Доверие – это основа любых здоровых отношений. Это базовая способность, которая в идеале закладывается в раннем детстве, когда мать откликается на зов ребенка и обеспечивает комфорт и безопасность.
Важнейшим моментом в работе психолога или психотерапевта является установление доверительных отношений с клиентом. Именно это является залогом успешной совместной работы.
Доверие — это такое состояние, когда клиент верит в то, что специалист прикладывает все свои силы для облегчения его страданий, даже если он при этом не до конца понимает суть происходящего.
Файн С., Глассер П. «Первичная консультация. Установление контакта и завоевание доверия»
Клиент рассказывает все, что у него на душе, о своих мыслях и чувствах. Основная характеристика доверия – уверенность клиента в том, что консультант искренне хочет ему помочь.
В ходе консультирования важен сам характер общения – клиент ориентируется не только на то, что психолог говорит, но и то, какая у него мимика, жесты, как складываются их отношения.
Если психолог с уважением относится к установкам и ценностям клиента, к его способам реагирования на проблемы, создаются предпосылки для формирования доверительных отношений.
Клиент может колебаться, менять решение, ошибаться, проявлять отрицательные эмоции, зная, что специалист принимает его таким, какой он есть.
Доверие помогает справиться с рядом сложных моментов терапии. Установив прочный психологический контакт, специалист может оспаривать мнение клиента, не соглашаться с его действиями, но при этом оказывает клиенту эмоциональную поддержку и помогает ему взглянуть на себя со стороны.
Что влияет на доверие?
Искренность. Психолог открыто отвечает на вопросы клиента относительно своего образования и методов работы. Не оставляет без ответов он и вопросы о личной жизни, если это интересует клиента, но отвечает кратко и неэмоционально. Спокойные ответы консультанта помогают снизить тревогу клиента в процессе выстраивания отношений. Что касается вопросов об установках и ценностях, взглядах на жизнь, здесь у психолога и клиента могут быть кардинально разные подходы. Однако, несмотря на это, специалист будет уважать клиента, даже если он не согласен с тем, что он говорит или делает.
Интерес. В ходе консультации клиент получает возможность рассказать о своих трудностях, переживаниях, о том, как он видит свою ситуацию и что по этому поводу думает. Если психологу важны мысли и чувства клиента, его взгляд на жизнь, если он заинтересован в том, чтобы ему помочь, это всегда чувствуется.
Эмпатия и поддержка. Большинство людей, обращающихся за психологической помощью, испытывают боль, дискомфорт, тревогу, страх и другие неприятные переживания. Клиент ожидает, что в ходе консультирования интенсивность этих эмоций снизится. Если специалист понимает чувства клиента, внимательно слушает, демонстрирует заботу о клиенте как личности, - все это считывается человеком на бессознательном уровне и помогает укрепить отношения.
Ориентация на приоритеты клиента. Клиент рассказывает о том, что считает самым важным в своей жизни в данный момент, или о чем готов говорить со специалистом. Даже если психолог понимает, что есть более важные проблемы, которые следует решить в первую очередь, он идет за клиентом, уважая его точку зрения. Ведь если клиент почувствует, что психолог не хочет заниматься его проблемой, или что он не считает ее важной, он не будет доверять специалисту.
Идентификация. Психолог устанавливает контакт с клиентом, подстраиваясь под особенности его невербального поведения, темп и громкость речи. Клиент замечает, что между ними есть нечто общее, и это вызывает доверие. Но работает это только в том случае, когда происходит само собой, естественным образом. Психолог настраивается на волну клиента и старается прочувствовать все нюансы. А любая фальшь и наигранность сразу снижают уровень доверия.
Надежда. Важно, чтобы слова и действия специалиста демонстрировали клиенту, что он (и другие специалисты) уже успешно работал с подобными проблемами.
Клиент должен верить: обратившись за помощью, он поступил правильно, он пришел в нужное место и к нужному человеку, который ему поможет.
Если психолог в чем-то сомневается, ему стоит выяснить причины этой неуверенности. Это может быть недостаток опыта или сомнения в своей профессиональной компетентности. А может быть клиент пришел с проблемой, которая отзывается болью у самого психолога. Здесь стоит либо обратиться за супервизией, либо направить клиента к другому специалисту.
Показателями доверительных отношений в альянсе «психолог-клиент» являются искренность, открытое выражение чувств и продуктивная работа.
А в результате продуктивной работы клиент находит дорогу в жизни для себя, а психолог развивается профессионально и личностно.
Статья написана по материалам книги Файн С., Глассер П. «Первичная консультация. Установление контакта и завоевание доверия»
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.