Клиент и психолог: поиск будущего.

Клиент и психолог: поиск будущего.

 

Беседа, направленная на решение - это понятие, в корне отличное от того,

 что я называю «беседой вокруг проблемы»

Дэвид Эпстон

 

            В современном обществе люди все больше испытывают сложности по занятию своего места в социуме,  в решении большого количества стрессовых ситуаций. Это и взаимоотношения на работе и в семье, воспитание детей, определение целей и трудности в их реализации, преодоление личных проблем, мешающих человеку быть счастливым сегодня и с надеждой смотреть в будущее.

            Сейчас есть большое количество профессиональных психологов и психотерапевтов, которые работают с такими людьми, и оказываю им помощь в данных вопросах. Клиенту есть к кому обратиться и найти своего психолога.

Тем не менее, существует ряд трудностей в проведении встречи «клиент-психолог». В принятой практике психологи большую часть времени уделяют поиску первопричин психологической травмы клиента и очень мало по нацеленности на её решение сегодня. А работа на долгосрочную перспективу, когда в будущем сам клиент сможет самостоятельно преодолевать похожие ситуации, практически совсем не ведется.

Проводимые встречи психолога с клиентом становятся все более короткие по количеству проводимых встреч. Клиенты хотят немедленных изменений, а психолог вынужден идти долгим путем поиска первопричин возникшей ситуации и работать по её изменению. В результате клиент не дожидается какого-либо улучшения своего состояния и бросает терапию.

Сегодня идет трансформация терапевтической практики. Наряду со старыми проверенными методами появляются новые  направления оказания психотерапевтической помощи людям. Психолог уже не проводит директивную консультацию, а становится рядом с клиентом и уже вместе начинают искать альтернативные, зачастую неординарные способы преодоления возникшей ситуации сегодня и способов предотвратить её в будущем. Данное направление реализует на практике тезис «здесь и сейчас», который становится популярным в последнее время.

В ходе сессии идет поиск новых, пусть даже самых необычных способов решения проблемы клиента. Причем размышляют и обмениваются мнениями клиент и терапевт на равных, на общей территории, в ходе диалога двух людей идущих не вглубь проблемы, а идущих от проблемы к её разрешению. Конечной целью ставится не преодоление или принятие стрессовой ситуации клиентом, а её преображение сегодня и устремленность в будущее. Тут и психологу важно не забывать, что в ходе такой терапии меняется не только клиент, но происходит трансформация и его самого, его видение различных человеческих ситуаций и путей их решения. Это уже не просто консультация, это новая форма общения психолога и клиента, где моделируется другая реальность, где становится видна другая жизнь человека уже без проблемы.

Многие могут выразить протест по поводу ухода на сессии от поиска первопричин возникших проблем. Тут важно отметить, что данные причины зачастую носят не только индивидуальный конкретный характер, но имеют ярко выраженную социальную окраску и зачастую оказывающиеся вне сферы влияния самого клиента. И вдобавок сложная современная жизнь многократно преломляется в понимании людей и вызывает совершенно разную оценку первопричины проблемы человека у разных людей.

Перейдем непосредственно к проводимой сессии. Психологу, прежде всего, необходимо убрать директивность из своей работы. Отношения строятся как равных партнеров, вместе ищущих пути решения возникшей у клиента проблемы. Начинаем рассматривать проблему с разных сторон, желательно с самых неожиданных. Психолог, тонко направляя клиента, помогает ему посмотреть на ситуацию по-новому, под другим углом зрения или с позиции другого человека. Показываем, чем плюсы данной проблемы для клиента, как она ему помогает в жизни.  Интерпретируя высказывания клиента, терапевт постепенно вводит новые данные по проблеме, неосознанные ранее клиентом.

В дальнейшем на сессии мы начинаем уходить в будущее. Можно посмотреть, что измениться, когда проблема будет решена. Например, клиент пусть напишет психологу, из будущего, письмо как он живет без проблемы, выразит ему свою признательность за их совместную работу. Пусть опишет свою жизнь, какой она стала, как он счастлив.

Хочется предостеречь психолога от постоянного упоминания в ходе встречи проблемы клиента. Повторяемая постоянно и соответственно вызываемая к жизни проблема вместо того чтобы трансформироваться, наоборот глубже укореняется в сознании человека.

В ходе совместной беседы достигается атмосфера открытости. Беседу следует вести в конструктивном ключе, убирая поиск причин и виноватых. Мы исследуем потенциал клиента, его решимость в преодолении ситуации, в его желании развиваться и нацеленность на будущее.

Незаменимыми помощниками на последующих встречах могут выступать и приглашенные родственники и близкие друзья клиента (конечно с его разрешения и желания). Взгляд близкого заинтересованного окружения клиента, тех людей кого он любит и кому доверяет, с кем он встречает настоящее и с кем идет в будущее – может оказаться очень эффективным. Все сидят в одной комнате, желательно по кругу, видя, и ощущая поддержку друг друга. В этой атмосфере любви, открытости, позитивного взгляда, клиенту проще перейти он негатива сейчас к своему лучшему будущему. Присутствующие на сессии могут озвучить зачастую неожиданные и оригинальные пути решения проблем клиента. Ведь они не в ситуации, имеют свой взгляд на проблему и хорошо знают особенности клиента.

Еще один важный момент. Зачастую клиент приходит не с одной проблемой, а с несколькими. Они зачастую взаимосвязаны или вытекают одна из другой. Как тут разобраться в этом хитросплетении. Такие проблемы не нужно стараться разобрать все вместе. Уберите их  взаимосвязь. Вычлените основную проблему и начинайте с ней работать. И её решение можно использовать и для решения других проблем. А так работаем с каждой в отдельности.

В разговоре с клиентом постарайтесь на начальном этапе избегать анализа ситуации, делайте больше абсурдных и изобретательных объяснений и предположений. Пусть границы мировоззрения клиента расширятся и он может увидеть то, что с ним происходит совершенно с другого неожиданного для него ракурса.

Не забываем про благодарность присутствующим на сессии людям за любую помощь и поддержку в работе. Поощрения очень хорошо усиливают эффективность терапии.

И последнее. Постарайтесь показать клиенту, что трудности в жизни, правильно позитивно понятые, позволяют приобрести положительный опыт, который очень поможет ему в дальнейшей счастливой жизни.

Ковалев Игорь, психолог, г.Омск.



Просмотров: 468
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Использует ли психолог клиента для решения собственных проблем? О созависимости психолога.
  • Что делает психолог? И что происходит во время встречи клиента и психолога?
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Проблемы при сотрудничестве клиента и психолога. Часть 2
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Проблемы при сотрудничестве клиента и психолога
  • Страхи клиента, которые мешают эффективной сессии у психолога
  • Уровни анализа проблемы клиента
  • По страницам сайта b17.ru. Погрешность клиента № 2. Контроль клиента над деятельностью психолога.
  • Место экзистенциальных проблем в жизни человека и терапии клиента: неопределенность личная и понятийная
  • Портрет современного клиента: клиент-травматик
  • Практический психолог в работе с кризисом середины жизни клиента.
  • В копилку психологу. Направляем клиента, выясняем факты, меняем восприятие ситуации!
  • Выбор партнера. Решение личных проблем клиента. Финальная работа.
  • Что делает супервизор во время сессии терапевта и клиента
  • Травмировать клиента на сессии, возможно ли это?
  • Особенности психоаналитической психотерапии и их влияние на решение проблем клиента
  • Мини-разбор реальной финансовой ситуации клиента
  • Аноргазмия. Панические атаки. Решение проблем клиента
  • «Хороший-плохой» психолог. Пособие по посещению. Беседа о сопротивлении и ответственности клиента.
  • Психолог как «Зеркало» для Клиента
  • Бывает ли, что психолог отказывается консультировать клиента? (история из практики 2)
  • Бывает ли, что психолог отказывается консультировать клиента? (история из практики)
  • 7 проблем человека, которые зачастую ведут его к психологу
  • Должен ли психолог понимать клиента с полуслова?
  • Психолог, поделись деньгами! Парадоксы запроса клиента.
  • Поиск клиента
  • Интернет и новые технологии для психолога и клиента
  • Правила совместной работы психолога и клиента
  • Особенность клиент-терапевтической сессии в гештальт-терапии.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь