|
Роль материальных ценностей в жизни ребенкаАвтор статьи: Петрунникова Раиса Владимировна
«Мой ребенок ни в чем не должен нуждаться!»; « Мы жили, перебиваясь, так пусть хоть дети поживут нормально!»; «Зачем плодить нищету! Сначала заработай, обеспечь, а потом рожай!»... - такие предписания бытуют в нашем обществе. Хорошо это или плохо – каждый судит по-своему. В каждом доме, где есть дети, их комнаты пренасыщены игрушками, подаренными нами и другими родственниками. Стремление что-то дарить и неспособность отказать присутствует у нас. Требуется гораздо больше мужества, чтобы сказать: «Нет, я не собираюсь покупать пупса, который умеет сморкаться», если все же есть средства на него, чем произнести извиняющимся тоном: «Мне жаль, но ты ведь понимаешь, что мы не можем себе позволить эту куклу», если на самом деле отец (мать) с трудом добывает средства, чтобы прокормить семью. Детская страсть к дорогостоящим игрушкам старательно культивируется их производителями через рекламу. Маленький зритель обычно смотрит, открыв рот от восторга и изумления, а через несколько минут он начинает кампанию, которая обойдется родителю в приличную сумму. Есть еще бабушки и дедушки, которых сообразительный ребенок может легко навести на мысль о желанном подарке. На крайний случай, есть Дед Мороз, он уж точно «не отвертится». Иногда родители испытывают чувство вины перед своим ребенком, если подобные игрушки уже есть у нескольких ребят со двора, поэтому чаще всего выполняют просьбу малыша. Многие родители могут сказать: «А почему бы и нет? Почему мы не должны доставлять нашим детям возможность радоваться плодам нашего благосостояния? Как можно отказывать ребенку в том, чего он пожелает?» Здесь разговор идет о количестве игрушек и пресыщении ими, когда ребенок уже становится не способным оценить действия родителей и быть благодарным им за подарок. Дети привыкают к мысли, будто они всегда имеют право на все, что бы им ни захотелось получить. Знакомое зрелище, когда ребенок разбирает груду подарков, преподнесенных ему на день рождения или на Рождество, стремительно снимая упаковки и отшвыривая в сторону, даже не удостоившись рассмотреть содержимое более внимательно. Мать ребенка, испытывая неловкость, не увидев ни радости, ни признательности малыша, может сказать ему: «Петя, посмотри, что это! Это замечательный подарок от бабушки! Что ты должен сказать? Поблагодари бабушку и поцелуй ее. Ты меня слышишь, Петя!» Конечно, мальчик может обнять и поцеловать бабушку, но испытает ли он чувство благодарности за подарок, высоко ли он оценит то, что досталось ему так легко, без особых усилий и желаний. Звучит парадоксально, но это так: мы лишаем ребенка удовольствия, когда предоставляем ему слишком много подарков. Предположим, что человек несколько дней подряд ест самую вкусную пищу, не вставая из-за стола. Под конец праздника всякая мысль о еде становится противной. Обычно еда ассоциируется у человека с одним из больших удовольствий в жизни, однако, когда наступает пресыщение, она теряет всякую привлекательность. То же самое происходит и от большого количества игрушек. Ощущение удовольствия возникает лишь тогда, когда удовлетворяется какая-то очень сильная потребность. Для человека, умирающего от жажды, стакан воды представляет большую ценность, чем слиток золота. Если не давать ребенку возможность сильно захотеть чего-либо, то он не получит подлинного удовольствия от подаренной ему вещи. Если, например, купить малышу трехколесный велосипед, когда он еще не умеет ходить, двухколесный – когда он не научился еще кататься на трехколесном, а кольцо с бриллиантом – до того, как он узнает ценность денег, то ребенок примет эти подарки без удовольствия и не почувствует особой признательности. Безмерно задаривая своих детей, мы мешаем ребенку страстно желать, мечтать об этой игрушке или вещи, строить планы прибретения ее. Может он и сам начал бы собирать и откладывать деньги, может даже решился бы подработать. Это тоже хороший опыт. Обладание одной и той же вещью у одних детей вызывает только зевоту, а у других – чувство обретения сокровища. Надо давать ребенку возможность испытывать трепет, вызванный ощущением временной недоступности страстно желаемого. Это для него будет более приятное и увлекательное переживание, чем привычка к бесконечным подаркам. У каждого из нас в детстве была любимая игрушка. Она была обласкана, затерта, потому что сопровождала нас везде: в гостях, у врача, в поездках. Она была незаменима, выполняя разные роли. Мы помним историю этой игрушки, и кто ее подарил. Игрушек было мало, но они были любимые. Скоро Новый год и Рождество. Дети и взрослые – все мы ожидаем праздника, и, конечно же, - подарки. Есть еще время подумать: какой подарок для наших детей станет любимым и таким желанным. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|