Роль психолога в процессе оказания разнообразной помощи людям, находящимся в различных трудных жизненных ситуациях, велика. И это действительно так, ведь от того, насколько грамотно и правильно будут подобраны методы и приемы психологического воздействия на внутренние негативные состояния клиентов, будет зависеть и результат самой работы. В настоящее время, психология набирает определённую силу. Данный период характеризует расцвет психологии, что объясняется разного рода трудностями и противоречивыми ситуациями, имея которые, клиенты обращаются за помощью к специалистам.
Однако, необходимо отметить тот факт, что разного рода трудные жизненные ситуации напоминали о себе и ранее в различные отрезки жизни, но люди не верили в такую науку, которая называется психологией, и пытались самостоятельно избавиться от внутренних проблемных ситуаций. У кого-то это получалось, и тогда о таких людях можно было говорить, что они – сильные личности, способные самостоятельно управлять своими внутренними психологическими состояниями.
В ряде же случаев, проблема человека в различные временные отрезки жизни оставалась неразрешенной, что приводило его к возникновению состояния внутренней апатии, подавленности, а также к формированию писсимистических поведенческих реакций.
В настоящее время, в связи с формированием мировоззрения человека и с осознанием необходимости избавиться от тяжкого груза проблем, которые он вынужден нести за собой через всю жизнь, в сознании человека сформировалось убеждение о том, что этот груз можно снять и жить спокойно и самодостаточно. В этом людям и начали помогать грамотные квалифицированные психологи, от которых в решении проблем клиентов зависит их дальнейшая жизнь и отношение как к себе, так и к самой проблеме, отражаемой в сознании, как чрезмерно важной.
Как известно, психика – это отражение мозгом объективной реальности (С.Л. Рубенштейн). По мнению различных психологов, данное отражение происходит в виде каких-то переживаний, ощущений, чувств, имеющих для самого человека определённое позитивное или негативное отношение к ним. Ведущую роль в формировании у личности адекватно отражать переживаемые ситуативно обусловленные проблемные ситуации, принадлежит психологам, деятельность которых направлена не на разрушение психики человека, а на созидание нового типа поведенческого реагирования в различных жизненных ситуациях, связанных с переживаниями человеком тех или иных психологических состояний.
В связи с наличием подобной ситуации, факультеты психологии в различных Вузах начали обучать студентов психологов грамотному и своевременному оказанию помощи. До недавнего времени обучение специалистов психологов не имело какого-либо противоречивого отношения, выходящего за рамки понятого и принятого обществом, ведь все студенты были зрячими, что не требовало от самих преподавателей определенных усилий для их обучения. Программа курса психологии была построена идентично для всех студентов. Однако, на факультеты психологии начали поступать и незрячие абитуриенты, что естественным образом вызвало негативные поведенческие реакции со стороны представителей Вузов. Возникла, своего рода, стериотипная негативная ситуация, имеющая в своей основе массу неразрешонных и волнующих вопросов. Все они сводились к тому, как обучить незрячего человека быть полноценным психологом, что необходимо сделать для того, чтобы, по мнению преподавателей, несталкивающихся с незрячими людьми, было удобнее их обучать, и так далее.
Данные вопросы возникали из незнания особенностей психики незрячих людей и претерпели существенные изменения, так как в различные Вузы начали поступать именно незрячие абитуриенты, принявшие решение стать полноценными психологами.Данное явление вполне объяснимо, ведь сама по себе слепота накладывает отпечаток на всю жизнидеятельность человека. Инвалид по зрению многое преодолевает и проживает самостоятельно без помощи окружающих его людей, а значит и становится сильным и выносливым человеком. В связи с этим, основная цель обучения незрячего человека на психологическом факультете заключается в том, чтобы помогать людям, нуждающимся в помощи, чтобы приносить пользу обществу, невзирая на наличие или отсутствие у определённого клиента того или иного физического дефекта.
Однако, обучение в Вузе, получение красного диплома и признания со стороны преподавателей и студентов – это всего-навсего лишь первая ступень высокой лестницы, по которой должен идти незрячий психолог для того, чтобы стать полноценным грамотным квалифицированным специалистом. Путь этот нелёгок и имеет в своей основе массу трудностей и противоречивых ситуаций. В связи с наличием подобного рода ситуации, не все студенты психологи, получившие образование, становятся полноценными специалистами. К сожалению, статистика указывает на малый процент незрячих специалистов психологов, которые стали полноценными и шагают в ногу со зрячими коллегами по работе.
Основным камнем преткновения является, всё-таки сам зрительный дефект с его особенностями и недостатками. Это объясняется тем, что для того, чтобы полноценно оказывать помощь человеку, его надо чувствовать и представлять его внутренний мир. При этом не каждый незрячий человек имеет достаточно сформированные средства общения с окружающими людьми. Так, например, даже имея психологическое образование, он может застрять на определённой стадии формирования навыков коммуникативного взаимодействия с социумом и иметь робкий тихий голос, свойственный большинству незрячих людей, напряжённый вид, натянутую улыбку, что, естественно отталкивает клиентов от такого специалиста и не позволяет самому начинающему психологу полноценно развиваться.
Однако, в редких случаях ситуация выходит из-под контроля представителей различных Вузов, по мнению которых из незрячего человека вообще не получится полноценного специалиста. Данная ситуация характеризуется тем, что как бы начинающему психологу без зрения не было трудно, он упорно идет вперёд, несмотря на мнения общества, на высказывания со стороны, на убеждения самих же клиентов в том, что именно такой специалист ему и не поможет. В своей повседневной работе, мы, психологи преодолены данного рода стереотипных ситуаций, сталкиваемся с двояким мнением самих же клиентов. При этом одни из них убеждены, что именно незрячий специалист ему и поможет: «хорошо, что Вы не видите, а значит и не знаете, как я себя веду во время консультации» (со слов клиентов). Однако, это далеко не так. Именно психологи преодолены, не имеющие комплексов неполноценности и адекватно реагирующие на разного рода колебания общественного мнения, касаемо их роста и развития, и могут помогать гражданам, находящихся в трудной жизненной ситуации. Оказание ими психологической помощи имеет свою специфику. Так, во время проведения психологической консультации, незрячему психологу необходимо повернуть голову в сторону своего клиента. При этом, если Вы имеете тотальную слепоту и не можете видеть свет, Ваша проблема будет практически незаметна клиентом, ведь на первый план выступает в процессе проведения консультации не Ваше зрение или его отсутствие, а умение слушать и слышать ситуацию, с которой клиент к Вам обратился.
Если же у Вас порциальная слепота, поворот головы в сторону собеседника в последствии сформирует у Вас, как у квалифицированного специалиста, необходимость именно подглядывать подсматривать за Вашим клиентом. Занятие это, на самом деле, достаточно интересное и необходимое, ведь в такой ситуации можно увидеть внешний облик человека.: худой он или полный, высокий или низкий, какие движения он осуществляет, сидя перед Вами (активная жестикуляция, качает ногой, повернут к Вам или отвернулся при общении с Вами, и так далее).
Не менее важной особенностью незрячего специалиста психолога должно стать и умение чувствовать внутренний мир самого клиента. Опираясь на свой опыт формирования подобного внутреннего чувства, могу сказать о том, что данное умение «читать» человека, как раскрытую книгу, по строчкам и видеть то, что написано в его подсознании между строк – умение, которое развивается очень длительное и сопряжено с рядом разноплановых трудностей преодоления самим незрячим специалистом своих собственных внутренних комплексов неполноценности и психологических проблем. От того, насколько тонко и грамотно Вы, психологи, будете чувствовать человека, обратившегося к Вам за помощью, будет зависеть исход Вашей работы с ним. Так, если первоначально мы слышим то, что человек нам говорит. Да, это похвально, это хорошо, что мы умеем слушать, но главное не только слушать то, что говорит Вам клиент, но и слышать его внутреннее психологическое состояние, научиться понимать именно то, а почему данный человек Вам об этом говорит, что подталкивает его формулировать свои высказывания именно в таком ключе.
Таким образом, данное умение слушать и слышать собеседника поможет Вам абстрагироваться от его проблемы внутренне и воздействовать на его сильные и слабые стороны для её полноценного решения и разрешения.
Не менее важной особенностью незрячего специалиста психолога является его умение чувствовать взгляд собеседника. С одной стороны, несведущим людям данная особенность отдельных незрячих специалистов может показаться парадоксальной, ведь она не вытекает из особенностей компенсации дефекта зрения через сильные и слабые стороны развития его личности. Однако, именно умение чувствовать взгляды собеседника и помогает нам видеть внутренний мир клиента и понимать многое из того, что вербально не было озвучено. Так, взгляды человека можно почувствовать щеками и плечами, лбом и затылком. Наличие данной чувствительности у каждого умеющего чувствовать незрячего специалиста имеет свою специфику. Так, если говорить о взгляде человека, то он имеет свою градацию для незрячего специалиста. С этой точки зрения, взгляды собеседника можно разделить на несколько видов:
Взгляды тёплые, обволакивающие, располагающие к общению. Наличие такого взгляда ощущается щеками и плечами, как, своего рода, поглаживания по щекам и плечам, как ощущение тёплых водяных струй, сбегающих по Вашему телу. Такая ситуация располагает к общению, из которого можно сделать вывод о том, что Вы адекватно приняты и поняты Вашим клиентом, и именно сейчас можно работать с его внутренним подсознательно переживаемым состоянием.
Взгляды быстрые, бегающие, ритмичные. Наличие такого взгляда можно почувствовать плечами, как будто по ним кто-то или что-то неопределённое постукивает, как будто дождевые капли прямым потоком бьют Вам по плечам. Наличие подобных взглядов свидетельствует о недоверии к Вам со стороны клиента, в связи с чем, необходимо менять тактику проведения консультативного или диагностического мероприятия.
Взгляды тягучие, тяжёлые, напряженные. При демонстрации такого взгляда, Вы можете почувствовать субъективное состояние, как будто на Вас кто-то сел и едет на Ваших плечах, на шее.. Такие демонстративные взгляды свидетельствуют о том, что Вас просто рассматривают и оценивают Вас с точки зрения пригодности или непригодности Вас, как специалиста, к которому можно или нельзя обращаться за помощью. Такой взгляд необходимо просто выдержать, ведь если Вы как-то негативно отреагируете на сложившуюся для Вас тяжелую ситуацию, контакт с клиентом может быть просто утрачен.
Взгляды быстрые нейтральные незначительные с точки зрения клиента. В такой ситуации у незрячего психолога может сформироваться такое ощущение, как будто он не человек, а всего лишь существо, пищинка в этом огромном мире, оказавшаяся на пути следования этого великого гиганта, снизошедшего до того, чтобы как-то мельком взглянуть на Вас. В такой ситуации контакта просто не получается. Незрячий психолог ставит барьер, согласно которому ему становится безразличен сам клиент, а клиент, к своему сожалению, не в состоянии ничего рассмотреть во внутреннем мире самого незрячего психолога. Ситуация достаточно сложна как для клиента, так и для психолога, однако, не стоит паниковать. Возможно, Ваш клиент не созрел для полноценной консультации и имеет массу стереотипов, касающихся Вас, как специалиста. Таким образом, умение чувствовать взгляд человека, позволяет незрячим специалистам получать гораздо больше информации о клиенте, чем в дальнейшем и объясняется эффективность оказания психологической помощи ему. В ходе проведения психологической работы, взгляд клиента может видоизменяться и варьироваться, но это не должно создавать для Вас определенных помех в работе. Помните о том, что только мудрое отношение к происходящему поможет Вам сохранить самообладание и повысит Ваш авторитет в глазах клиента. Помимо выше описанных специфических особенностей, большое значение имеет работа незрячего психолога в том или ином коллективе. Так, сами рабочие коллективы имеют в своей основе два подвида: смешанные и обычные. Специфика работы в смешанном коллективе сводится к тому, что в нем могут трудиться как люди, имеющие различные физические дефекты, так и полноценные здоровые люди. В такой ситуации легче работать, ведь по сути, незрячий специалист психолог воспринимается, как человек, приближенный к инвалидам, а значит ему многое прощается. Прощаются какие-то его поведенческие и невротические особенности, негативные фразы или высказывания и так далее. Сущность же обычного коллектива сводится к тому, что в нем трудится незрячий психолог среди зрячих коллег по работе. Сложность данного процесса заключается в том, что если человек имеет врождённый зрительный дефект, то он никогда не видел мир глазами зрячего человека, а значит ему необходимо быстро приспособиться к постоянно меняющимся условиям труда. Возникает, своего рода, ситуация замкнутого круга: Незрячий человек, никогда невидивший мир глазами зрячих людей, приспосабливается к постоянно меняющимся условиям труда, и, будучи незрячим, оказывает помощь полноценным людям. Данная проблема имеет в своей основе факторы чрезмерного психологического напряжения самого незрячего специалиста, однако, это только на первых порах пребывания в том или ином новом коллективе, в котором ему предстоит работать. В дальнейшем эти особенности будут нивелированы. Подводя итог всему выше описанному, необходимо сделать вывод о том, что роль незрячего психолога в процессе оказания помощи клиентам велика. Она имеет такое же первостепенное значение, как и помощь зрячих полноценных специалистов психологов. Однако, для того, чтобы незрячий человек смог преодолеть себя и начать жить и трудиться в обычном коллективе, ему необходимо длительно работать над собой, над своей слепотой. При этом не стоит возводить слепоту во главу угла, а, наоборот, необходимо её спрятать подальше поглубже, чтобы у окружающих людей сформировалось отношение к Вам, как к полноценному человеку, чтобы Ваша инвалидность имела лишь теоретический, а не практический характер. В такой ситуации, Вы специалисты не будете изгоями общества и сможете безболезненно влиться в любой коллектив и приносить пользу обществу.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.