|
Потребности и мотивы.Автор статьи: Панина Ирина Николаевна
Существует множество понятий, относящихся к области мотивации. Чаще всего используются и применяются такие понятия как потребность и мотив. Потребность – общее состояние нужды любого живого организма. Свои специфические потребности есть у животных, растений и людей. Чем более совершенно и развито живое создание, тем больше у него потребностей. Компания торгует снегом. Главный менеджер решает написать коммерческое предложение на Чукотку! «Покупйте у нас снег! Зимой- скидки 50%!!!» Ни ответа, ни привета…. Пишет снова: «Что же вы решили? покупаете?» Ответ таков: «Решили мы, однако. Купить маленько…. той травы, которую вы курите!» Потому как выявить потребности – важный аспект мотивации. Если не известно, как человеку угодить, неизвестно как его мотвировать. Человек отличается от растений и животных тем, что у него, кроме органических потребностей (пища и сон) есть многие другие потребности, например, материальные, социальные и духовные. Материальные потребности многообразны и бесконечны, поскольку развивается производство и наука. Социальные потребности связаны с жизнью людей в обществе, со взаимоотношениями. Потребность в общении, аффилиации, достижении успехов, престижа, уважения, власти, внимания со стороны других людей, определенного места в обществе, приобретения профессии, оказания помощи. Или противоположные названным мотивы: избегания неудач, избегания людей, унижения, подчинения, обращения за помощью и другие. Тенденция данных мотивов такова: чем сложнее и совершеннее общество, тем более разнообразны социальные мотивы, представленные в нем. Г. Меррей создал наиболее полную классификацию потребностей человека. Сами по себе потребности не делают поведение человека целенаправленным. Эту функцию в мотивировании поведения выполняет такое психологическое образование, как мотив деятельности. Наличие потребностей активизирует человека и направляет его активность на поиск предмета, способного удовлетворить актуальную потребность. То есть, мотивирующая функция потребности сводится к поиску нужного «предмета» (не обязательно материального). Поиск «предмета» - формирование конкретного мотива той или иной деятельности. «Ради чего стоит действовать?». Под такой характеристикой потребности, как «предметность» понимается то, каким образом или с помощью чего человек удовлетворяет данную потребность. Другая характеристика потребности – «Динамика». Это процесс нахождения потребностью своего предмета. Одни и те же потребности могут опредмечиваться разными способами. Потребность в пище может удовлетворяться различными блюдами. Потребности человека иерархизированы по-другому, чем у животных. У животных биологические потребности занимают главенствующее положение, у человека, развитого как личность, доминируют социальные и духовные потребности. Человек удовлетворяет свои витальные потребности, чтобы действовать ради достижения целей, отвечающим его высшим потребностям. Мотив – это внутренний, психологический по своей природе источник целенаправленной деятельности человека – ее предмет, который организует и направляет деятельность на достижение определенной цели. В понимании мотива существуют большие расхождения в среде ученых. Мотив - как намерение. (Загадка: Три лягушки сидели, одна решила прыгнуть. Сколько осталось? Три, поскольку решение (намерение) отлично от действия) -Мотив - как потребность -Мотив – как побуждение - Мотив – как устойчивые личностные свойства - Мотив – как цель Встречающиеся дефиниции таковы: В отличие от цели, которая всегда осознается, мотив осознается не всегда. Совершая те или иные действия, мы обычно не отдаем себе отчета в мотивах этих действий. При этом не значит, что если мотивы актуально не осознаются, они отделены от сознания человека. Они могут быть представлены в сознании как «личностный смысл соответсвующей деятельности». В этом выражена смыслообразующая функция мотива. (Другая функция мотива - побудительная). Мы пытаемся заработать деньги не ради кусочков разноцветной бумаги. Но имея их, мы можем быть более уверены в себе, гордиться собой и прочее. Неосознаваемое в психике не отделено от сознания. Это разные уровни психического отражения и регуляции деятельности. Задача осознания человеком мотивов своей деятельности возникает на достаточно высокой ступени развития человека как личности – когда складывается его полноценное самосознание. Итак, у мотива две функции: смыслообразующая и побудительная. Предложенная классификация мотивов А.Н. Леонтьевым: Мотивы, распределенные по группам, делятся на Директор обращается к начальнику отдела кадров: -Хватит пить! Никакой план не выполняется с таким рвением, как план эвакуации. 4.смыслообразующие – те, в которых выражается смысл этой деятельности. Смысл - как относится содержание этой деятельности к основным потребностям человека. На заметку шефу: Чтобы повысить энтузиазм прихода сотрудников на работу поставьте аську (любую социальную сеть) на каждое рабочее место, оборудованное компьютером. Поскольку смысл рабочей деятельности у многих – это общение. Разделение на смыслообразующие и побудительные –условно. Один и тот же мотив может быть побудительным и смыслообразующим. Сама деятельность – полимотивирована, атакже «многовершинна», то есть имеет много различных смыслов. Напоминаю, что мотивом деятельности, по А.Н. Леонтьеву, является предмет потребности, который может быть представлен как в материальном плане, так и в воображении субъекта. Генетически исходным для человеческой деятельности является несовпадение мотивов деятельности и входящих в ее состав действий. Совпадение бывает в случае, если цель приобрела в сознании человека самостоятельную побудительную силу (сдвиг мотива на цель), либо в том случае, когда человека осознает свои мотивы и превращает их в мотивы-цели. Отличие цели от мотива: цель всегда осознается. Мотив не всегда, почти никогда. Точнее, мы себе не отдаем отчета в мотивах своих действий. Мы знаем цель. Осознать свои мотивы человек способен на очень высокой ступени развития своей личности. Осознание мотивов – это особый психологический акт, возникающий при необходимости объяснить свое поведение. Понять, чем оно регулируется и управляется. 5.осознаваемые (человек о них знает и может осуществлять их регуляцию разумом и волей), Самый мотивированный и целеустремлённый человек, тот – который находится в поисках туалета. 6.неосознаваемые ( они реально управляют деятельностью, но человек не может их отследить), Осознанность и неосознанность мотивов относительна. Различаются степенью представленности в нашем сознании. Уровни сознательного ии бессознательного в психике: Апперцепция, повседневное сознание, полусознание, неосознаваемое и бессознательное. Поэтому, неосознаваемые мотивы могут быть: Все они могут быть реально действующими. Понять мотивацию человека - верх мастерства. Хотя бы свою бы понять бы... Правда?) Ваша Ирина Панина Вместе мы отыщем путь к вашим скрытым возможностям. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|