Человек без воли не скажет ни "нет", ни "да".

 

Достаточно распространённая, я бы даже сказала "дежурная" жалоба наших клиентов: "мне трудно кому-то отказать, я не могу сказать нет", - послужила поводом к этой заметке. 

 

 На днях, услышав об этой проблеме от одного из своих пациентов, я задала себе вопрос: о чем идёт речь, когда человек чувствует себя неспособным сказать "нет"? И я спросила у него: "А сказать "да" вы можете?"

 

Оказывается, “да” так же непросто сказать. То есть, постоянно нечто такое аморфное - ни да, ни нет. И в обоих случаях - раздражение и недовольство собой. Почему? Предлагаю разобраться.

 

По-видимому, это крайне важно для человека:  заявить о своём желании, проявить собственную волю. Пусть даже совершить ошибку, но знать, что ошибка совершена добровольно. 

В таком случае даже сожаление об ошибке и угрызения совести не так мучительны, как в случае, когда человек видит вынужденность своих действий или то, что они совершены под чьим-то давлением. 

 

Но что же не позволяет нам проявлять собственную волю и говорить четко и определенно чему-то "да", а чему то "нет"?

 

Поскольку все мы родом из детства, то и у этой проблемы “ноги растут” оттуда.  И связана она с вопросами власти и подчинения.

 

Считается, что на каком-то – очень раннем этапе своего развития – ребенок чувствует себя всемогущим, этаким «королем мира». Это чрезвычайно важное переживание, влияющее на дальнейшую самооценку и способность заявлять о себе миру. У кого-то это чувство было слишком рано и жестко фрустрировано, кто-то, напротив, был избалован, и не нашлось среди его воспитателей никого, кто своевременно поставил бы его «на место». В результате, первые всю жизнь будут жить с ощущением, что «не смеют», что обязаны уступать чужой воле, в то же самое время они будут делать это без радости, чувствуя принуждения и неосознанно стараясь саботировать.  Вторые же, обычно, сами не знают, чего хотеть: они хорошо умеют манипулировать, не мытьем, так катаньем добиваться своего, но каждый раз, добившись, разочаровываются и чувствуют: «это что-то не то». Иногда (и довольно часто) в одном человеке сочетается и та, и другая стратегии.

 

Оптимальным вариантом развития чувства собственной власти и владения своим желанием был бы, примерно, следующий сценарий: на каком-то этапе, дав ребенку полностью насладиться чувством своей ценности и способностью управлять окружением, родителям следует потихоньку приучать его к тому, что он ограничен в своих возможностях, что не все ему дозволено, и что за свое желание нужно уметь бороться и чем-то ради него жертвовать. Так ребенок приучается к адекватной оценке своих возможностей, умению соотносить их со своим желанием, к добровольному самоограничению.  Он учится уважительно относиться к себе и к окружающим. В дальнейшем он сможет где-то дерзать, где-то подчиняться – и то, и другое будет ему в радость, потому что это будет добровольным актом.

Я бы хотела подчеркнуть эту мысль: подчинение чьей-то воле, признание чьей-то власти над собой - как ни странно, это тоже может быть проявлением доброй воли. Согласие – активно, оно дает ощущение управления своей жизнью, собственного выбора. А вынужденное следование чьему-то предписанию разрушает и деморализует человека, как раз, в силу того, что человек чувствует себя пассивным исполнителем чужой воли. 

 

Фрейд в "Я и оно" писал: "… психоанализ направлен не на то, чтобы сделать патологические реакции невозможными, а на то, чтобы предоставить эго пациента свободу выбора того или иного пути".

Таким образом, терапия призвана помочь человеку самоопределиться, почувствовать себя способным осознанно делать свою судьбу. Где надо – умерить свое желание. А, может быть, преодолеть свой страх перед неудачей или даже пойти на нарушение закона - если есть в этом шаге понимание, зачем это делается и каковы будут последствия.  Главное, чтобы было ощущение: это мой выбор, это мое желание, это мой путь, и я за него отвечаю.



Просмотров: 726
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Позиция "даже если", возвращающая желание жить и бороться за себя
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Не смогла сказать "ненавижу", не могу сказать "люблю"
  • Мой любимый ребенок с СДВГ и почему важно вовремя сказать себе "СТОП"
  • Кого мы видим в своих детях или "Чьей жизнью я живу?"
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Сказать: "Как ты растолстела!" нормально, а "Как ты постарела!" - хамство? Опрос
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • "Я тебя люблю..." Что люди "прячут" за этой фразой!?
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Цена выбора в токсичных отношениях: Быть "хорошей" или "плохой"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Как НАСЛАДИТЬСЯ формирует "иметь" и "быть сытым". Пятое движение любви.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь