К какому возрасту ребенок обладает более-менее сформировавшейся личностью?
Возраст три года - начало появления у ребенка самосознания.
Возраст 4-5 лет - ребенок полностью осознает себя как личность, обладающую определенными характеристиками и поведением.
Ребенок, ощущающий себя как личность, требует иного воспитательного подхода, он по-другому выстраивает коммуникацию с окружающими его людьми.
Шесть качеств личности ребенка.
1. Свобода поведения.
Развитию свободного поведения ребенка способствуют:
- развивающее детско-родительское общение;
- не авторитарное детско-родительское общение;
- любовь, понимание, терпимость;
- упорядоченность семейной жизнедеятельности.
Показатели нормального развития свободы поведения ребенка:
- понимание ребенком необходимости выбора;
- самостоятельный поиск способа достижения цели;
- самостоятельный выбор средств достижения цели;
- стремление к свободному волеизъявлению.
2. Креативность (способность создавать новое).
Развитию креативности ребенка способствуют:
- развитие восприятия, воображения, мышления, памяти ребенка
- развитие произвольного поведения ребенка.
- развитие эрудиции и осведомленности ребенка.
- развитие самостоятельности ребенка.
3. Самосознание
Развитию самосознания ребенка способствуют:
- осознание ребенком своего места в системе отношений со взрослыми, умение соблюдать определенную дистанцию между собой и людьми;
- оценивание положительное родителями значимой для ребенка деятельности;
- понимание ребенком своих ограниченных возможностей;
- произвольность, безопасность, ответственность;
- развитое чувство собственного достоинства;
- развитая познавательная активность ребенка.
4. Инициативность
Развитию инициативности ребенка способствуют:
- доброжелательное отношение взрослых к ребенку;
- развитая любознательность, пытливость ума и изобретательность;
- ориентированность родителей на разумную и нравственно оправданную инициативу.
Показатели инициативного поведения ребенка:
- умеет найти себе занятие;
- умеет организовать игру;
- стремится к содержательному общению.
5. Ответственность
Показатели ответственного поведения ребенка:
- пользуется правом самостоятельного принятия решения;
- имеет право выбора;
- обладает степенью волеизъявления.
Развитию ответственности ребенка способствуют:
- четкая определенность требований родительских:
- взаимопонимание в диаде "взрослый - ребенок";
- доверие к ребенку;
- создание условий для переживаний детьми последствий своей деятельности.
6. Самостоятельность
Показатели самостоятельного поведения ребенка:
- активность ребенка;
- ребенок в поиске и имеет право на ошибку и спокойному отношению к ней взрослых;
Развитию самостоятельности ребенка способствуют:
- демократический характер и стиль общения с ребенком;
- степень своевременной и дозированной помощи ребенку (чрезмерная помощь препятствует развитию смостоятельности и инициативности ребенка).