|
Должен ли психолог понимать клиента с полуслова?Автор статьи: Жанна Максименко
Должен ли психолог понимать клиента с полуслова? Есть такой стереотип: психолог должен понимать клиента с полуслова, а еще лучше - и вовсе без слов. То есть психолог - этакий провидец, или телепат. Но на телепатов и прочих экстрасенсов мода уже прошла, а вот с провидцами не всё так просто. Человеческая природа такова, что нам хочется верить в существование кого-то, кто знает лучше, видит дальше и понимает больше, чем мы сами. Почему так? А всё очень просто! Тогда можно к нему, знающему-понимающему, обратиться за советом, а далее дело за малым: нужно просто следовать полученному совету. Или, как вариант для тех, кто не любит, когда им советуют, можно назвать его рекомендацией. Я долго думала – вредный это стереотип для нас, профессиональных психологов и наших клиентов, или нет? Сначала решила, что вредный. Вот представьте себе… Приходит клиент с ожиданием получить от профессионального психолога готовый «совет». А психолог никакого совета/рекомендации не даёт. Более того – даже не сразу понимает, в чем причина и как с ней бороться, и даже к концу первой сессии еще ничего конкретного не посоветовал. Разочарование? Безусловно. Но! Он внимательно Вас слушает, задает вопросы, видит противоречия в Ваших словах – но не стремится «поймать» Вас на них, а пытается понять. При этом он поддерживает, сопереживает, терпеливо и заинтересованно пытается взглянуть на ситуацию с разных сторон, т.е. объективно. И вот Вы сами уже понимаете: то, что казалось предельно ясным и очевидным – абсолютно таковым не является. Например, Вы говорите: «Ну, Вы же понимаете, чего он от меня хочет?» - ожидая услышать: «Да, конечно! Он хочет, чтобы Вы признали себя виноватой». Но психолог не спешит сказать это. Напротив, он говорит: «Нет, не понимаю». – Вы: «Это же очевидно! Он хочет, чтобы я признала себя виноватой!». – «Откуда Вам это известно?». – «Ну как же!». И тут… И тут Вы понимаете, что Ваши обида, раздражение, страх – все эти такие привычные уже чувства мешают увидеть эту ситуацию так, как она есть. А на самом деле, откуда Вам это известно? Откуда Вы достоверно можете знать, чего хочет от Вас другой (!) человек? И вот тут-то Вы смотрите на Вашего психолога и думаете: «А хорошо, что он не «понял» меня с полуслова, потому что я и сама себя не понимаю!» Вы осознаёте, что придумали всё это сами, и теперь пытаетесь убедить других и себя в том, что это и есть реальность. А на самом деле? И только теперь, когда Ваш психолог Вас «не понял», вы вместе пытаетесь увидеть, ощутить, прочувствовать, что происходит на самом деле. У Вас уже нет иллюзий, что кто-то знает об этом больше, чем Вы сами. У Вас также нет иллюзий, что и Вы сами знаете об этом всё, и Ваше знание истинно. Но зато Вы знаете, что сможете разобраться в этом. Постепенно. Вместе. Двигаясь к подлинному пониманию себя, других, Ваших отношений, и других важных для Вас вещей. Всё же вернемся к степени «вредности» стереотипа. Удивительно, но потом я решила: всё-таки это хорошо, что сначала клиенты приходят к психологу, как к «знающему-понимающему». Потому что прийти к человеку, который «тоже-не-знает» было бы для большинства из нас гораздо сложнее. И, как это ни парадоксально, широко распространенное заблуждение «психолог-всё-знает» делает профессиональную психологическую помощь доступней для многих, помогает сделать людям первый шаг к получению профессиональной психологической помощи. Я специально и осознанно пишу «для большинства из нас», потому что и мне этот стереотип отчасти присущ. Даже сейчас, идя к своему психологу, я время от времени ловлю себя на мысли, что «он-то знает, что со мной». Теперь меня это забавляет. Немного раньше вызывало дисбаланс между чувством «он всё про меня знает» и однозначным пониманием, что это не так. А еще раньше, в самом начале, было дополнительным мотиватором к получению психологической помощи. Подведу итог. Наши клиенты ожидают и будут ожидать, что настоящий профессиональный психолог «поймет с полуслова». Главное, чтобы психологи не спешили «понимать» своих клиентов раньше, чем они станут понятны сами для себя! А потом... Потом предстоит отдельная работа, чтобы "принять" то, что станет результатом "понимания". Как говорил известный персонаж из "Простоквашино": "Теперь ты за ним еще полдня бегать будешь! - Это ещё зачем? - А чтоб фотографию отдать!" Но это уже совсем другая история... Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|