое можно повторить для одежды — традиционная одежда адаптирована к условиям территории и в той же Юго-Восточной Азии можно легко обходиться куском ткани, намотанным на тело и шлёпанцами, которые ещё в СССР получили название «вьетнамки» (они же «сланцы», «шлёпки»). Не знаю, как они называются на своей родине, знаю только, что им лет гораздо больше, чем многим современным государствам в той же Азии. Это не означает, что нужно во что бы то ни стало менять любимые кроссовки и джинсы на шлёпанцы и набедренную повязку... Хотя навык и готовность комфортно чувствовать себя в непривычной одежде и обуви (в адекватных природных и культурных контекстах), безусловно, повышает автономность.
Пока я всякие истории и гипотезы рассказываю, наш герой, тот, «самоуправившийся», который с поезда спрыгнул, так и стоит по колено в снегу на насыпи... Будем надеяться, что он чувствует себя хорошо, поскольку состояние «автономности» ему уже знакомо. Так и дальше что, будет стоять? Вероятно, у него есть какие-то свои, и весьма существенные соображения, по которым он покинул «матрицу» поезда. И я предполагаю, что он не планирует так и стоять на насыпи, а планирует куда-то, исключительно по собственному же усмотрению переместиться. Причём самым подходящим и удобным на его взгляд способом.
Вот и дошли мы до следующего свойства, абсолютно, по нашему разумению, необходимого для реализации предназначения. Это состояние «МОБИЛЬНОСТЬ» (от лат . mobilis – подвижный). Ведь если наш герой там, на насыпи, не будет владеть этим состоянием, хотя бы в минимальном объёме «попрыгать-согреться», то рано или поздно он замёрзнет... Как говорится: «Движение — жизнь, остановка — смерть...»
Я всё время использую формулировку «двигаться по пути реализации предназначения» - не будучи мобильным далеко не продвинешься... Удивительно, но в эпоху мобильных устройств мы можем легко лишиться мобильности, целиком доверившись технике. Впрочем, как и автономности. Оставшись, даже на время, без мобильного телефона, мы автоматически теряем возможность связаться с нужными нам людьми. Кто из нас записывает номера телефонов в обычной записной книжке, как делал это ещё лет 15 назад? А кто помнит номера, по которым регулярно звонит?
Показателен известный эксперимент Катерины Мурашовой, который иллюстрирует колоссальную зависимость сегодняшних подростков от мобильных устройств, т. е. парадоксальное снижение «автономности» при тотальной «мобилизации». «Матрица» в действии… Примечательно, что трое (из 68) подростков, которые успешно закончили эксперимент, занимались все 8 часов «рукоделанием»: девочка вела дневник, подробно описывая свои переживания, один из мальчиков клеил модель корабля, другой разбирал свои коллекции и пересаживал цветы.
Поэтому мы будем говорить о «мобильности» в первую очередь как о свойстве, которое тоже «в головах» и которое подразумевает в обязательном порядке гибкость, подвижность мышления, способность «выходить за рамки» общепринятых представлений, придумывать «точегоникогданебыло». И только как следствие – мобильность физическую. До сегодняшнего дня одно из самых выразительных проявлений тоталитарной постсоветской «матрицы» - это ограничение на физическое перемещение по территории России, институт регистрации места жительства.
Очевидно, что все три свойства (навыка) - самоуправление, автономность и мобильность тесно взаимосвязаны и усиливают друг друга. При осознанном использовании и развитии этих свойств проявляется эффект синергии. Индивид максимально раскрывает в себе свойства «МОДУЛЯ».
МОДУЛЬ (от лат. modulus - "маленькая мера") - сложный узел, выполняющий самостоятельную функцию в техническом устройстве, а также вообще отделяемая, относительно самостоятельная часть какой-н. системы, организации. БЭС
Со временем индивид превращается в САММ и кооперируется с другими индивидами на для решения совместных задач на основе общих Ценностей и Смыслов…
Вопрос в том, как сделать, что бы с укреплением связей в группе прямопропорционально возрастала самоуправляемость, автономность, мобильность и модульность каждого её члена? И возможно ли это?
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.