|
Уровни анализа проблемы клиентаАвтор статьи: Геннадий Малейчук
Всякий человек есть история, не похожая ни на какую другую. Алексис Каррель
Уровни анализа проблемы клиента Любая психологическая проблема может быть рассмотрена и проанализирована на разных уровнях, не исключающих, а дополняющих друг друга. Можно выделить следующие уровни существования проблемы: симптоматический – характерологический – организации личности – взаимодействия – трансгенерационный. Остановлюсь на них подробнее: Симптоматический уровень – характеризует специфику ситуативных (острых) проявлений проблем клиента. Первая встреча с клиентом обычно начинается с предъявления им этого уровня проявления проблемы. Это то, что может терапевт наблюдать реально, а также слышать в рассказах-жалобах клиента. Симптоматический уровень существования проблемы проявляется как острое реагирование на жизненную ситуацию посредством симптома. Симптом здесь выполняет защитную функцию, являясь способом совладания с проблемной ситуацией. Защитная функция симптома включается тогда, когда не срабатывает характерологический уровень защиты. Это происходит в ситуации острой травмы (психогении), которая и запускает симптоматическую реакцию. Симптоматическая защита срабатывает в том случае, когда ситуация является запредельной для устоявшейся характерологической защиты, подрывает ее, выходит за границы адаптационных возможностей клиента. В таком контексте рассмотрения, симптом – это тоже способ адаптации. Анализ симптомов клиента предполагает выяснение того, посредством каких симптомов проявляется его проблема. Чаще всего встречается (в моей практике) следующая симптоматика:
Оставаться в терапии на уровне симптома – значит работать лишь с внешними проявлениями проблемы, не выясняя причин ее возникновения. Неудивительно, что терапия, ориентированная на симптом, имеет краткосрочный эффект – истоки, «корни» проблемы оказываются непроработанными и симптом опять начинает «прорастать». Зачастую в новом месте. Начав работу с симптомом, практически всегда переходишь на более глубокие уровни анализа. Исключение составляют лишь ситуативно обусловленные проблемы. Это такие случаи, когда проблема у клиента возникает из-за неожиданной, непривычной, нестандартной ситуации, справится с которой ему не хватает знаний-умений-навыков. Но это уже не терапия, а консультация. В данном случае нет необходимости «откапывать» более глубокие причины проблемы клиента, достаточно дать ему другой ракурс видения проблемы, показать другие возможные способы ее решения, либо вооружить его недостающими навыками-умениями для решения возникшей необычной для него ситуации. В том же случае, когда выясняется, что не ситуация, а сам человек является источником, «автором» своих проблем, мы обращаемся к следующему, более глубокому уровню анализа – анализа структуры его характера или личностной организации и переходим на характерологический уровень. Характерологический уровень – характеризует специфику структурных (хронических) проявлений проблемы клиента. Определенные черты характера человека становятся акцентуированными, в связи с чем, структура характера перестает быть гармоничной, сбалансированной, что может приводить к нарушению адаптации человека к миру и проявляться для него в виде психологических и иных проблем. Характерологический уровень проблемы можно обнаружить в повторяющихся эпизодах в жизни клиента, истории его жизни, в стереотипных, автоматических способах поведения, которые приводят к возникновению у него проблем. Характер – это тоже способ адаптации, защита. Определенный способ реагирования, первоначально возникнув как творческое приспособление, с течением времени утрачивает свой творческий характер (ситуация, обстоятельства изменились) и становится устойчивой чертой личности, сузив возможные способы реагирования человека. Анализ характера предполагает исследование типичных черт характера клиента с определением структуры личности, ее типологии. Наиболее часто в психотерапевтической работе встречаются следующие типы личности:
В терапии также важно понимать, кроме описанной выше структуры личности, основанной на выделении типа личности, также уровень развития личностной организации или степень патологии (Мак-Вильямс). Уровень организации личности – характеризует специфику глубинных нарушений проблем клиента. Здесь речь идет о системе наиболее устойчивых чертах личности, которые могут вызывать проблемы психологического плана. Уровень организации личности характеризуется:
Выделяют следующие уровни организации личности (по Н. Мак Вильямс): невротический, пограничный, психотический. Выделенные варианты анализа (типы личности и уровни ее организации) не исключают, а дополняют друг друга. Так, к примеру, можно быть нарциссом (тип личности) на разном уровне организации личности: невротическом, пограничном, психотическом. Выделение уровня личностной организации позволяет лучше понимать степень нарушенности клиента и более адекватно планировать стратегию работы с ним, а также методы, приемы и способы контакта с клиентом. Работая на уровне анализа структуры характера, неизбежно попадаешь на уровень отношений. Завершающим этапом диагностики является – анализ раннего детско-родительского взаимодействия клиента с его значимыми фигурами. Я называю этот уровень работы – уровень взаимодействия. Уровень взаимодействия – характеризует специфику ранних детско-родительских взаимодействий клиента со значимыми для него объектами. Эти нарушения проявляется в негативных установках клиента к миру, другому человеку, к самому себе. Они прочно врастают в его картину мира, картину себя и картину другого и становится причиной его психологических проблем. Такого рода установки являются результатом нарушений отношений родителей к ребенку. Наиболее типичные негативные нарушения отношений родителей к ребенку следующие: отвержение, игнорирование, использование, соблазнение. Вследствие чего оказываются фрустрированы базовые потребности ребенка – в безопасности, в привязанности, в принятия, в поддержке, безусловной любви. Результатом таких фрустраций являются следующие установки к миру и другому у ребенка – обида, настороженность, озлобленность, вина и др. Анализ раннего детско-родительского взаимодействия включает в себя изучение специфики этого взаимодействия, содержание ранних фрустрированных потребностей клиента, изучение сформировавшихся установок клиента к миру, являющихся причиной его проблем во взрослой жизни. Данный этап в диагностико-терапевтической работе необходимо предполагает изучение истории жизни клиента, в первую очередь его истории детства. В некоторых случаях терапия не останавливается на вышеописанных уровнях. Я думаю, что каждый терапевт встречался в своей работе с такого рода проблемами, которые невозможно объяснить исходя лишь из истории жизни клиента. Возникает необходимость обращения к исследованию родовых связей клиента, обращению к его генеологии. Трансгенерационный уровень – характеризует специфику межпоколенного взаимодействия клиента. Проявляется в виде жизненных сценариев, психологических игр, приводящих к возникновению у клиента психологических проблем. Обращаясь к данному уровню анализа, мы выходим из зоны личного опыта клиента. Здесь мы имеем дело с такими проблемами, которые он неосознанно «наследует» по линии своего рода. Здесь терапевт попадает в достаточно мистическую область, населенную семейными тайнами, мифами, скелетами в шкафах. Выделенные уровни - суть разные проявления одной проблемы. Разные школы психотерапии работают, как правило, каждая на своем уровне. Поясню.
Обобщая вышеописанную модель анализа проблемы клиента можно отметить, что он осуществляется последовательно по направлениюот симптома к характеру и от характера к взаимодействию.
Возможна консультация по скайпу Скайп Login: Gennady.maleychuk Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|