Упражнение "Составление иерархии ценностей"

Автор статьи: Олег Немыкин

У любого взрослого человека есть его внутренние ценности. Что-то ценно для данного человека в большей мере, что-то - в меньшей. Из этих соотношений и складывается иерархия ценностей. Это морально-нравственный каркас для гармоничной жизни с другими людьми. Ценности могут помогать человеку жить в гармонии с самим собой, давая пребывать в удовлетворении от себя, который сам следует своим ценностям по жизни. В иных случаях ценности могут становиться проблемой. Некоторые люди присваивает себе чужие ценности и безуспешно пытается жить по ним. В этих ситуациях ценности помогают лишь вносить в жизнь массу дискомфорта и неразберихи. 
Здоровому взрослому человеку свойственно постоянно «заглядывать» в свои ценности и пересматривать их с учетом своего опыта и условий жизни. Полные неспособность или нежелание проводить ревизию своих ценностей, исходя из меняющихся условий жизни, застревание на определенных ценностях, которые мешают жизни, заставляют постоянно пребывать в чувстве стыда и вины от своего несовершенства - можно назвать патологическим состоянием. На мой взгляд, это патология не только психической сферы человека, но и духовной. 
Для того, чтобы понять из какой ценностной модели складывается ваш мир на сегодня, можно составить иерархию своих ценностей. Довольно любопытный список ценностей я вычитал в книге Р. Поттера-Эфран "Стыд, вина и алкоголизм". Автором предлагается 11 наиболее распространенные ценностей людей. Примечательно, что эти понятия привязаны к потребностям, и не являются размытыми дефиницияим типа "семья"-"дом"-"огород". Вот они: 

  • Преданность
  • Веселье
  • Быть принятым другими
  • Честность
  • Получение знаний
  • Поддержание физического здоровья
  • Забота о себе
  • Возможность делиться чувствами
  • Финансовая обеспеченность
  • Забота о других
  • Ответственность


И из этого материала я предлагаю выполнить вам упражнение, для чего нужно внимательно изучить весь список. Можно при этом написать каждое на отдельном листке. После чего их все нужно расположить в порядке значимости лично для вас – от самой значимой до самой незначимой. Посмотрите на то, что у вас получилось. Если вы были достаточно честны с собой, перед вами возникла ваша собственная иерархия ценностей на сегодняшний день. И можно подумать, например, в такую сторону. Как такая иерархия отражается на вашей жизни и жизни вашего окружения? Помогает ли это вашей жизни или мешает? Получается ли жить согласно своим ценностям? Есть ли желание изменить положение какой-то из ценностей в иерархии? И если да, то что мешает это сделать? 

Кстати, если вы можете дополнить список ценностей – дополните его в комментариях. Прошу при этом избегать размытых понятий типа «Безусловная любовь», «Дружба», «Семья» и пр.



Просмотров: 598
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Методика "Иерархия жизненных ценностей" Или принцип счастливой жизни.
  • Интроект "Делай через "не хочу" разрушение установки , ассимиляция и защита ценностей.
  • "Сказ о Добром Молодце и Красной Девице". Объединяющая сила семейных ценностей.
  • "Мнимая система ценностей подростка".
  • Роль материальных ценностей в жизни ребенка
  • Формирование духовно-нравственных ценностей дошкольников на «Уроках Победы"
  • "Мы с тобой одних ценностей", точнее у нас с тобой они одинаковы!
  • О ценностях и ценности самой жизни. Выход на более высокий уровень.
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Одиночество травматика 2. "Мы чужие на этом празднике жизни".
  • Что такое сценарий жизни? Можно ли его "переписать"?
  • День "прав человека против жестокости и насилия" или Правила жизни Маленького принца
  • Жизнь со смыслом или реализация своих ценностей
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Упражнение "Истинные ценности"
  • Чего хочет современный подросток, или есть ли на самом деле разрыв ценностей между поколениями?
  • Кто формирует наш сценарий жизни или "Не люблю я этих врачов!"
  • Стыд, вина и система ценностей
  • "Работа с МАК". Расклад "Семейные ценности".
  • Если есть ради чего жить, то выдержишь любое "КАК"!
  • Сказка о жизни "Дар и Любовь". История первая "Зарождение любви".
  • Колесо ценностей. УПРАЖНЕНИЕ
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • «Древо семейных ценностей» - упражнение
  • Семья как определяющий фактор в формировании ценностей
  • Дневники Стройняшки "12 причин радоваться жизни и жить в стройности"
  • Как найти смысл жизни? Легко! "TOP 3" готовые программы предназначения человека. Выбери свою.
  • "Читательская автобиография в жизни человека"
  • Три причины "Плохих" конфликтов в вашей жизни и Выход из них



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь