|
Человек без воли не скажет ни "нет", ни "да".Автор статьи: Хучуа Светлана Анатольевна
Достаточно распространённая, я бы даже сказала "дежурная" жалоба наших клиентов: "мне трудно кому-то отказать, я не могу сказать нет", - послужила поводом к этой заметке.
На днях, услышав об этой проблеме от одного из своих пациентов, я задала себе вопрос: о чем идёт речь, когда человек чувствует себя неспособным сказать "нет"? И я спросила у него: "А сказать "да" вы можете?"
Оказывается, “да” так же непросто сказать. То есть, постоянно нечто такое аморфное - ни да, ни нет. И в обоих случаях - раздражение и недовольство собой. Почему? Предлагаю разобраться.
По-видимому, это крайне важно для человека: заявить о своём желании, проявить собственную волю. Пусть даже совершить ошибку, но знать, что ошибка совершена добровольно. В таком случае даже сожаление об ошибке и угрызения совести не так мучительны, как в случае, когда человек видит вынужденность своих действий или то, что они совершены под чьим-то давлением.
Но что же не позволяет нам проявлять собственную волю и говорить четко и определенно чему-то "да", а чему то "нет"?
Поскольку все мы родом из детства, то и у этой проблемы “ноги растут” оттуда. И связана она с вопросами власти и подчинения.
Считается, что на каком-то – очень раннем этапе своего развития – ребенок чувствует себя всемогущим, этаким «королем мира». Это чрезвычайно важное переживание, влияющее на дальнейшую самооценку и способность заявлять о себе миру. У кого-то это чувство было слишком рано и жестко фрустрировано, кто-то, напротив, был избалован, и не нашлось среди его воспитателей никого, кто своевременно поставил бы его «на место». В результате, первые всю жизнь будут жить с ощущением, что «не смеют», что обязаны уступать чужой воле, в то же самое время они будут делать это без радости, чувствуя принуждения и неосознанно стараясь саботировать. Вторые же, обычно, сами не знают, чего хотеть: они хорошо умеют манипулировать, не мытьем, так катаньем добиваться своего, но каждый раз, добившись, разочаровываются и чувствуют: «это что-то не то». Иногда (и довольно часто) в одном человеке сочетается и та, и другая стратегии.
Оптимальным вариантом развития чувства собственной власти и владения своим желанием был бы, примерно, следующий сценарий: на каком-то этапе, дав ребенку полностью насладиться чувством своей ценности и способностью управлять окружением, родителям следует потихоньку приучать его к тому, что он ограничен в своих возможностях, что не все ему дозволено, и что за свое желание нужно уметь бороться и чем-то ради него жертвовать. Так ребенок приучается к адекватной оценке своих возможностей, умению соотносить их со своим желанием, к добровольному самоограничению. Он учится уважительно относиться к себе и к окружающим. В дальнейшем он сможет где-то дерзать, где-то подчиняться – и то, и другое будет ему в радость, потому что это будет добровольным актом. Я бы хотела подчеркнуть эту мысль: подчинение чьей-то воле, признание чьей-то власти над собой - как ни странно, это тоже может быть проявлением доброй воли. Согласие – активно, оно дает ощущение управления своей жизнью, собственного выбора. А вынужденное следование чьему-то предписанию разрушает и деморализует человека, как раз, в силу того, что человек чувствует себя пассивным исполнителем чужой воли.
Фрейд в "Я и оно" писал: "… психоанализ направлен не на то, чтобы сделать патологические реакции невозможными, а на то, чтобы предоставить эго пациента свободу выбора того или иного пути". Таким образом, терапия призвана помочь человеку самоопределиться, почувствовать себя способным осознанно делать свою судьбу. Где надо – умерить свое желание. А, может быть, преодолеть свой страх перед неудачей или даже пойти на нарушение закона - если есть в этом шаге понимание, зачем это делается и каковы будут последствия. Главное, чтобы было ощущение: это мой выбор, это мое желание, это мой путь, и я за него отвечаю. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|