Роль материальных ценностей в жизни ребенка

«Мой ребенок ни в чем не должен нуждаться!»; « Мы жили, перебиваясь, так пусть хоть дети поживут нормально!»; «Зачем плодить нищету! Сначала заработай, обеспечь,  а потом рожай!»...  - такие предписания бытуют в нашем обществе. Хорошо это или плохо – каждый судит по-своему.

В каждом доме, где есть дети, их комнаты пренасыщены игрушками, подаренными нами и другими родственниками. Стремление что-то дарить и неспособность отказать присутствует у нас. Требуется гораздо больше мужества, чтобы сказать: «Нет, я не собираюсь покупать пупса, который умеет сморкаться»,  если все же есть средства на него, чем произнести извиняющимся тоном: «Мне жаль, но ты ведь понимаешь, что мы не можем себе позволить эту куклу», если на самом деле отец (мать) с трудом добывает средства, чтобы прокормить семью.

Детская страсть к дорогостоящим игрушкам старательно культивируется их производителями через рекламу. Маленький зритель обычно смотрит, открыв рот от восторга и изумления, а через несколько минут он  начинает кампанию, которая обойдется родителю в приличную сумму.  Есть еще бабушки и дедушки, которых сообразительный ребенок может легко навести на мысль о желанном подарке. На крайний случай, есть Дед Мороз, он уж точно «не отвертится».  Иногда родители испытывают чувство вины перед своим ребенком, если подобные игрушки уже есть у нескольких ребят со двора, поэтому чаще всего выполняют просьбу малыша.

Многие родители могут сказать: «А почему бы и нет? Почему мы не должны доставлять нашим детям возможность радоваться плодам нашего благосостояния? Как можно отказывать ребенку в том, чего он пожелает?» Здесь разговор идет о количестве игрушек и пресыщении ими, когда ребенок уже становится не способным оценить действия родителей и быть благодарным им за подарок. Дети привыкают к мысли, будто они всегда имеют право на все, что бы им ни захотелось получить.

Знакомое зрелище, когда ребенок разбирает груду подарков, преподнесенных ему на день рождения или на Рождество, стремительно снимая упаковки и отшвыривая в сторону, даже не удостоившись рассмотреть содержимое более внимательно. Мать ребенка, испытывая неловкость, не увидев ни радости, ни признательности малыша, может сказать ему: «Петя, посмотри, что это! Это замечательный подарок от бабушки! Что ты должен сказать? Поблагодари бабушку и поцелуй ее. Ты меня слышишь, Петя!» Конечно, мальчик может обнять и поцеловать бабушку, но испытает ли он чувство благодарности за подарок, высоко ли он оценит то, что досталось ему так легко, без особых усилий и желаний.

Звучит парадоксально, но это так: мы лишаем ребенка удовольствия, когда предоставляем ему слишком много подарков. Предположим, что человек несколько дней подряд ест самую вкусную пищу, не вставая из-за стола. Под конец праздника всякая мысль о еде становится противной. Обычно еда ассоциируется у человека с одним из больших удовольствий в жизни, однако, когда наступает пресыщение, она теряет всякую привлекательность. То же самое происходит и от большого количества игрушек.

Ощущение удовольствия возникает лишь тогда, когда удовлетворяется какая-то очень сильная потребность. Для человека, умирающего от жажды, стакан воды представляет большую ценность, чем слиток золота. Если не давать ребенку возможность сильно захотеть чего-либо, то он не получит подлинного удовольствия от подаренной ему вещи. Если, например, купить малышу трехколесный велосипед, когда он еще не умеет ходить, двухколесный – когда он не научился еще кататься на трехколесном, а кольцо с бриллиантом – до того, как он узнает ценность денег, то ребенок примет эти подарки без удовольствия и не почувствует особой признательности.

Безмерно задаривая своих детей, мы мешаем ребенку страстно желать, мечтать об этой игрушке или вещи, строить планы прибретения ее. Может он и сам начал бы собирать и откладывать деньги, может даже решился бы подработать. Это тоже хороший опыт. Обладание одной и той же вещью у одних детей вызывает только зевоту, а у других – чувство обретения сокровища.  Надо давать ребенку возможность испытывать трепет, вызванный ощущением временной недоступности страстно желаемого. Это для него будет более приятное и увлекательное переживание, чем привычка к бесконечным подаркам.

У каждого из нас  в детстве была любимая игрушка.  Она была обласкана, затерта, потому что сопровождала нас везде: в гостях, у врача, в поездках.  Она была незаменима, выполняя разные роли. Мы помним историю этой игрушки, и кто ее подарил. Игрушек было мало, но они были любимые. 

Скоро Новый год и Рождество.  Дети и взрослые – все мы ожидаем праздника, и, конечно же, - подарки. Есть еще время подумать: какой подарок для наших детей станет любимым и таким желанным.



Просмотров: 716
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • ...Когда в семье есть старший ребенок...
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Изобилие это когда всё есть и даже немножко больше, а лучше много про запас.
  • Как научить ребенка обращаться с деньгами? Часть 3. Когда и как давать ребенку собственные деньги?
  • Когда ребенок не хочет есть. Решение проблем пищевого поведения.
  • Как разводиться, когда есть дети? Профилактика детских психотравм при разводе родителей.
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Почему, если есть ребенок с особенностями, то нужна семейная терапия
  • Как работать, когда есть дети? Часть 1
  • Любовь к себе. Чего ты хочешь на самом деле, когда хочешь есть?
  • Чувство вины, когда ребенок попал в беду
  • Почему люди не обращаются за помощью к психологам, даже если есть острая потребность?
  • Что делать, если ребенок отказывается есть.
  • Когда маленький ребенок становится большой проблемой
  • Надо ли есть, когда не хочется есть?
  • Когда ребенок в раннем детстве теряет одного из родителей
  • Как легко влиять на ребенка. Когда дети хотят следовать за взрослым?
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Разводиться или нет, если уже есть дети?
  • Детская ревность: хорошо когда она есть
  • Когда ребенок не умеет проигрывать
  • Когда любовь и дружба на самом деле есть.
  • Что с нами происходит когда мы пытаемся показать себя лучше, чем мы есть?
  • Создайте себе ресурс на всю жизнь | Когда плохо, когда жизнь наперекосяк, когда чувство, что всё зря



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь