Телесность человека как язык его взаимоотношений с Небом и Землей, миром и самим собой.
Тело человека - его осанка, поза, способ стоять, ходить, сидеть и т.д. - это выражение его взаимоотношений со всем смысловым спектром, задающим и определяющим его жизнь.Телесность для психолога - это не просто инструмент для диагностики, это прежде всего возможность эффективно помочь клиенту стать собой - свободной личностью, которая находится в гармоничных отношениях с миром и с окружающими людьми. Движение в этом направлении - к собственной гармонии и целостности является эффективным и долговременным способом разрешения и предупреждения большинства психологических проблем. Далее следует отрывок из книги Карлфрида Дюркхайма, основателя экзистенциально-инициальной психотерапии:
"Тело человека говорит нам о следующей триаде.
1. Особые отношение с Небом и Землей. Человек не может летать, но и не принужден ползать. Он не птица, и не червь. Он стоит и двигается прямо, опираясь на землю и устремляясь в небо.
2. Живая связь с миром вокруг. Человек состоит в парадоксальных отношениях с миром - с одной стороны, он отделен от мира, а с другой стороны - связан с ним жизненным взаимообменом.
3. Особые отношения к самому себе. На каждой ступени своего становления человек находится в определенных отношениях с Жизнью, которая постоянно побуждает его к проявлению, раскрытию и цельности.
Изменчивая форма тела живущего человека постоянно вращается вокруг врожденного идеального образа, который включает правильные взаимоотношения между Небом и Землей, миром и самим собой. Этот образ всегда стремится воплотиться. Но актуальное состояние человека в любой данный момент времени соответствует идеальному образу лишь приблизительно.
Когда совпадение полное, человек пребывает "в полном порядке", что означает:
1. Его физическое воплощение соответствует его предопределенной позиции между Небом и Землей. Прямая осанка показывает, что человек направлен вверх и что он стоит на земле. Это ясно и гармонично выражает, что он одновременно и укоренен в Земле, и связан с Небом, поддерживается Землей и в то же время устремлен ввысь.
2. Если тело человека соответствует правильным взаимоотношениям с миром, с людьми, с вещами и с Природой, оно выражает и закрытость от мира, и открытость по отношению к нему; и обособленность, и взаимосвязь; оно и удерживает, и отпускает. Можно сказать, что правильно настроенная живая форма и вдыхает в себя мир, и выдыхает самое себя в него.
3. Тело человека говорит о его правильном самоотношении в том случае, когда оно выглядит одновременно и сдержанным, и свободным, собранным и оживленным жизненной энергией, с правильным чередованием состояний напряженности и расслабленности и в правильном балансе этих состояний.
Сравнение телесных аспектов, выражающих эти взаимоотношения, показывает, как и насколько человек, который еще не нашел свой жизненный центр или который утратил его, нарушает законы, имманентные его телу. Только в том случае, когда напряжение в целом держится в правильном балансе, можно говорить о живом в подлинном смысле этого слова. Поэтому любая дисгармония проявляется как нарушение баланса между двумя полюсами бытия. Мы можем видеть, как люди нарушают гармоничные взаимоотношения между Небой и Землей или напрягаясь и вытягиваясь вверх, или оседая вниз. В последнем случае мы получаем впечатление инерции или подавленности вместо той поддержки, что дает живущему земля. Разве может поддерживать то, что проявляется как гнетущая тяжесть, как будто бы фигура прилипает к земле? Такой человек не ходит, а волочит ноги, он не сидит прямо, а сутулится, он не стоит, он просто удерживается от того, чтобы не упасть.
В случае противоположной ошибки фигура стремится вверх, перемещая напряжение таким образом, что это ведет к отказу от живительной связи с Землей. Такой человек ходит, стоит или сидит сгорбившись. При ходьбе он не ступает твердо, а подпрыгивает, как бы отрицая свой натуральный вес. Он не выпрямляется естественно, а скрючивается, и поэтому он очень часто выглядит так, как будто его тело свела судорога, или как будто он высокомерен, или словно бы "подвешен в воздухе".
В обоих этих случаях правильный центр тяжести, - соединяющий верхнюю и нижнюю части тела, - отсутствует. В том случае, когда он есть, устремленные в Небо энергии, а также те, что опираются на Землю, соединяются и образуют гармонию. Возвышенное поддерживается снизу. Приземленное устремляется вверх. Фигура вырастает снизу вверх так же, как крона дерева поднимается от глубоко укорененного вертикального ствола. Таким образом, правильная поза выражает "Да", сказанное человеком его собственной целостности, имеющей двойственную природу, его местоположению между Небом и Землей.
Аналогично, отсутствие правильных взаимоотношений с миром можно увидеть в том случае, когда человек не принимает мир, закрывается от него, или, в ином случае, беспомощно уступает его давлению. В первом случае он кажется не просто закрытым, но не включенным, он скорее похож на глиняную фигуру - не живую, но жесткую, инертную, не имеющую возможностей к сообщительности. Его сдержанность - это не легко и естественно достигнутая обособленность, а жесткая и защищенная отчужденность. В целом человек производит впечатление устойчивости за счет бездыханности, безжизненности. Он не пульсирует в жизненно важном взаимодействии между Я и Ты, не дышит в ритме вдыхания и выдыхания, отдавания и получения, принятия и отпускания. Способность быть открытым Миру явно отсутствует.
Совершенно иная картина в том случае, когда способность удерживать отсутствует вовсе. Движения такого человека обнаруживают его беспомощную уступчивость миру, который, можно сказать, угрожает поглотить его. Ничто изнутри не держит фигуру как целое, у нее отсутствует сила для обособленности и сопротивляемости. Кажется, что она расплывается, что ее может унести ветром или что она способна растаять. Такой человек двигается так, как будто бы у него в теле нет костей, как будто ничто не держит его как единое целое. У него нет очертаний и той обособленности, которая является признаком самостоятельности и уверенности в собственных силах.
В обоих перечисленных случаях отсутствует тот основной центр, который обеспечивает правильное положение тела. Этот центр делает возможным подлинную самостоятельность и правильную связь между человеком и миром. Отношения такого человека с миром обнаруживают баланс напряжений между двумя полюсами. Человек и мир должны действовать независимо друг от друга, но при этом они должны иметь связи и отношения между собой. Человек и мир должны разделяться для того, чтобы находить друг друга и объединяться, снова становиться единым целым. Это необходимо для того, чтобы обрести себя. Следовательно, правильное отношение к миру присутствует только в том случае, когда действия "давать", "устанавливать контакт" и "принимать" не имеют ничего общего с беспомощным подчинением чужой воле. Человек, который живет в собственном теле как в доме - это человек с правильно найденным центром. Он живет в безмятежности, в которой неизменно и мирно чередуются вдох и выдох, из нее он отдает себя миру, не теряя себя в нем, и он пребывает в мире так, что не поглощается им, и он безболезненно возвращается обратно. Пребывая в уединении, он не ожесточается.
Правильное отношение человека к самому себе теряется при несоответствии внутренней жизни и внешней формы, что проявляется или как излишек жизненных сил, или как чрезмерная сдержанность и избыточная самозащита. Существуют люди, тела которых передают впечатление, что их внутренняя жизнь настолько переполняет их, что они теряют присущую им форму. Такие люди выглядят бесформенными, кажется, что в них отсутствует внутренний порядок и самоуправление. У них расхлябанные телодвижения, несдержанные и нескоординированные.
Противоположная ошибка состоит в том, что в движениях отсутствует поток жизни. Телодвижения в этом случае заторможены и прерывисты, а в состоянии покоя тело выглядит "упакованным" само в себя. Человек при этом не чувствует единого центра, из которого исходят все движения и кажется, что вся фигура соединена в одно целое только силой воли, и что ей постоянно угрожает опасность расклеиться и развалиться на части. Чрезмерная выпрямленность, - как в предыдущем случае, - меняется на бесформенность, и можно сказать, что внутренние жизненные силы оказались сильнее, чем содержащий их сосуд, или, с другой стороны, что этот сосуд стесняет живое ядро и сдавливает его, подобно тяжелым доспехам. В обоих этих случаях отсутствует активный живой центр, который может или сдерживать, или освобождать, в зависимости от необходимости, и в котором конфликт между внешней формой и внутренней жизнью был бы окончательно разрешен.
В том случае, когда этот центр функционирует правильно, возникает общее впечатление очевидной гармонии с внутренней жизнью.
Внутреннее и внешнее существует не против, а для друг друга. Внешне человек выглядит ни напряженным, ни расслабленным, ни размазней, ни чересчур жестким, он поддерживает себя постоянно в состоянии готовности ответить на изменения в мире, - одним словом, он жив. Время от времени внутренняя форма изменяется в соответствии с внешней, и наоборот - внешняя форма постоянно обновляется под воздействием внутренней. В каждый момент внешний вид выражает процесс обновления жизни, снова и снова происходит полное возрождение.
Присутствие основного жизненного центра всегда выражается в способности легко находить баланс между двумя полюсами в том случае, если он нарушится в результате неправильного отношения к Небу и к Земле, к миру и самому себе.
В то время, как отсутствие правильного центра всегда приводит к жизненной дисгармонии в целом, обретение его проявляет то состояние, в котором человек во всей своей полноте живет в правильном напряжении, между двумя полюсами.
В том случае, когда этот центр отсутствует, человек впадает или в одну крайность, или в другую. Человек со склонностью горбиться рано или поздно упадет. Слабый человек время от времени будет "вставать на дыбы", отстаивая свои права даже в том случае, когда в этом нет необходимости. Человек без центра или с силой отвергает мир, или покорно уступает ему, а тот, кто находится во внутреннем конфликте с самим собой, мечется между состояниями внутренней дезинтеграции и "замороженности"." (Karlfried Graf Durckheim "Hara: The Vital Centre of Man")
Бордуков О.В., психолог, экзистенциально-инициальный терапевт, основатель и директор проекта "Кабинет экзистенциально-инициальной психотерапии" http://www.i-therapy.ru/content/kontakty_Bordukov_Oleg) 7 июля 2017 г.