Потребности и мотивы.

Существует множество понятий, относящихся  к области мотивации. Чаще всего используются и применяются такие понятия как потребность и мотив.

Потребность – общее состояние нужды любого живого организма. Свои специфические потребности есть у животных, растений и людей. Чем более совершенно и развито живое создание, тем больше у него потребностей.

Компания торгует снегом. Главный менеджер решает написать коммерческое предложение на Чукотку! «Покупйте у нас снег! Зимой- скидки 50%!!!» Ни ответа, ни привета…. Пишет снова: «Что же вы решили? покупаете?»  

Ответ таков: «Решили мы, однако. Купить маленько…. той травы, которую  вы курите!»

Потому как выявить потребности – важный аспект мотивации. Если не известно, как человеку угодить, неизвестно как его мотвировать.

Человек отличается от растений и животных тем, что у него, кроме органических потребностей (пища и сон) есть многие другие потребности, например, материальные, социальные и духовные.

Материальные потребности многообразны и бесконечны, поскольку развивается производство и наука.

Социальные потребности связаны с жизнью людей в обществе, со взаимоотношениями. Потребность в общении, аффилиации, достижении успехов, престижа, уважения, власти, внимания со стороны других людей, определенного места в обществе, приобретения профессии, оказания помощи. Или противоположные названным мотивы: избегания неудач, избегания людей, унижения, подчинения, обращения за помощью и другие. Тенденция данных мотивов такова: чем сложнее и совершеннее общество, тем более разнообразны социальные мотивы, представленные в нем.

Г. Меррей создал наиболее полную классификацию потребностей человека.

Сами по себе потребности не делают поведение человека целенаправленным. Эту функцию  в мотивировании поведения выполняет такое психологическое образование, как мотив деятельности.

Наличие потребностей активизирует человека и направляет его активность на поиск предмета, способного удовлетворить актуальную потребность.  То есть, мотивирующая функция потребности сводится к поиску нужного «предмета» (не обязательно материального).  Поиск «предмета» - формирование конкретного мотива той или иной деятельности. «Ради чего стоит действовать?».

Под такой характеристикой потребности, как «предметность» понимается то, каким образом или с помощью чего человек удовлетворяет данную потребность.

Другая характеристика потребности – «Динамика». Это процесс нахождения потребностью своего предмета.

Одни и те же потребности могут опредмечиваться разными способами. Потребность в пище может удовлетворяться  различными блюдами.

Потребности человека иерархизированы по-другому, чем у животных. У животных биологические потребности занимают главенствующее положение, у человека, развитого как личность, доминируют социальные и духовные потребности. Человек удовлетворяет свои витальные потребности, чтобы действовать ради достижения целей, отвечающим его высшим потребностям.

Мотив – это внутренний, психологический по своей природе источник целенаправленной деятельности человека – ее предмет, который организует и направляет деятельность на достижение определенной цели.

В понимании мотива существуют большие расхождения в среде ученых.

Мотив - как намерение. (Загадка: Три лягушки сидели, одна решила прыгнуть. Сколько осталось? Три, поскольку решение (намерение) отлично от действия)

-Мотив - как потребность

-Мотив – как побуждение

- Мотив – как устойчивые личностные свойства

- Мотив – как цель

Встречающиеся дефиниции таковы:

  • Мотив рассматривается как потребность. Однако, отождествить мотив с потребностью не позволяет ряд обстоятельств: потребность не полностью объясняет причину конкретного действия. Одна и та же потребность может быть удовлетворена разными способами и средствами. Сами по себе хотения и желания не являются мотивами, потому что не способны породить направленную деятельность. Мечты и желания могут так и остаться мечтами, которые никто не пытается достичь.
  • Мотив как побуждение. Это определение не раскрывает содержательную сторону мотива. Не объясняет причину и смысл человеческой активности. К тому же, если у человека есть мотив что то НЕ делать, то как раз побуждения в этом случае нет. Мотив есть, ( не делать) , а  активности нет.
  • Мотив как намерение. Намерение что-то предпринять не объясняет причину: почему это нужно сделать.
  • Мотив как устойчивые личностные свойства. (Личностные диспозиции). Устойчивые характеристики личности обуславливают деятельность в той же мере, что и внешние стимулы. Влияние ситуации сводит на нет личностные диспозиции.
  • Мотив как удовлетворенность. На основании положительного отношения к своей деятельности, человек имеет долгосрочную мотивационную установку на ее выполнение. Это фактор, влияющий на принятие решения о продолжительности деятельности. Удовлетворенность усиливает мотив, не являясь побудителем. Она может служить содержательной стороной мотива, но не динамической.
  • Мотив как цель. Но одна и та же цель может удовлетворять разные потребности. Нужно понимать, что значит для человека эта конкретная цель. Если цель – путешествие, то что оно значит для человека? Отдых, работу, познание нового, побег и прочее.
  • В отличие от цели, которая всегда осознается, мотив осознается не всегда.

    Совершая те или иные действия, мы обычно не отдаем себе отчета в мотивах этих действий. При этом не значит, что если мотивы актуально не осознаются, они отделены от сознания человека. Они могут быть представлены в сознании как «личностный смысл соответсвующей деятельности». В этом выражена смыслообразующая функция мотива. (Другая функция мотива -  побудительная).

    Мы пытаемся заработать деньги не ради кусочков разноцветной бумаги. Но имея их, мы можем быть более уверены в себе, гордиться собой и прочее.

    Неосознаваемое в психике не отделено от сознания. Это разные уровни психического отражения и регуляции деятельности.

    Задача осознания человеком мотивов своей деятельности возникает на достаточно высокой ступени развития человека как личности – когда складывается его полноценное самосознание.

    Итак, у мотива две функции: смыслообразующая и побудительная.

    Предложенная классификация мотивов А.Н. Леонтьевым: Мотивы, распределенные по группам, делятся на 

  • реально действующие (те, которые управляют деятельностью на самом деле),
  • Директор обращается к начальнику отдела кадров:
    - Найдите на нашем предприятии человека - молодого, способного,
    инициативного, который мог бы занять мое место.
    - И тогда?
    - Как только найдете, сразу же увольте.

  • мнимые (выдуманные) ( они в действительности деятельностью не управляют, но представлены в сознании человека так, как будто управляют ).
  • -Хватит пить!
    -А я не пью...я дезинфицирую душевные раны.

  • побудительные (мотивы-стимулы) имеются в наличии с момента инициации какой-либо деятельности, то есть, истоки этой деятельности.
  • Никакой план не выполняется с таким рвением, как план эвакуации.

    4.смыслообразующие – те,  в которых выражается смысл этой деятельности. Смысл  - как относится содержание этой деятельности к основным потребностям человека.

    На заметку шефу:

    Чтобы повысить энтузиазм прихода сотрудников на работу поставьте аську (любую социальную сеть) на каждое рабочее место, оборудованное компьютером.

    Поскольку смысл рабочей деятельности у многих – это общение.

    Разделение на смыслообразующие и побудительные –условно.  Один и тот же мотив может быть побудительным и смыслообразующим. Сама деятельность – полимотивирована, атакже «многовершинна», то есть имеет много различных смыслов.

    Напоминаю, что мотивом деятельности, по А.Н. Леонтьеву, является  предмет потребности, который может быть представлен как в  материальном плане, так и в воображении субъекта.

    Генетически исходным для человеческой деятельности является несовпадение мотивов деятельности  и входящих  в ее состав действий. Совпадение бывает в случае, если цель  приобрела в сознании человека самостоятельную побудительную силу (сдвиг мотива на цель), либо в том случае, когда человека осознает свои мотивы и превращает их в мотивы-цели. Отличие цели  от мотива: цель всегда осознается. Мотив не всегда, почти никогда. Точнее, мы себе не отдаем отчета в мотивах своих действий. Мы знаем цель.  Осознать свои мотивы человек способен на очень высокой ступени развития своей личности. Осознание мотивов – это особый психологический акт, возникающий при необходимости объяснить свое поведение. Понять, чем оно регулируется и управляется.

    5.осознаваемые  (человек о них знает и может осуществлять их регуляцию разумом и волей),  

    Самый мотивированный и целеустремлённый человек, тот – который находится в поисках туалета.

    6.неосознаваемые ( они реально управляют деятельностью, но человек не может их отследить),  

    Осознанность и неосознанность мотивов относительна. Различаются степенью представленности в нашем сознании. Уровни сознательного ии бессознательного в психике: Апперцепция, повседневное сознание, полусознание, неосознаваемое и бессознательное.  Поэтому, неосознаваемые мотивы могут быть:

  • Осознваемыми, но человек не обращает на них внимания.(повседневное сознание)
  • В данный момент эти мотивы неосознаваемы, но могут быть осознаны при самоанализе или других людей. (полузознание)
  • Те, которые осознать невозможно. (неосознаваемое.)
  • Все они могут быть реально действующими.

    Понять мотивацию человека - верх мастерства. Хотя бы свою бы понять бы... Правда?)

    Ваша Ирина Панина

    Вместе мы отыщем путь к вашим скрытым возможностям.



    Просмотров: 490
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Мотивы - потребности. Человек - животное.
  • Цель, смысл, мотив, вера.
  • "Хроники школьного психолога "Тест-мотив «Взгляд на себя глазами влюбленного человека»
  • Потребности человека
  • Системные потребности человека
  • Инстинкты и потребности человека. Часть 1.
  • Трансактный анализ: Потребности человека.
  • Нетворкинг - сфера деятельности или компетенция современного человека?
  • Как вырастить мотив:пошаговая инструкция успешного достижения цели
  • Базовые потребности: потребность во внимании
  • Потребность в любви существует -она базовая потребность Человека Разумного.
  • Мотив власти
  • Мотив достижения
  • Главный мотив психолога)
  • Интервенцию «делает» ее мотив, а не содержание
  • Мотив Власти в работе Психолога.
  • Внутренний мотив невроза
  • Самоактуализация как мотив поведения
  • Факторы эффективности деятельности работника типа профессии «Человек-Человек».
  • Мотив саморазвития
  • Мотив самоутверждения
  • Мотив зависти
  • Мотив отношений
  • Мотив и мотивировка
  • Мотив самовыражения
  • Трудоустройство, как мотив!
  • Цикл "Как жить?" Статья 2: Кто я? или Психологические потребности человека
  • Мотив определяет результат
  • Я -сильный мотив. И я побеждаю!
  • Успех. Сдвинем мотив?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь