|
Методика "Иерархия жизненных ценностей" Или принцип счастливой жизни.Автор статьи: Мусаелян Елена Николаевна
Ученые, которые изучали идею в чем же состоит смысл счастливой человеческой жизни, пришли к такому выводу, что в основе ценностей именно счастливых людей стоят самые банальные вещи. Семья, хорошие теплые отношения с партнером, детьми, родственниками и друзьями, умение наслаждаться простыми радостями каждого дня. Наличие любимой работы. Умение отдыхать здоровым способом.
Именно поэтому хочется спросить: "Зачем таким основным человек приходит на прием к психологу? Что он у него ищет?" А ищет он секрет счастливой жизни и здорового успеха. Именно поэтому, когда я писала свою кандидатскую по проблемам предотвращения склонности людей к деструктивному поведению, я подобрала эту легкую в применении методику, которой пользуюсь с удовольствием до сих пор в индивидуальной и групповой работе. Цель методики: переосмыслить собственные жизненные ценности, научиться отличать главные ценности от второстепенных, сформулировать правильные жизненные приоритеты. Задание: участники (клиент) на листе бумаги рисуют 8-10 кругов один в другом. Можно раздать заготовки распечатанные на принтере. Круг, который находится в середине, имеет наибольший статус. Психолог предлагает важные для человека вещи, людей, увлечения (родители, дети, партнер, друзья, домашние животные, работа, спорт, хобби, материальные блага и т.д.) разместить согласно иерархии собственных ценностей. После выполнения задания листики откладываются в сторону. А руководитель группы читает мини-лекцию о важности правильного акцентирования жизненных приоритетов в жизни каждого человека. Потом происходит обычно бурное обсуждение группой данного вопроса. Так как довольно часто каждый человек доказывает, что ценности у каждого должны быть в жизни свои и что именно этим мы друг от друга и отличаемся. И что этим то мы и ценны, что мы разные. Но смысл упражнения заключается именно в том, хочет ли человек вести именно счастливый и здоровый образ жизни, а не доказывать свою точку зрения. Классическая иерархия такова: Я (я и бог) Партнер Дети Родители Работа Спорт, желание следить за своим здоровьем Хобби И т.д. Проблема в том, что если рассматривать выполненное задание у разных участников, то очень многие делают серьезные ошибки, акцентируя свое основное внимание на абсолютно других вещах. Кто-то ставит свою маму (родителей) выше своей собственной семьи. Кто-то забывает напрочь о себе, даже не записав себя хоть в какой-либо круг. Кто-то ставит рядом с собой детей, а не партнера. Даже не понимая, что дети через время должны обязательно "выпорхнуть из гнезда". А доживать ему возможно будет не с кем. Часть людей, выполняющих задание, ставят на самые высокие "ступеньки лестницы приоритетов" материальные блага. Тут задача психолога заключается в том, чтобы объяснить, что материальные ценности не дают длительного стойкого ощущения внутреннего удовлетворения (несколько минут, день, месяц можно радоваться, что твоя яхта на 12 см длиннее, чем у соседа). А например, такие потребности как, наличие гармоничных отношений с окружающими дает ощущение внутренней гармонии, спокойствия, внешней опоры и радость интересного общения. Когда человек сам пописывает и рассматривает выполненное упражнение, то нередко уже в процессе выполнения происходят некоторые небольшие для него открытия. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|