Взгляд на человека глазами психотерапевта. Биопсихосоциальная модель человека в психотерапии.

Приветствую Вас, уважаемый читатель.

Взгляд на человека глазами психотерапевта Биопсихосоциальная модель человека в психотерапииСегодня я бы хотел поговорить с вами о взгляде на Человека, который распространён в психотерапии. Я предлагаю Вам точку зрения, где человек рассматривается как сложная система. Под словом система мы будем понимать комплекс взаимосвязанных между собой элементов. Тело человека, например, состоит из систем органов (пищеварительная, нервная и пр.), каждый орган это система связанных между собой тканей, ткань – это система связанных между собой клеток, и т.д.. В современной медицине, и психотерапия не исключение, предлагается рассматривать человека как сложную биопсихосоциальную систему. То есть, в человеке мы выделяем биологическую часть,  Я – телесное, это наше тело, плоть, «мясо». Это то, что к чему мы можем прикоснуться. Сюда относится и нервная система, которая включает наш мозг. Так же в человеке принято выделять психическую часть, Я – психическое. Это наша психика (психо с др. греческого – душа), о которой так много написано, но, не смотря на это, она таит в себе ещё множество загадок и тёмных пятен. Сюда можно отнести нашу память, внимание, особенности мышления, различные характеристики интеллекта, глубокие черты характера и пр.. Следующая часть рассматриваемой нами модели, это социальная часть. Я – социальное. Человек существует в сообществе себе подобных, ряд исследователей считает, что многие наши умения и навыки (речь, письмо, мышление) развились благодаря тому, что мы жили и развивались вместе друг с другом. Сам наш человеческий язык, ведь основная его функция – коммуникация, можно рассмотреть как результат взаимодействия между людьми. То как я представлен в различных сообществах людей, мои социальные роли, в семье, с друзьями, с коллегами, могут отличаться как друг от друга, так и от того состояния, когда я нахожусь наедине сам с собой. Вслушайтесь в эту фразу, быть наедине с самим собой. Даже, казалось бы, будучи в одиночестве, мы не прибываем в неком внутреннем единении, а Я находится наедине с Собой. Есть таинственный Я, который наедине с Собой. То есть, и внутри себя, да простят меня психиатры, мы имеем некоторое внутреннее сообщество. Ведь для того чтобы думать, размышлять, мыслить, необходимо наличие Субъекта, который думает, и Объекта, над которым думают.

- С кем вы разговаривали, профессор?
- С самим собой, и нахожу это крайне занимательным и полезным.
Гарри Поттер и принц полукровка.

Некоторые авторы предлагают добавлять к биопсихосоциальной модели ещё четвёртую составляющую, духовную. Мне близка эта идея, правда термин становится несколько громоздким. Под духовной частью стоит рассматривать отнюдь не религию, не религиозный институт, а комплекс взаимосвязей человека со всей окружающей средой, и степень осознания человеком этих взаимосвязей. И уже, как вытекающие отсюда, мировоззренческие принципы, смыслы и ценности, на которые опирается человек в своей жизни.

Я вкратце описал биопсихосоциодуховную модель человека, и хочу обратить ваше внимание, что, как и любая другая модель, она не является истиной в последней инстанции. Модель – это всего лишь удобный способ говорить о том, о чём крайне сложно говорить. Конечная цель модели -  помочь нам реально действовать, действовать эффективно. Это, иными словами, карта местности. Не сама эта местность, но её описание.

«Карта – не территория» — Кожибски.

Если мы пользуемся обычной картой чтобы пройти через лес, и обосноваться в нём на долгое время, и на этой карте указаны леса, поля, реки, озёра и основные дороги, то эта карта удобна и практична, так же удобно и практично рассматривать человека, как только биологическое тело. Но если мы нанесём на карту более точные обозначения лесов и полей, рек и их притоков, мест, где обитают одни животные, и прячутся другие, где и когда гнездятся перелётные птицы, и какие травы в какой части произрастают, то такая карта будет нести больше информации. И мы, с большим успехом сможем жить в этом лесу, при учёте, что карта составлена профессионалом-практиком, и проверялась на местности. Правда такую карту уже будет сложнее читать и использовать, но ведь оно того стоит.

То же самое с «картографией» человека, если мы к биологическому телу добавляем психосоциальный компонент, и учитываем его в нашей жизни, то у нас больше знания что стоит делать чтобы «было хорошо и не было плохо».

Крайне сложной для новичка будет полная карта с нанесёнными на ней данными о количестве осадков, о средних температурах местности, розой ветров, информации о маршрутах миграции животных, периодичности этих явлений. Но знающему и умеющему её читать человеку она подскажет очень и очень многое, поможет правильно выстраивает стратегию развития в своей жизни, один нюанс, что плата за ошибку на этой карте много больше. Также и со смыслом приставки «духовная» в нашей модели, учитывать эту плоскость в жизни конкретного человека непросто и далеко не каждому под силу, но если учитывать, то, на мой взгляд, это привнесёт в жизни новые крайне интересные грани и оттенки.

Давайте вернёмся к понятию Система. Стоит упомянуть о том, что система функционирует как единое целое, а целое — больше суммы частей его составляющих. И воздействуя на один элемент системы, мы можем изменить всю систему целиком. При этом ключевым аспектом является то, на какой элемент (или элементы), как, и когда будет произведено воздействие. Используя биопсихосоциодуховную модель человека, мы видим больше взаимосвязанных между собой элементов, и, следовательно, имеем больше возможностей и вариантов воздействия. Это знание позволяет решать такие вопросы и проблемы, включая болезни, которые не разрешить иным, однобоким и односторонним подходом (на приёме у терапевта, — «ээх, хирурги-хирурги, всё бы им резать да резать, выпейте таблетку, само отвалится»)

В качестве отличнейшей иллюстрации вышеописанных свойств системы я расскажу вам историю-притчу.

Рассказывают, что в 19 веке, в Англии работал крайне преуспевающий завод, который приносил его хозяину прибыль, давал рабочие места многим людям, производил различные полезные для населения товары. Все были довольны, всех всё устраивало, пока, в один из дней завод не встал. Просто перестали нормально работать все механизмы, всё производство остановилось. Завод иногда кряхтел, пыхтел, исторгал клубы дыма и пара, но нормально не функционировал. А порой он вообще переставал работать. И никто не мог разобраться в том, что происходит. Приходила одна комиссия за другой, но решения найти не могли. Директору уже предлагали и разобрать завод, и отдать цеха на переплавку, и даже сдавать под склад для картошки, так как никто не мог заставить этот завод работать. И в это время директор терпел убытки, рабочие не получали денег, и потому не могли кормить свои семьи, население лишилось качественных товаров. В общем, страдали практически все.

Случайно директор, уже отчаявшись, услышал о неком Мастере, который был проездом в этих краях, и, по слухам, мог помочь. Он пригласил его и спросил его помощи. Мастер согласился. Сначала Мастер подробно изучил чертежи и расспрашивал директора о том, как и когда был построен завод. Затем, он весь день он ходил по опустевшему заводу, прислушивался, пристукивал легонько по различным механизмам, порой директору казалось, что он чуть ли не принюхивался. И вот, он неспешно открыл свой небольшой чемоданчик, достал непримечательного вида молоточек, и ударил по одной из шестерёнок. И чудо! Механизм пришёл в движение и постепенно, механизм за механизмом, весь завод начал работать. Весь завод заработал! Директор был вне себя от радости.
- Сколько я Вам должен, присылайте мне счёт, я оплачу!

- Хорошо, сказал Мастер и ушёл.

На следующий день директор получил счёт «10.000 фунтов стерлингов».

- Но почему так много, возмутился директор, вы провели на заводе всего один день и запрашиваете такую сумму, предыдущие специалисты проводили здесь дни и ночи в течение недель, и просили в сто раз меньше чем вы.

- Хорошо, — улыбаясь, сказал Мастер,
Я распишу вам мой счёт по услугам.
И директор получил вот такой счёт.

СЧЁТ

Удар молотка – 1 фунт стерлингов

Знание как, когда и куда ударить – 9.999 фунтов стерлингов.

Я считаю, что использование биопсихосоциодуховной модели Человека требует от нас большего уровня знаний и компетентности, — и это непросто. Но в итоге мы получаем могучий инструмент, «молоточек», который при должном использовании, сможет разрешить те проблемы, на которых мы долго буксовали.

Если вам понравилась данная статья, вы можете поделиться ею в соц.сетях.

Данная статья взята с моего сайта:

http://live-for-life.ru/biopsychosocialniy_vzgliad



Просмотров: 814
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Телесность человека как язык его взаимоотношений с Небом и Землей, миром и самим собой.
  • Можно ли поменять близкого человека через работу с собой?
  • Один день из жизни «депрессивного человека».
  • Программа МИРОТОК позволяет увеличить срок жизни человека ддо 500 лет и больше.
  • Система представлений человека о себе - Я-концепция
  • Система управления собой или как из хаоса сделать систему
  • Когда жизнь Вам даст любимого человека, который идеально Вам подходит?
  • Эволюционная система человека
  • Универсальная система отношений человека
  • Вот что с нами происходит: не много о кризисах в жизни человека
  • Как один мальчик превратился в завод. Грустная сказка
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Как говорить о смерти? Как поддержать человека, который сейчас переживает утрату?
  • Психовегетативная карта человека. Картография КОЛОТРОПА
  • Если Вам приснился Завод, Фабрика...
  • Как забыть человека и перестать вспоминать все хорошее, что было между нами?
  • 1 час Жизни.Наедине с собой.
  • Есть Свет,внутри Человека Света и Он освещает весь мир...
  • Зачем менять сценарий отношений, просто встречу своего человека и все будет хорошо.
  • 6 мифов о том, что будет, когда вы встретите действительно своего любимого человека
  • Одиночество как инициация. Чему может научить жизнь наедине с собой? Часть II
  • Одиночество как инициация. Чему может научить жизнь наедине с собой? Часть I
  • Когда любимого человека слишком много
  • Изобилие это когда всё есть и даже немножко больше, а лучше много про запас.
  • Будучи собой, ты, не ведая о том, вдохновляешь других на то, чтобы быть собой (Побочный эффект контроля)
  • Он больше не любил её, как женщину, а только как родного и близкого ему человека
  • Сколько на самом деле времени я нахожусь наедине с собой?..
  • Вопросы, для того, чтобы лучше узнать любимого человека
  • Как разлюбить человека, который тебя не любит. 3 шага.
  • Как забыть человека?...которого любишь, но который не со мной.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь