Колесо Ценностей. УПРАЖНЕНИЕ ⠀ Данное упражнение отлично подойдет: а) Терапевтам для работы с клиентами; б) Для людей, которым есть к кому это упражнение принести. Так как лучше его использовать в обсуждении и с грамотными вопросами со стороны. ⠀ Инструмент заимствован из коучинга, однако я уверен что множество психологов используют его в своей практике. ⠀ В финальной стадии, упражнение представляет собой круг с определенным количеством ячеек, в каждую из которых вписывается одна из важных в том или ином запросе ценность. ⠀ Алгоритм работы с упражнением: ⠀ 1. Выявляем запрос. Для работы с данным инструментом, запрос должен звучать как неудовлетворенность человеком какой-то из своих сфер или жизнью в целом. Пример запроса: ежедневная скука, отсутствие интереса в жизни. ⠀ 2. Проясняем, что должно происходить, чтобы человек стал более удовлетворён своим днем.
Вопросы могут быть различны: – Чем должен быть наполнен день, чтобы он стал более интересным? – Что должно происходить в течение дня, чтобы чувствовалась бо'льшая наполненность? – Как вы поймете, что день был интересным? – Что должно быть намечено в планах на день, чтобы вам хотелось проснуться с утра и скорее к этому приступить? – Представьте, что вечером вы подводите итоги отлично прожитого дня, что вы скажете? Какие события, эмоции и достижения будут отмечены? – Что бы хотелось убрать из своей жизни и почему? Что это у вас отнимает? – Были ли в жизни периоды, когда жизнь ощущалась как наполненная и интересная? – Можно попробовать упражнение, в котором необходимо представить свой 60-ти летний юбилей и подробно описать, как он проходит (данное упражнение подойдет не для всех). – Можно просто попросить человека описать свой идеальный день. И т.д. Вопросы индивидуальны и зависят от того или иного человека, запроса, состояния. Пример ответов:"мое утро должно начинаться баз спешки с чашкой ароматного кофе, стоя на балконе с красивым видом из окна в полной тишине"; "я должен просыпаться с ощущением, что я хочу сделать что-то интересное и важное"; "мне очень не нравится, что приходится много сидеть на рабочем месте"; "свои 60 лет я хотел бы провести в кругу семьи".
Ответы могут быть различны, и спрашивать лучше до тех пор, пока человек не проговорит все неудовлетворенные потребности, желания и имеющиеся недовольства. Стимулируя так называемым вопросом "А ещё?" ⠀ 3. Третьим шагом необходимо прояснить что за ценности стоят за ответами. Например, за желанием выпивать чашку кофе, находясь в тишине и одиночестве, это может быть: – Ценность уединения и прислушивания к себе; – Потребность в успехе, так как подобная атмосфера часто ассоциируется с этим понятием. А особенно навязывается извне.
Желание провести свои 60 лет в кругу семьи, скорее, прямо указывает на ценность семейных отношений и близости. Необходимо конкретно прояснить каждую важную для человека ценность и записать в список, например: а) Активность; б) Наличие важной цели; в) Семья; г) Общение; д) Знания; е) Внешность.
4) Следующим шагом необходимо выделить 3 наиболее важные ценности (на фото мы обозначили их "!") из всех перечисленных. Бывает так, что приятные, но не столь важные для человека потребности и ценности отнимают энергию и время для удовлетворения наиболее значимых. ⠀ 5) Затем, напротив каждой ценности, важно поставить баллы от 1 до 10, в зависимости от того, насколько ценность присутствует в жизни и удовлетворяется в настоящее время. ⠀ 6) Заключительным шагом будет зарисовка колеса, в котором прекрасно видны перекосы в ту или иную сторону.
Чем больше пустота, присутствующая в ячейке (особенно, если эта ячейка с восклицательным знаком), тем больше неудовлетворенности и пустоты чувствует человек. В приведенном примере, в одной из наиболее важных сфер присутствует наибольшая неудовлетворенность. И заполнение только одной этой сферы может иметь большой результат в степени удовлетворенности жизнью.
Этот инструмент отлично подходит для дальнейшей работы в сторону расширения системы целей для удовлетворения имеющихся недостатков. ⠀ Успехов вам в жизни и в профессиональной деятельности!
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.