|
Злой человек - "плохой" или "хороший"?Автор статьи: Ольхович Елена Геннадьевна
И, судя по мимике борцов - в итоге победит женщина... У мужчины на фото: поднятые вверх, напряженные плечи. Опущенная шея. Выдвинутая вперед нижняя челюсть. Эту позу Томас Ханна назвал "рефлексом страха"...Страха, что кто-то угрожает его самооценке. На самом деле "злость" - это нормальная, базовая эмоция человека, которая когда-то в давние времена, помогала ему выживать. Ее еще называют "эмоцией борьбы", и когда мы инстинктивно воспринимаем внешнюю опасность как "низкую" - мы нападаем... Что весьма полезно, например, в спорте.... И человек, который позволяет, чтобы им владели сильные чувства - подобен неуправляемому кораблю, попавшему в шторм... Так на что (и на кого) злится обычный человек? 1. На себя. Когда что-то произошло не так, как мы хотели- то мы огорчаемся, впадаем в уныние или даже в депрессию. В эти минуты мы ругаем себя, отрицаем и не принимаем себя.. А виноваты здесь - не мы лично, а наши иррациональные, вредные убеждения, которые мы впитали в детстве... "Я должна иметь идеальную фигуру! Если я этого не достигла - значит, плохо старалась...Как и говорила мама: "я - лентяйка!..Ненавижу себя!" Примите себя такой, какая вы есть. И простите себе все ошибки. А затем - пообещайте себе стать лучше...))) 2. На других. Причина подобного гнева - не другой человек. Не слова, которые он сказал, обращаясь к вам. И не его поступок. Причина - в вашем иррациональном убеждении: "Он не ДОЛЖЕН был так поступить! Это - ужасно! Я не могу этого терпеть!" (и муж взрывается, попробовав пересоленный ужин: "Моя жена должна быть отличной кухаркой!") А попробуйте вместо злости выразить пожелание: "Мне бы так хотелось, чтобы ты стала вкусно готовить"...(и подумайте, что можете сделать, чтобы видеть на своем столе вкусные любимые блюда...))) Люди вообще склонны ошибаться...И ведут себя согласно выбранному ими стереотипу поведения... 3. На весь белый свет. Еще одно "долженствование": "Мир вокруг - должен быть справедлив! Это - не так! Я не могу это вынести!" (возможно, в детстве мы, дети СССР, так поверили в возможность "справедливого мира", что до сих пор не хотим снять "розовые очки" и нас возмущает любая несправедливость) Чтобы выжить в этом мире, выразите к нему, не требование, а пожелание: "Я хотел бы, чтобы мир стал более справедливым...Поэтому я готов..." И, если вы замечаете, что стали излишне агрессивны - постарайтесь вначале определить: на кого именно Вы гневаетесь и разберитесь - что, по вашему мнению - "должен" (или "не должен") делать этот человек...А затем - мысленно выразите не требование, а пожелание....И подумайте - что именно вы можете сделать, чтобы улучшить ситуацию... Это поможет не подавить, а усмирить ваш гнев - то есть, перевести его в более слабые чувства - недовольство, раздражение, досаду. И вы сможете найти разумное решение проблемы. Как общаться со вспыльчивым, сложным человеком (особенно, если он - один из членов семьи)? Для примера: возьмем случай, когда на кухне (в отсутствии сына) свекровь "пилит" невестку...Начиная с критики ее действий, заканчивая - прямым унижением. Существует такой термин: "инструментальный гнев" - когда человек использует свою злость для получения желаемого. Чаще всего - это навык, усвоенный с детства. Средство манипуляции другими людьми, вошедшее в привычку. "Сложный человек" (в нашем примере - свекровь), это - манипулятор, который подрывает самооценку невестки, стараясь контролировать ситуацию в семье сына. Для создания нового стереотипа своего поведения в общении со сложным человеком следует: 2. Если чувствуете, что не справляетесь со свои гневом - выйдите ненадолго из комнаты (кухни) со словами: "Нам обеим (обоим) нужно успокоиться". И вернитесь через несколько минут.... Можно не выходить, а просто повторить про себя позитивное утверждение (например: "мне это не нравится - но я смогу с ним справиться", "неприятность эту мы переживем"), сосчитать до 10 - а потом повторить эти слова еще раз... 3. Постарайтесь понять точку зрения "сложного " человека. Для этого - уже немного успокоившись (с помощью выполнения пунктов 1 и 2) - начинайте задавать ему (ей) вопросы по существу, чтобы понять - как бы этот человек хотел, чтобы вы поступили? 4. Высказывайте недовольство (не гнев) тем, что кто-то пытается осуждать не ваш поступок, а лично вас. И четко установите границы - на какую тему вы готовы говорить с агрессором. 5. После завершения неприятного разговора - переключитесь на какую-либо, более приятную для вас деятельность... Как я отмечала выше, агрессивный, жестокий человек признает только силу, и ему (ей) нельзя показывать свою слабость... В свое время я очень долго работала над преодолением своего иррационального убеждения: "Люди должны всегда поступать справедливо по отношению друг к другу (и ко мне). Я не могу переносить несправедливость и должна с ней бороться!"...И лишь позже поняла, что поступки других людей не значат, что ты - ничто! То есть - можно и нужно не бездействовать, а настойчиво двигаться лишь к изменениям в той сфере, которая тебе доступна... Или по номеру WhatsApp - 8 937 598 49 11 Дорогие читатели! Напишите, пожалуйста, в комментариях внизу статьи - как, по Вашему, стоит работать со своим гневом - выпустить его наружу, подавить - или усмирить? Как вы обычно поступаете? С уважением - Елена Ольхович Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|