Чего хочет современный подросток, или есть ли на самом деле разрыв ценностей между поколениями?

Автор статьи: Анна Мантикова
Поступил вопрос от Андрея, 36 лет: "Совершенно перестал понимать сына-подростка, ему 14 лет, мне на 22 больше, но ощущение, как будто, мы с разных миров. Я не понимаю его увлечения, выбор им друзей, то, как он впустую тратит кучу времени. Учёба совсем для него не интересна, ходит в школу, как на каторгу. Висит за компьютером в играх, уже разговаривать членораздельно разучился. Единственное, что меня радует - так это его занятия спортом. Может, я не понимаю ценности и потребности современных подростков, хотя считаю себя довольно молодым и "не отсталым от жизни"? Можете пояснить, что же нужно современному подростку, причём, реальному, а не среднестатистическому или жителю мегаполиса?"
 
Ответ:
Андрей, Ваш вопрос крайне актуален: очень многие родители обращаются с похожими запросами, иногда прося побыть своеобразным буфером в общении между ними и чадом, и объяснить им "на их взрослом языке", чего же хочет их ребёнок. Все мы знаем об извечности проблемы "отцов и детей", однако, сейчас мы находимся в таком периоде, когда ценности родителей, которые воспитывались в другой стране, значительно отличаются от ценностей современных подростков, уже рождённых в новой стране со своими особенностями социально-экономической системы. В то же время, давайте постараемся вместе не судить о глубоком поверхностно.
Начнём с того, что потребности, а также способ их удовлетворения, определяются иерархией и содержанием ценностей.
 
Так, если потребность быть любимым, принимаемым в обществе - аффилиативная, является ведущей у подростка, он будет стремиться к общению. Однако, как он будет удовлетворять свою потребность, зависит от множества факторов: его личностных особенностей, самооценки, социальных установок, усвоенных в семье и в других группах. Какой-то подросток будет не просто коммуникабельным, он станет "душой компании" или даже лидером - тот, у кого большой коммуникативный потенциал, адекватная или слегка завышенная самооценка, установки "Я хороший" и "Я могу" и т.п. Другой подросток, также с ведущей аффилиативной потребностью в иерархии потребностей, но с иным набором черт и установок, будет искать реализации "заочно" - например, общаясь с подростками из других городов в социальных сетях. Ему может не хватать уверенности в себе и коммуникативных навыков, чтобы наладить общение с одноклассниками, т.е., в реальном окружении. Ко мне обращалась старшеклассница, 14 лет, которая жила в полной семье и имела друзей, но, чтобы делиться интимными переживаниями, придумала себе старшего брата, она рассказывала ему то, что не могла поведать своим "реальным" близким. Подростки с одинаковой ведущей потребностью, на деле будут вести себя по-разному. И нежелание ходить в школу может быть продиктовано непохожими обстоятельствами: у одного оно связано с несформированной мотивацией к обучению, а у другого - со сложностями в общении с учителями и одноклассниками.
Как же получается, что, воспитываемые родителями с одним набором ценностей, подростки могут существенно отличаться от них по выраженности тех или иных ценностей, вызывая обоюдное непонимание. Происходит это в процессе формирования ценностно-потребностной сферы личности, состоящей из 2-х одинаково устроенных подструктур: родовой и общественной. Родовая подструктура наследуется от родителей, она в значительной степени устойчива к изменениям. Общественная подструктура, напротив, формируется прижизненно, активное участие в её формировании играют все институты социализации от детского сада до университета, СМИ, семейное воспитание и мнения значимых для ребенка людей. Здесь может быть заложен внутренний конфликт: иерархии ценностей в этих подструктурах могут не совпадать, и даже противоречить. Тогда подросток может испытывать "внутренние мучения" при выборе способов реализации своих желаний и потребностей. Природа этих "мучений" часто не осознаётся не только ребёнком, но и в старшем возрасте.
Первоочередной потребностью подростков является стремление к удовольствию. Также, выраженными являются потребности познавательного плана, стремление к межличностному взаимодействию и амбиции. Можно сказать, что ведущие ценностные зоны подростка относятся к европейской иерархии ценностей, напористо культивируемой через СМИ и рекламу. Как известно, современная реклама декларирует через товары и услуги определённый образ жизни, содержащий ценности индивидуализма, амбициозности, карьеры, познания и общения, рассматриваемого как удовольствие (отдых с друзьями) и как средство продвижения в карьере (деловое общение). Ценность гедонизма, доминирующая у подростка, наиболее активно подкрепляется через сферу маркетинга. Большинство способов рекламного воздействия демонстрируют у потребителя гедонистические мотивы, комплексно создающиеся через визуальный ряд, словесное закадровое сопровождение, содержание слоганов и т.п. Поэтому, ценность удовольствий как движущая сила экономики, «прививается» через средства массовой информации, имея в качестве целевой аудитории скорее не зрелых людей, а подростков и даже детей как актуальных и будущих потребителей. Вместе с тем, она неизбежно встраивается в общественную подструктуру личности.
Скорее всего, родители и их дети имеют похожие иерархии ценностей, но совершенно разные способы достижения этих ценностей. В этом кроется современный вопрос "отцов и детей". Например, на уровне "эго-потребности": отец для самоутверждения хотел быть первым заводилой в классе, а современный сын-подросток достигает этого за счет того, что у него в социальных сетях 300 друзей, или 1000 просмотров его видео...Понять подростка можно, Чего хочет современный подросток или есть ли на самом деле разрыв ценностей между поколениями
узнав его уникальную иерархию ценностных зон, но далее откроется более сложная задача: принять её как есть, или пытаться изменить то, что возможно? А можно ли принять те способы удовлетворения потребностей, которые выбирает ваш подросток, ведь сами потребности (ценности) у него те же, что и у его родителей...


Просмотров: 732
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Интроект "Делай через "не хочу" разрушение установки , ассимиляция и защита ценностей.
  • Упражнение "Составление иерархии ценностей"
  • "Мнимая система ценностей подростка".
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Методика "Иерархия жизненных ценностей" Или принцип счастливой жизни.
  • "Сказ о Добром Молодце и Красной Девице". Объединяющая сила семейных ценностей.
  • Любите подростка и учите говорить "нет"! (Подросток пришел с запахом алкоголя. Что делать?)
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • "NLPt-психотерапия. Практик". Шпаргалка через "Хорошо сформулированный результат"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • Особенности современный конфликт "отцов и детей"
  • Фантазм "Одна жизнь на двоих" или "Все будет потом!"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь