Кого мы видим в своих детях или "Чьей жизнью я живу?"

Кого мы видим в своих детях или Чьей жизнью я живуЗадумайтесь на минутку, кого вы видите в своих детях? Какие качества присущи вашему ребенку? Они вас радуют? Раздражают? Пугают? Чего бы вы никогда не хотели в нем увидеть? А какие качества есть у вас, родителей?

Попробуйте максимально непредвзято описать вашего ребенка. Черты характера, особенности поведения, личностные качества. Можете записать.

Теперь подробнее о тех моментах, на которые хотелось бы обратить внимание.

Если вы не поленились и выписали качества и особенности характера вашего ребенка, прочтите их внимательно. Это та программа, которую вы в него закладываете. Как? Очень просто. Зачастую, родители приписывают детям те качества, которых другие люди в них совсем не видят. И не потому, что "плохо смотрят", а потому, что, вероятно, их нет. Почему? Срабатывает механизм так называемой проекции. Ребенок может совершенно случайно совершить действие, характерное для одного из родителей или повести себя очень похоже, и вот уже родители готовы спроецировать качества родителя, на которого ребенок оказался похож, на самого ребенка. Причем все или почти все.

Вспомните знаменитую фразу "весь в отца!.." И хорошо, если это звучит гордо. А если нет?

Далее, когда проекция сработала, родители все чаще и чаще начинают находить "подтверждения" схожести, которую они обнаружили. Проекция укрепляется, и вот уже готов образ ребенка, который включает качества и характеристики, присущие, скорее, не самому ребенку, а все тому же родителю.

Родители начинают относиться к ребенку соответственно этому образу, опираясь на те качества, которые увидели. А если родители относятся к ребенку как к ласковому, он и становится ласковым. Относятся как к хитрому- становится хитрым, как к жадному - становится жадным. Если мама говорит сыну, что он такой же сильный как папа, он станет сильным, если говорит, что он такой же ленивый - будет ленивым. Это и есть та самая программа, о которой говорилось выше. Проекция - очень распространенное явление, и не всегда оно положительно сказывается на формировании личности ребенка.

Хорошо, если родитель, с которым сравнивают ребенка обладает теми самыми качествами, которые и хочется воспитать в малыше. Но случается, что срабатывает негативная проекция. Например: мама вдруг обнаруживает в сыне качества, которыми обладал бросивший ее муж. "Нехороший" образ мужа проецируется на сына, и мать может перенести на него свою обиду или ненависть, которую питает к мужу. Также и отец может спроецировать образ жены, бросившей или предавшей его, на дочь. Последствия могут быть самыми плачевными.   Разрушение отношений, отторжение и т.д.

Чем еще может быть опасна проекция? Тем, что ребенок может прожить "не свою" жизнь.

Пример из практики. Представьте себе семью. Папа - летчик, мама, сын. Папа погибает во время вылета, когда сын был еще довольно мал. Около 6 лет. Внешне ребенок очень похож на папу. Сработала проекция и мама уже видит в сыне характер и качества отца, несмотря на то, что раньше считала, что ребенок по характеру похож скорее на нее. Ей кажется, что личностно и внешне он практически копия погибшего мужа. Подсознательно она начинает относиться к сыну, как к ушедшему мужу ища в нем поддержку и защиту. Видит в нем качества, характерные для взрослого мужчины. Заранее решила, что он обязан стать летчиком. Когда сын вырос, она ревностно охраняла его от серьезных отношений с женщинами. Можно сказать, разрушила его брак. Мужчина на протяжении практически всей жизни чувствовал себя несчастным. На консультацию пришел со словами "Мне кажется, что я живу вместо отца. Его жизнью..."

Именно поэтому с проекциями нужно быть очень аккуратными. Пусть ваш ребенок развивается как самостоятельная личность, а не проигрывает роли и жизненные сценарии родителей.

А теперь задумайтесь над теми качествами и особенностями, которые вас особенно раздражают в ребенке, если такие, конечно, есть. Их вполне может и не быть. Очень часто это именно те качества, которые мы не любим в себе и всеми силами хотим от них избавиться.

В каждом из нас есть качества, которые мы принимаем и вполне осознаем, и качества, которые скрываются от нас самих в нашем подсознании в силу того, что их мы принять не хотим или не можем. И вот когда мы замечаем такие не принимаемые для себя качества в ребенке, мы начинаем раздражаться, негодовать, может появиться страх. Признаком того, что мы встретились с чем-то "своим", является возникшее внутри нас напряжение. Мы боимся того и враждуем именно с тем, что носим в себе.
И вот буря негативных эмоций, которая изначально была направлена на себя выплескивается на ребенка, как на проявившего то, что мы не хотим признавать в себе.

Еще один важный момент заключается в том, что часто родители хотят компенсировать свои неудачи или то, что не сложилось в их жизни за счет ребенка. Например: мама хотела стать известной пианисткой, но в силу каких - либо причин, не смогла. Теперь она может перенести свои мечты на собственную дочь. Водить ее в музыкальную школу, несмотря на то, что у девочки может не оказаться ни желания, ни особых способностей. Всеми правдами и неправдами продвигать ее на различные конкурсы. Вот и получается, что как в примере с папой - летчиком, ребенок живет не своими интересами, а несостоявшейся мечтой мамы.

Какой вывод можно сделать из всего вышесказанного?

Задача родителей не проецировать на ребенка свои или чьи - то качества, позволить ему развиваться самостоятельно и выбрать свою дорогу в жизни. Не надо ставить перед ним задачу выполнить то, что самим родителям не удалось, не надо искать и видеть в нем другого человека. Каждый ребенок - это индивидуальность, личность, свой особенный микрокосм. Нужно принимать их такими, какие они есть на самом деле, а не такими, какими хотелось бы их видеть.

Психолог-консультант. Тренер. Руководитель Центра практической психологии "SENTIS"

Юлия Швецова.



Просмотров: 616
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Папа может" или Роль отца в развитии ребенка!
  • "Мама и папа, что же вы делаете" или "Давай построим семью"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"
  • Тренинги сомнительного качества или: прекратите "кошмарить" коачеров!
  • Что делать, если ребенок говорит на "тарабарском" языке?
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Что может означать фраза мужчины "мне надо разобраться в себе"
  • Что ребенок может "сям"?
  • Как "плохие качества" помогают хорошему человеку
  • Грудное молоко для взрослого мужчины или о том, как быть, если вы "мама-жена"
  • Самая сложная задача Родителя, что такое "плохо/хорошо" и как можно докатиться до ПРЛ или НРЛ
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Качества молодой матери, которые необходимы для воспитания здорового и счастливого ребенка
  • "Мне мама быть красивой не велит". Или что останавливает движение в жизни.
  • Что делать, если не знаешь "что делать" или как перестать бурлачить?
  • Качества в женщине, которые очень привлекают мужчин
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Что делать, если ребенок "психует" из-за гаджетов?
  • Что делать если ребенок "не слышит"
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь