Колесо Ценностей. УПРАЖНЕНИЕ
⠀
Данное упражнение отлично подойдет:
а) Терапевтам для работы с клиентами;
б) Для людей, которым есть к кому это упражнение принести. Так как лучше его использовать в обсуждении и с грамотными вопросами со стороны.
⠀
Инструмент заимствован из коучинга, однако я уверен что множество психологов используют его в своей практике.
⠀
В финальной стадии, упражнение представляет собой круг с определенным количеством ячеек, в каждую из которых вписывается одна из важных в том или ином запросе ценность.
⠀
Алгоритм работы с упражнением:
⠀
1. Выявляем запрос. Для работы с данным инструментом, запрос должен звучать как неудовлетворенность человеком какой-то из своих сфер или жизнью в целом.
Пример запроса: ежедневная скука, отсутствие интереса в жизни.
⠀
2. Проясняем, что должно происходить, чтобы человек стал более удовлетворён своим днем.
Вопросы могут быть различны:
– Чем должен быть наполнен день, чтобы он стал более интересным?
– Что должно происходить в течение дня, чтобы чувствовалась бо'льшая наполненность?
– Как вы поймете, что день был интересным?
– Что должно быть намечено в планах на день, чтобы вам хотелось проснуться с утра и скорее к этому приступить?
– Представьте, что вечером вы подводите итоги отлично прожитого дня, что вы скажете? Какие события, эмоции и достижения будут отмечены?
– Что бы хотелось убрать из своей жизни и почему? Что это у вас отнимает?
– Были ли в жизни периоды, когда жизнь ощущалась как наполненная и интересная?
– Можно попробовать упражнение, в котором необходимо представить свой 60-ти летний юбилей и подробно описать, как он проходит (данное упражнение подойдет не для всех).
– Можно просто попросить человека описать свой идеальный день.
И т.д.
Вопросы индивидуальны и зависят от того или иного человека, запроса, состояния.
Пример ответов: "мое утро должно начинаться баз спешки с чашкой ароматного кофе, стоя на балконе с красивым видом из окна в полной тишине"; "я должен просыпаться с ощущением, что я хочу сделать что-то интересное и важное"; "мне очень не нравится, что приходится много сидеть на рабочем месте"; "свои 60 лет я хотел бы провести в кругу семьи".
Ответы могут быть различны, и спрашивать лучше до тех пор, пока человек не проговорит все неудовлетворенные потребности, желания и имеющиеся недовольства. Стимулируя так называемым вопросом "А ещё?"
⠀
3. Третьим шагом необходимо прояснить что за ценности стоят за ответами.
Например, за желанием выпивать чашку кофе, находясь в тишине и одиночестве, это может быть:
– Ценность уединения и прислушивания к себе;
– Потребность в успехе, так как подобная атмосфера часто ассоциируется с этим понятием. А особенно навязывается извне.
Желание провести свои 60 лет в кругу семьи, скорее, прямо указывает на ценность семейных отношений и близости.
Необходимо конкретно прояснить каждую важную для человека ценность и записать в список, например:
а) Активность;
б) Наличие важной цели;
в) Семья;
г) Общение;
д) Знания;
е) Внешность.
4) Следующим шагом необходимо выделить 3 наиболее важные ценности (на фото мы обозначили их "!") из всех перечисленных. Бывает так, что приятные, но не столь важные для человека потребности и ценности отнимают энергию и время для удовлетворения наиболее значимых.
⠀
5) Затем, напротив каждой ценности, важно поставить баллы от 1 до 10, в зависимости от того, насколько ценность присутствует в жизни и удовлетворяется в настоящее время.
⠀
6) Заключительным шагом будет зарисовка колеса, в котором прекрасно видны перекосы в ту или иную сторону.
Чем больше пустота, присутствующая в ячейке (особенно, если эта ячейка с восклицательным знаком), тем больше неудовлетворенности и пустоты чувствует человек. В приведенном примере, в одной из наиболее важных сфер присутствует наибольшая неудовлетворенность. И заполнение только одной этой сферы может иметь большой результат в степени удовлетворенности жизнью.
Этот инструмент отлично подходит для дальнейшей работы в сторону расширения системы целей для удовлетворения имеющихся недостатков.
⠀
Успехов вам в жизни и в профессиональной деятельности!