Мотив Власти в работе Психолога.

 

Случилось это в стародавние времена моей студенческой общаги, когда личная жизнь была у всех на виду, а то,  что бывало сокрыто  от глаз соседей – рассказывалось и эмоционально проживалось в группе. Так сейчас я бы сказала – «в группе». Тогда о феномене групповой работы  никто из нас  не задумывался, мое первое образование было не гуманитарным вовсе.

Делились наболевшим, обидами, девичьими страданиями  и переживаниями. Была приятельница у меня одна. С судьбой тяжелой, что и говорить. Она рассказывала свою историю и целиком, и по частям так часто, что скоро уже все соседки знали ее наизусть. Я расскажу вам эпизод, который мне запомнился. Не из ее истории, а вот какой.

Сидит этак вечером за рюмочкой чаю стайка девушек. И обсуждают. Кого бы вы думали? Конечно же, парней. И девушка, о которой идет речь, прижав к груди бокал, готовится снова заплакать и поведать миру свою историю «а у меня-то, у меня-то!!!». Ее все останавливают, слышали, мол, уже, дай Вера счас расскажет новости. Ее реакция: «Я все равно вам расскажу».  И говорит, и   плачет. Который раз. Наверное, (да каждый терапевт скажет, что так оно и есть), и слезы и самораскрытие уменьшают боль страдания. Выговориться и поплакать – конечно, требуется израненной душе, не так ли?

А вот еще один сюжет. Коллега по КБ рассказывает мне об отношениях со своей свекровью, о той несправедливости, которую она от нее терпит, о … в общем, множество вещей. И тоже слезы на глазах. И сообщение, что была она уже у батюшки, ему и исповедалась, и рассказала все,  и плакала  горючими слезами. И, видно, не хватило.

Друзья, думаю, что вы видите довольно много общего в работе таких слушателей с работой психолога. Первая задача специалиста – дать человеку поддержку. Выслушать, принять, найти ресурсы для поддержки, создать пространство любви и доверия и так далее. Так чем же отличается «Благодарное Большое Ухо» от человека, получившего диплом и продающего свои услуги по психологической помощи?

Что ждут люди от психолога? Я полагаю, многие надеются увидеть этакую большую кормящую грудь для утешения, завернутую в мягкую  жилетку для  клиентских слез. Такое существо с огромными мягкими ушами, ласковыми объятиями и мусоропроводом для "негатива".   И все. «Помогающая же профессия! Вот и помогай. Известным МНЕ, клиенту, способом».  Слушай, обнимай, корми, впитывай и контейнируй. 

Рискую навлечь гнев на свою голову, высказав сейчас циничное  ( реалистичное) суждение. Мотив, имеется виду, основной, ведущий мотив у большинства  людей, идущих в помогающие профессии,  это вовсе не мотив  «оказания помощи».  Это касается врачей, педагогов, психологов, социальных работников и так далее.  Больше того скажу, те специалисты, у которых присутствует  только мотив оказания помощи как раз и представляют собой ту великолепную большую грудь в жилетке, с огромными теплыми руками, на которой можно выплакать все слезы мира. И это все успешно контейнируется.  До  следующего  раза. (Это и были ключевые слова).

Мотив, который не в последнюю очередь движет целителями, врачами, женскими и мужскими тренерами, психологами – это мотив Власти. Высказывание в духе Ницше, я понимаю, и встаю в этом случае под его флаг. Поясню свою позицию.  Все перечисленные профессии нацелены на изменение ситуации, человека, на изменение его здоровья, его поведения, его психики. Чьими «руками» достигается это изменение?... Вооот…  «Править миром» звучит громко, а «управлять своей судьбой» - вполне себе логично.  

Вспомним еще к этому, что власть  - концепт неоднозначный. Бывает власть нормативная, бывает власть эксперта, знатока, власть эталона, власть принуждения, власть вознаграждения,  бывает власть информационная.  

Люди, обучающиеся много лет «устройству человеческой психики», не за информационной ли властью пришли в профессию? Впрочем, попытки  получение такой власти свойственны многим людям, читающим гороскопы, психологические журналы и обучающимся техникам влияния на чужое поведение, начиная от запросов «как мне изменить моего мужа» до «как воспитывать своих детей».

Психолог, движимый мотивом власти, желающий получить информацию о том, как повлиять на ситуацию и умеющий ее изменить, с моей точки зрения, гораздо продуктивнее психолога, движимого мотивом оказания помощи. Разумеется, без мотива оказания помощи вовсе,  работать психологом нельзя, с моей точки зрения. Все эти "корми, обнимай, контейнируй" совершенно необходимы на первых этапах, да и в процессе работы в соразмерных количествах.  А вот можно ли  работать психологом, имея только мотив оказания помощи….. Как вы считаете? Я буду благодарна за ваши суждения в комментариях. 

Мое же предвзятое, поскольку выведенное только из моего жизненного опыта, мнение, подсказывает мне, что такое вполне возможно. Бывает, что люди ходят годами поплакать и не хотят менять свою проблемную  ситуацию. В их понимании психолог равен батюшке. Только еще и наставлений не даст, церковь его не сподобила. И как только  психолог делает попытки «вытереть слезы» клиента и дать ему в руки что-то вроде лопаты (или другого инструмента, чтоб раскопать причины проблемы и выкопать  новый фундамент светлой жизни), клиент уходит к другому помогающему психологу, который даст поддержку и принятие.

Здесь мне вспомнилось выражение, о том, что «раб не ищет свободы, раб сравнивает хозяев». Звучит, наверное, обидно. Для тех, кто примет это на свой счет. Это метафоричное выражение, из песни слова не выкинешь.  И это выражение об ответственности за свою жизнь. Никто никому не мешает выйти из роли раба и стать господином, получив информационную власть (узнав о причинах своих проблем), а также получив власть над своей жизнью вместе с инструментами для ее изменения.

Я не случайно сказала «из раба в господа». Получение власти – это не свобода. Это господство. Дихотомия именно такая:  «В каждой жертве живет палач» , «Господин является рабом своих подданных». Свобода - это несколько про другое.  

Обладая мотивом власти, желая и умея вносить изменения в существующую реальность, психолог может помочь гораздо эффективнее, с моей точки зрения. Хотя работа для клиента  будет тяжелее, чем прийти и поплакать, жалуясь на судьбу. Ведь для того, чтоб изменить что-то, ему (клиенту) самому предстоит стать Господином своей судьбы и заиметь тот самый мотив власти.

Врачей, кстати, учат быть бесстрастными. Не рекомендуют (особенно хирургам)  работать со своими родственниками. Психологов тоже касается этический запрет на работу с родными людьми. Не к тому ли это надо, чтоб минимизировать мотив оказания помощи у специалиста? Врач зачастую не спрашивает даже фамилии человека, которого оперирует. Работает только с телом и получает удовлетворение от того, что одержал победу над болезнью. Он изменил реальность. Он победил! Одолел! Реализовал свой мотив власти. 

Целитель не упомнит всех страждущих. Ему достаточно знать, что он (целитель) несет в мир «добро». Он «улучшает» этот мир, меняет его. С моей точки зрения, это – мотив власти.

А сейчас пару слов о свободе. Выйдем-ка мы за пределы…  хотя бы  указанной мной дихотомии.  Свобода, с моей точки зрения, это некий отход от навязывания своей помощи, так и от навязывания своей жалости. Мотив власти зачастую проявляется в желании изменить весь мир и окружающих без их на то желания, и это становится манипуляцией в самом плохом смысле этого слова. Мотив оказания помощи зачастую имеет результатом медвежью услугу, оказанную без спроса и желания человека. И тоже является манипуляцией.

Свобода – это, наверное, про то, чтобы иметь мужество и мудрость не совать свой нос,  куда не приглашали, быть свободным от своих желаний и мотивов  навязать себя. Свобода  - то про то, что принимать реальность и себя таковыми, какие они есть, жить с этим в мире.

Чтоб получить свободу, надо потренироваться в роли господина и раба немало лет. Не обязательно, этот срок должен быть физическим, достаточно психологического эквивалента. И вообще… понять,  нужна ли она, свобода эта вам, а так же кому-то, кроме вас самих.

Краткое резюме освещенных в этой статье моих мыслей таково:

  1. Давать поддержку и жалеть – это разные вещи.
  2. Мотив власти часто становится ведущим при выборе помогающих профессий.
  3. Быть свободным – это не навязывать ни жалость, ни помощь. Не быть ни рабом, ни господином. Абстрагироваться.
  4. Чтобы так вот нарушать все правила, их надо очень хорошо узнать сначала.

Буду благодарна  комментариям, советам и противоположным мнениям.

Ваша Ирина Панина.

Вместе мы отыщем путь к  вашим скрытым возможностям!

Спасибо!

Мотив Власти в работе Психолога

 



Просмотров: 502
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Мотив власти
  • "Хроники школьного психолога "Тест-мотив «Взгляд на себя глазами влюбленного человека»
  • Во власти эмоций или власть над эмоциями
  • Власть - в ладу с творением || Адекватное восприятие ресурса "Власти" [=>]
  • Главный мотив психолога)
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив «Волшебный предмет»
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив «Путешествие в Безмолвие»
  • Работа с образом, при работе с гармонизацией отношений с матерью. Мотив"Корова"
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Судно, на котором я плыву"
  • Сказка о вредности оказания помощи, которую никто не просит
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Настрой на образ"
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Прекрасный пруд"
  • "Хроники школьного психолога" Тест- мотив "Горная вершина"
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Место покоя"
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Большая прогулка"
  • Мотив "Смена времен года» в работе с психической травмой, паническими атаками
  • «Хроники школьного психолога» тест-мотив «Мудрец из храма»
  • Самоактуализация как мотив поведения
  • Цель, смысл, мотив, вера.
  • Интервенцию «делает» ее мотив, а не содержание
  • Власть и Управление с точки зрения метафизики
  • Почему в терапии не работает внешний мотив
  • Специфические особенности оказания помощи незрячим специалистом психологом
  • Методы оказания психологической помощи людям в ситуациях тяжёлых переживаний.
  • 3 правила оказания помощи
  • Мотив саморазвития
  • Мотив самоутверждения
  • Мотив и мотивировка
  • Мотив отношений
  • Мотив самовыражения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь