|
5 секретов работы с мотивационной сферой личности клиента.Автор статьи: Новикова Светлана Михайловна
5 секретов работы с мотивационной сферой клиента. Или важные тонкости работы с мотивационной сферой личности. Из опыта работы. Любая деятельность человека, как нам хорошо известно, начинается с мотивации или мотивирования. Без мотивации нет деятельности! 1. Мотивация (от лат. Movere) - побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. 2. Мотивирование - это процесс воздействия на внутренний мир человека, самим человеком или кем-то другим, с целью побуждения к определенным действиям. Разъясним сразу: мотивация и мотивирование, в чем разница? Мотивация, как хорошо пишет Нефедов К., она - внутри, это невидимые «пружинки», движущие человеком. А мотивирование, оно всегда снаружи, это те действия, которые предпринимаем мы по отношению к себе или другие люди по отношению к нам, чтобы побудить нас на действие, направить в нужное русло. Когда психолог работает с клиентом над проблемой формирования важной для клиента деятельности (похудение, зарабатывание денег, выход замуж, учение), он мотивирует его. А для чего ему нужна мотивационная сфера клиента? - спросите вы. А для того, чтобы уже хорошо/четко/профессионально сработать на самом первом (начальном) этапе, на который наша деятельность ляжет гладко, крепко, надежно. Секрет 1. Любую работу с клиентом закономерно/полезно/эффективно начинать с мотивирования. Мотивационная сфера личности — это внутренняя область в психике человека, где хранятся все те потребности, мотивы и цели, которые вызывают деятельность именно этого человека. Сразу обращаем внимание: мотивационная сфера хотя и есть у каждого, но у этого каждого она своеобразна и неповторима (!). Одного зарабатывать сподвигает — любовь иметь много денег, второго — мысли об обеспеченной старости. Один худеет и успешно, чтобы представители противоположного пола смотрели, второй — чтобы обмануть свой возраст («Ха! Говорят с возрастом полнеют, а мне, что 50? разве по мне скажешь?»). Один хулиган в восьмом классе начинает учиться — мысли о его будущим у родителей начинают не только достигать его уха, но и «входят» в голову. А другой, потому что девочка, которая у него недавно появилась выставляет ему претензии (уж как то не солидно трояки с двойками и замечаниями домой носить и даже ей порой бывает стыдно), а ему уже так хочется любви и принятия (по А.Маслоу). Итак, мотивы, потребности и цели – являются основными составляющими мотивационной сферы человека. Секрет 2. Когда клиент делает заказ на изменение своей жизни или на освоение новых видов деятельности, или на развитие новых качеств личности, первое, что надо сделать специалисту — изучить мотивационную сферу своего клиента, чтобы не выдумывать несуществующие мотивы, чтобы не предлагать, желая попасть пальцем в небо, то, что к его клиенту не имеет никакого отношения. - А вы что? Не хотите зарабатывать? (Все вокруг хотят, а он, видите ли, не хочет. Отбивается от общепринятой мотивации). - А вы, что? Не хотите стройного тела? (Рекламу не смотрит. Ни к чему не стремится. Запустил тут себя). - А ты, что? Не учишься? И не собираешься дальше? (Вот, что ты с таким будешь делать? Еще к психологу таких водят! А я что с ним стану делать?) Гораздо дальше идет западная психология и НЛП, стараясь вскрыть за общепринятым навызываемым мотивом -свой, природный психический. - Что будет, когда вы станете зарабатывать? - В чем измениться ваша жизнь, когда вы похудеете? (хотя Запад он всегда очень аккуратен в высказываниях, и он скажет так: «когда вы достигнете желаемого веса»). - Что ты почувствуешь, когда принесешь из школы четверку иди даже -нет, пятерку? А что ты почувствуешь, когда увидишь, как вытянется лицо у мамы? А что мама почувствует и тебе скажет?..правда, приятно? Как я люблю НЛП. Особенно шестишаговый рефременг. Но мне всегда в нем чего-то вечно не хватает :*)) смысла, который есть в отечественной психологии. Акцентируем внимание еще раз: мотивационная сфера каждого клиента своеобразна и неповторима. Итак, продолжим. Секрет 3. Когда мы изучаем мотивационную сферу человека/ клиента, хорошо оценить ее с точки зрения развитости: 1. Развитая мотивационная сфера (мотивов много, они широкие, гибкие и находятся в согласованной иерархии). Что нам это дает? Если мотивационная сфера развита, то у нас больше возможности подключить к осуществлению деятельности многие мотивы. Например, зарабатывание. Мотивы: самому себе обеспечить достойную жизнь, поделиться своей достойной жизнью с членами своей семьи (например, отправлять бабушку с дедушкой каждый год на юга и не только их), создать себе финансовый резерв для обеспеченной старости и не зависеть от того, что происходит в нашем государстве, выразить уровень своего профессионализма в денежном эквиваленте (у меня два клиента на этом мотиве нашли новую работу, хотя сейчас к нам пришел кризис), быть лучше, чем Любка с пятого этажа (куда и без этого) и так далее. Поскольку, как мы знаем, мотивы — динамичны, если один потерял свою мотивационную силу, деятельность будет держаться еще на трех и продолжаться себе, пока клиенту надо. А ведь мы учим его (= развиваем), что быть деятельным — классно, приятно и уважительно. И он молодец! То есть положительно-подкрепляем и наполняем мотивы энергией. 2. Неразвитая мотивационная сфера (мотивов мало, они узкие и прибывают в беспорядке, иерархия отсутствует). В этом случае клиент не только говорит: - А я не знаю, чего я хочу. И не знаю, вообще, хочу ли. Но ты, как психолог, тестируешь его внутреннюю реальность и утверждаешься: а, правда, чего он хочет? И тут дело даже не в его амбивалентности, а просто в узости малочисленности мотивов мотивационной сферы. И тогда возникает справедливый вопрос: а вообще, как тогда возможна деятельность?
И тут уже высший пилотаж психолога: 1. найти мотив посильнее, 2. присоединить к нему деятельность, 3. начать деятельность, 4. формировать другие сопутствующие мотивы и развивать мотивационную сферу клиента. Два случая из практики. Женщина, 39 лет. Заказ: хоть рыбой. Объяснение: да, что я такая...ни рыба, ни мясо. Метафора — в точку. Мотивационная сфера: 1. быть не хуже, чем другие (мотив принадлежности к группе под названием «не хуже»), 2. не напрягать нервы (мотив самосохранения), 3. мотив в безопасности, 4. мотивы биологические. Мальчик, 12 лет. Заказ: учебная деятельность. Мотивационная сфера: 1. это им так надо, пусть сами учатся (подростковый мотив противостояния среде), 2. получения удовольствия от тщетности попыток окружающих, хоть в применении кнута, хоть пряника (мотив положительных впечатлений перевернутый с ног на голову), 3. мотив в безопасности, 4. мотивы биологические. + традиционная психологическая защита (этому психологу я вообще ничего говорить больше не буду). Параметры оценки развитости мотивационной сферы: - это широта, - гибкость - и иерархизированность. Под широтой мотивационной сферы личности следует понимать качественное разнообразие мотивационных факторов. Гибкость мотивационной сферы: более гибкой считается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения одной актуальной потребности могут быть использованы разные способы. Приведем пример с едой. Голод. Человек может наесться бутербродом, йогуртом и яблоком, или тарелкой супа? Или только половинкой от жареной курицы?
Леонтьев А.Н. просит нас заметить, что широта и гибкость характеризуют мотивационную сферу человека по-разному. Широта - это разнообразие потенциального круга предметов, способных для данного человека служить средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкость - подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организованности мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями. Иерархизированность мотивационной сферы – это характеристика строения уровней организации мотивационной сферы. Потребности, мотивы и цели не существуют в ней как придется, а увязаны в структуру и соподчинены друг другу. Одни мотивы сильнее других и возникают чаще; другие слабее и, соответсвенно, проявляются реже. Секрет 4, который мне открыл А.Маслоу. Значение имеют как актуальные потребности действующие в психике человека, так и депривированные потребности. И даже опыт показывает больше: в том случае, если клиент имеет узкую не-развитую мотивационную сферу, сразу работай на депривированных потребностях. Эффект будет колосальным. Итак, в том случае, если у клиента диагностирована слабо-равитая мотивационная сфера, то мы работаем над потребностями, которые у данной личности были депривированны.
Депривация ( deprivatio — потеря, лишение) — внутреннее психическое состояние, связанное с повсеместным обеднением среды, в которой живет современный человек. И которое заключается в лишении возможности удовлетворения самых необходимых жизненных потребностей (таких как сон, пища, жилище, общение), либо лишением необходимых благ, к которым человек стремился очень долго (стройность, семья, уважение).
Депривированные потребности — потребности, которые были ранее актуальны в психике человека, но не нашли своего пути удовлетворения.
Часто депривированными потребностями оказываются:
1. потребность в насыщенной различными стимулами полноценной среде,
2. потребность в теплом и безопасном эмоциональном контакте,
3 потребность в положительных общественных связях, обеспечивающих возможность действенной интеграции личности,
4. потребность в открытом выражении себя (своего тела, мыслей и чувств),
5. потребность в уважении и принятии,
6. потребность в реализации своего «Я», которая дает возможность овладеть раздельными общественными ролями и ценностями.
Всем нам известна классификация потребностей А.Маслоу. Каждая потребность рождает определенный мотив. Но эта классификация далеко не единственная. Лично мне очень нравится классификация Хекхаузена. Схему по ней вы можете видеть ниже.
Рассмотрим связь мотивов и потребностей человека в мотивационной сфере личности. Это тоже, на мой взгляд, очень интересно, хотя общая психология и бывает похожа на китайский кросворд.
Потребность, как нам известно, объективное состояние нужды в чем-либо. Уделяем внимание пометке «объективное». То есть то, что существует в психике независимо от человека. Его воли и желания. Как к примеру, хотел бы не есть, но есть объективное чувство голода. Хотя, сразу заметим, 50% клиентов вообще умеют прекрасно оспаривать объективность собственных потребностей (но это мы сразу относим к теме «психологические защиты личности»).
Итак, потребность создает психо-физиологическую основу для возникновения деятельности. Самый простой пример, потребность в приеме пище, она проявляется в нас в чувстве голода: работает сигнал в психике = организму нужна пища. Человек либо поест, либо, если голод не очень сильный, откажется от еды. В зависимости какой мотив у индивида. Мотив 1: силы для работы = еда. Мотив 2: удержать вес — пропустит прием пищи. Таким образом, мотив — это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей человека. Это своеобразный «направитель» (слово моей трех летней дочери), куда мотив направит человека, то он и будет делать.
Изучение мотивов деятельности учеными выявило систему разнообразных мотивов для одной и той же деятельности. Хотя, традиционно принято считать, что нужная нам деятельность рождается только «правильным» мотивом. Про мой опыт встречи с «правильным мотивом» см. тут http://www.psyoffice.ru/article/rabota-s-motiwami-2/
Секрет 5. Мотив можно «родить». Как бы не смешно это звучало, в психологической работе можно сформировать новую мотивацию. Если прежняя не обеспечивает деятельности, не за что взяться и ухватиться (не зарабатывается, не худеется, не учится), мы работаем с «образом Я» клиента и его ценностной сферой психики, и берем, и рождаем новую ценность. И сразу, работа по развитию мотивационной сферы клиента, она не краткосрочная. Она сродни психологическому сопровождению. Тут терпение и труд. Особенно в работе с подростками http://www.psyoffice.ru/article/rabota-s-motiwami/ И в заключении. Зачем мы так долго писали про "объективную нужду" и потребности. Во-первых, если свое сознание мы и умеем прекрасно вводить в заблуждение тысячей отговорок и сказочных умозаключений, то наша психика - удивительная вещь: она не обманывается.В ней так и будет гореть красная кнопка "внимание! ситуация нехватки!" пока она не удовлетворится нужным ей ресурсом. И отсуда сразу второе: как только нашли/наполнили смыслом, жнергией/ родили, создали мотив, то есть уже есть, вот он - не достающий кусочек, мозайка складывается сама собой и будущая работа идет, как по маслу. Сработали на все 100%. И тут тебе никакой экологической проверки по НЛП. Это наша отечественная психология деятельности (!). И очень важный ньюнс. Пожалуйста, не заблуждайтесь. Мы не боги. Мотивация и мотивирование (см. выше). Психолог мотивирует клиента, а тот САМ двигает свою мотивацию. Это как хороший гипноз. Гипнатезер делает воздействие, чтобы испытуемый загипнотизировал сам себя. Товарищи коллеги, наша психология круче их :*)) вспоминайте, освежайте, действуйте!
Большое спасибо юной художнице Ане Дюковой за предоставленную возможность автору статьи использовать ее работы в ходе изложения материала https://vk.com/in_their_minds
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|