Формирование пищевого поведения. Как вырастить здорового ребенка, который любит полезную еду.

Автор статьи: Чирва Анна

ФОРМИРОВАНИЕ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ .

КАК ВЫРАСТИТЬ ЗДОРОВОГО РЕБЁНКА, КОТОРЫЙ ЛЮБИТ ПОЛЕЗНУЮ ЕДУ.

       Хочу поговорить на одну из самых важных тем в развитии ребенка и человека. Эта тема охватывает все уровни жизни человека - физиологический, психологический, поведенческий, социальный, уровень отношений. Все это о пищевом поведении. Когда и как формируется и что на него влияет. Пожалуй, это тема наиболее наполнена мифами и стереотипами, а также тревогами и опасениями. Еда она не только еда. Там много всего намешано - и привязанность, и забота , и безопасность. Это начинается еще тогда, когда на фоне пищевой потребности формируется эмоциональная привязанность, доверие к миру.
🔺Можно сказать, что формируется пищевое поведение с рождения человека, когда пища это не только пища, но и безопасность, тепло, ласка, связь и первый опыт установления привязанности. На этом уровне - уровне мама-младенец никто из нас не станет сомневаться, что еда для младенца-это первый опыт привязанности. Мне хочется показать, что и дальше, за всеми техническими деталями, привычками и ритуалами лежит та же основа - привязанность между ребенком и его взрослыми. И участвуют те же механизмы формирования - ответственность взрослого, уважение к потребностям ребенка и взаимное удовольствие от процесса.🙂
❗️Очень важно именно формировать здоровое пищевой поведение. Обдумать основную стратегию формирования. Понимать что критически важно, что менее важно и на что вы готовы соглашаться в пищевом поведении ребенка.
🔻Вначале посмотрим , о чем мы говорим, когда обсуждаем развитие пищевого поведения:
- виды употрябляемой пищи
- способы принятия пищи
- место принятия пищи
- количество пищи
- режим принятия пищи
- аппетит
- интерес к новой еде
- связь с окружением
- ритуалы связанные с приемом пищи

🔺У каждого из нас есть свое представление о том как все это должно выглядеть, как это происходит у нас у взрослых, у знакомых нам детей, и у наших детей. И это такая тема, о которой часто задумываются не в связи с нарушениями, а до этого. То есть на самом деле у каждого родителя на основании своего опыта есть комплекс опасений и тревог связанных с формированием пищевого поведения. А уж когда мы обнаруживаем себя в эпицентре пищевых проблем ребенка-тогда уже эта тема и подавно выходит на первое место.
❗️Поэтому разберемся как же происходит формирование пищевого поведения и как можно влиять на этот процесс.
🔺Для начала важно понимать:
Принятие пищи - важная физиологическая потребность. Потребность! Без тяжелых нарушений в развитии обычно человек способен распознавать эту потребность и стремиться к удовлетворению ее. Есть все основания предполагать, что организм при благоприятных условиях, способен сам регулировать основные аспекты.
🔺Пищевые привычки формируются под влиянием значимых взрослых.
Однозначно основой пищевых представлений ребенка будут традиции, привычки, убеждения семьи. В этом пункте заложена основа для наших действий в отношении формирования пищевого поведения ребенка. Тут есть место для индивидуальности ребенка, но основные принципы - всегда из семьи. Что конечно же заложено природой. Все мы хотим чтобы наши дети были наши, с нашими убеждениями, ценностями и перенимали наши взгляды. Так вот и в пищевом поведении все так же.
🔺Важно доверять ребенку в формировании его индивидуальной потребности в пище. “Даем ему волю”. Таким образом помогаем ему доверять сигналам своего тела и определять свое состояние голода и насыщения. Исходя из этих знаний формируем отношение ребенка с едой дальше. Помним, что у каждого человека свои потребности, они могут зависеть от метаболизма, образа жизни, периода в жизни. Делаем поправку на то, что в каждый период жизни человеку требуется разное количество пищи. Вообщем , доверяем природе.
🔺Игрища с едой. Еда - развлечение, или серьезный процесс? Об этом будет ниже.
🔺Кто главный? Собираясь накормить ребенка, учитывая его потребности и вкусы, зная , узнавая его, всегда помним - главный - взрослый. Решение принимает взрослый. Какая еда появилась на столе, сколько осталось в тарелке, утоляем голод или лакомимся - все это решение ответственного взрослого!

🔺Итак, младенчество. Именно в это время уже формируется опыт распознавания чувства голода и насыщения. Поэтому так важно поддерживать режим кормления по требованию. Кроме того, что младенец учится доверять сигналам своего тела, так еще учится доверять заботящимся о нем взрослым в плане удовлетворения потребности в тепле безопасности сенсорных стимуляциях и т.п. Так как еще в это время все эти потребности и т.д. вместе.
🔺С ростом ребенка и созреванием его распознавание сигнала о чувстве голода очень важно поддерживать. Установление режима питания связанного с индивидуальной потребностью конкретного ребенка очень важно связать. У всех людей в зависимости от их конституции, образа жизни, подвижности, процессов метаболизма разная потребность в пище. Важно идти в этом очень чутко за ребенком (если конечно мы не наблюдаем каких то явных искажений в развитии которые могут влиять на этот процесс).

❗️И так приходим к пожалуй самому главному этапу, где требуется чуткое участие взрослого - начало прикорма.

🔺Часто слышу что родители боятся давать свободу ребенку во время кормления по требованию аргументируя что ребенок во взрослом возрасте тоже будет удовлетворять свои эмоциональные потребности при помощи пищи. На самом деле это не совсем так. То есть безусловно так бывает. Но! Этому способствует когда мать заменяет эмоциональные проявления любви к ребенку кормлениями, то есть когда это единственный способ выражения матерью любви и заботы о ребенке. Если есть много вариантов проявления эмоциональной связи такой замены не происходит. Хотя безусловно и во взрослом возрасте кроме того что в период тревожности у нас у всех бывают особые отношения с пищей, так еще и свою заботу и расположение мы часто высказываем при помощи угощения, приготовления и т.п.- гостям, близким, любимым. И как везде здесь есть значительный отрезок от угощения гостя до деструктивных форм проявления пищевого насилия).

Уже становится понятно что все эти
-за папу за маму;
-общество чистых тарелок;
-не будешь есть-не вырастешь;
-ну еще кусочек это же так вкусно;
-не встанешь из за стола пока не доешь;
-сьешь суп - куплю мороженное и т.п.

Это не наш метод. Мы пойдем другим путём .
❗️Первый прикорм.
🔺Главное знание в этот период - знание о пищевом интересе. Формируется в период от 4 мес. до года. Беру крайние точки. Обычно начинается в период после 6 мес. Характеризуется активным желанием ребенка отобрать доступную еду. Это невозможно не заметить, невозможно пропустить. Это крики вопли и вырывание еды изо рта. Первый тест на сформированность именно пищевого а не другого познавательного интереса-когда ребенок хочет из вас вырвать еду попробовать дать ему ложку, салфеточку, солонку и т.п. Если ребенок доволен и крутит завороженно это зеркальце и бусы - это еще не был пищевой интерес. Это еще не он. А вот если ребенок кричит и пытается достать кусок изо рта - вы ему солонку-а он отталкивает ее, вы ему ложку-он гневно бросает ее на пол. То это оно! Пищевой интерес. И вот когда уже к этому дело идет, вы берете ребенка с собой за стол. Во времена когда едите что то приличное (не пиво с воблой). И даете прямо из своей тарелки, размяв по дороге пальцами эту самую вожделенную еду. И это становится постоянным вашим времяпровождением обеденного времени). Постепенно можно пересаживать в стульчик и давать то что подсказывает вам материнское сердце. То есть то что у вас принято. Хорошо если это овощи, не нужна соль, вполне допустимы специи (не перец чили, но что то ароматное очень даже). Общая тенденция - мелкоперетертое каждый месяц становится все крупнее. Внимательно следите за ребенком после каждого продукта. Со временем смешиваете их. Не нужно месяцами давать кабачок на пару. Его полезность слишком переоценена. Нормальная человеческая еда. И лучше всего, если для вас важно пищевое поведение вашего ребенка, именно этот период использовать как приведение рациона семьи в приятный для здоровых людей вид. Сахар откладываем насколько возможно в ваших условиях на попозже. Стремимся к никогда, но безусловно с поправкой на реальность. И так все остальное. Помним что овощи всегда лучше чем фрукты. А фрукты лучше чем мороженое). Питье - только вода. Даже не рассказывайте что есть мир соков и т.п. Пусть удивится как можно позже.
Мой личный опыт показал что если скрывать от ребенка мир сладостей, снеков и прочего джанка со временем, когда социализация и познание мира продлится в район шоколадных тортов и чипсов - очень многое может ему просто не понравиться. И безусловно тут работает закон - ребенок следует за своими привязанностями, за значимыми взрослыми. Традиции, способы, обычаи, привычки семьи формируют пищевое поведение ребенка. Много овощей каждый прием пищи. Перекусывающая морковкой а не бутербродом с колбасой мама, прием пищи только за столом, всей семьей под общение и радость, накрываем красиво на стол, имеем горячую свежую, разнообразную и вкусную еду. Это залог успеха.
🔺Дальше нас будет интересовать разнообразие, самостоятельность и жевание. Жевание-это увеличение кусочков и предоставление возможности получать разные кусочки из тарелки родителя под неусыпным контролем, но без показательной тревожности.
Разнообразие - в наших руках. постепенно расширяем вкусовую палитру. Это как предоставление возможности получить что то из наших тарелок. Так и расширение рациона, добавление специй, свежей зелени, разного вида жиров - масла (в том числе кокосовое), кунжутная паста (тхина), другие жиры, принятые в данной семье. Лучше если они будут растительные.

🔻Отдельным удовольствием идет игра с едой. Разрешать или не разрешать? Поощрять или запрещать? Однозначно - разрешать и поощрять. То что мы называем играть едой - на самом деле пока единственный путь познания в этой сфере. Не имеется в виде бросание капусты из борща прицельно на люстру. Имеется в виду включение продуктов и процесса принятия пищи в познавательную сферу. Пища она как элемент связи с родителем она и элемент удивительного мира. Для ребенка в возрасте прикорма не так много способов получения информации об окружающем мире. Тактильный - один из основных путей.
Очень важно в этот период давать ребенку больше возможностей для выражения себя - делать перерывы в кормлении, давать свободу в игре с элементами пищи, позволять отвлекаться. Сделать прием пищи свободным и наполненным игрой, включая в этот процесс элементы познания мы формируем отношение ребенка с новыми видами пищи-новые текстуры, цвета, формы, температуры, вкусы.
Нежелание ребенка пробовать новые вкусы-совершенно естественная защитная реакция, но если она проявляется в отказе от принятия пищи из рук родителя - это сигнал нам. Совместное принятие пищи, принятие пищи при ребенке, совместные эксперименты с едой, отсутствие агрессии и насилия (в том числе и психологического) - все это способствует снижению тревожности в части отношений с пищей,и, как следствие, открывает путь к желанию познавать новое.

❗️❗️❗️Отдельно хочется остановиться на дезадаптивных пищевых установках:
-Дети растут в зависимости от количества еды.
Нет, не растут от еды, а едят для роста.
И значит в разные периоды жизни потребность в еде может быть разная. Поэтому так важно формировать чувствительность ребенка к сигналам своего организма.
🔺Важно проявлять уважение к приготовившему пищу. И прочие “общество чистых тарелок”. Стараемся разделять эмоциональные потребности всех участников и пищевое поведение. Эти способы проявления не позволяют ребенку ориентироваться на сигналы своего организма.
-🔺Специально организованное кормление. Стараемся не использовать это как правило. Наоборот, целесообразно формировать пищевые привычки и режим совместным принятием пищи. Не обязательно это должно происходить три раза в день, но стремится к такому положению. Помогает ребенку принимать пищевые привычки семьи. Пробовать новые вкусы, служит укрепляющим ритуалом. Делает ритуал принятия пищи-первое второе и компот-нормой жизни, даже если ребенок съел только пол огурчика. Будьте уверены - он все запомнил, как люди едят. Не заставляем, не акцентируем внимание, не упрекаем. Живем дальше.
🔺Связь между эмоциональным состоянием ребенка и едой
вкусненьким. Не стоит утешать вкусной едой, сладостями. Утешение - это эмоциональная потребность, легко перепутать с потребностью в заботе на фоне еды. Не подменять заботу пищей. “Ой, у тебя сломалась игрушка, ну пойдем, я приготовлю тебе вкусненькие блинчики.” Может и допустимо, но не может быть единственным способом. Один из 100.
Сигналы пищевого насилия:
закончишь тарелку-получишь сладости. Искаженная мотивация.
съешь обед-куплю игрушку. Нет здесь связи. Удовлетворение собственной потребности не требует внешней мотивации.
не будешь есть не вырастешь. прочие страшилки и пугалки. Любой тип упреков и угроз по поводу еды. Все виды пассивной агрессии - вздохи, “лица”...
🔺Важно отнестись ответственно и к таким факторам:
Принятие пищи только в обозначенном для этого месте. Никогда не перед телевизором или любым экраном. Не отвлекаем экраном чтобы накормить.
Регулируем физическую активность, как один из важных факторов , влияющих на аппетит, желание ребенка.
Лучше не практиковать “малоценные” питательно перекусы - сладости, еда из пакетиков, еда на детских площадках, в парках. Тут важно формировать понимание -Человек ест , когда голоден. Если ребенок голоден - принятие пищи за накрытым столом. Если ребенок не голоден - так о принятии пищи речь не идет.
Безусловно, мы всегда гибкие, всегда можем проанализировать ситуацию и принять решение о необходимости, но общие принципы и цели хорошо держать в голове.
В каждой семье, безусловно, есть свои представления о допустимых границах в части пищевого поведения. И каждый родитель, безусловно, хочет лучшее для своего ребенка. И каждый ребенок хочет быть хорошим, любимым и приняты. Именно это дает возможность найти компромисс и получать удовольствие от такого объединяющего и такого наполняющего процесса, как принятие пищи.

Страница Белый кролик в ФБ https://www.facebook.com/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D1%8B%D0%B9-%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BA-141011140030164/



Просмотров: 258
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда ребенок не хочет есть. Решение проблем пищевого поведения.
  • Психология процесса приема пищи
  • Переедание и символическое значение пищи для человека.
  • Приятного аппетита или удовольствие от пищи
  • Таинство приготовления пищи
  • Психология качественного приготовления пищи)
  • Есть ли корреляция поведения матери с характером взрослого ребенка?
  • Употребление мясной пищи
  • О важности психологической пищи.
  • Зависимость от поедания пищи
  • Почему так важно любить своего ребенка
  • Булимия как расстройство приёма пищи
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Перестань быть "плюшкиным" для ненужной пищи, эмоций, людей
  • Зачем развивать ребенка в 1-3 года, если есть планшеты и телефоны?
  • Практикуем осознанное питание: сосредоточиться на процессе приёма пищи
  • Расстройство приема пищи без дополнительного уточнения (РПП БДУ): анализ категории, исследования
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Как научить ребенка обращаться с деньгами? Часть 3. Когда и как давать ребенку собственные деньги?
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Как важно носить ребенка на руках
  • Потребности ребенка или Что на самом деле нужно Вашему малышу
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Знакомство ребенка с эмоциями, как и главное, почему это важно?
  • Расстройства приема пищи: нервная анорексия и нервная булимия.
  • Что важно развивать у ребенка?
  • Родители, для меня это важно!Советы глазами ребенка.
  • Развивать ребенка важно и нужно, но как избежать ошибок?
  • Хочу ребенка! Что важно осознать. Упражнение для будущих мам.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь