|
Практикуем осознанное питание: сосредоточиться на процессе приёма пищиАвтор статьи: Леонов Сергей
Практикуем осознанное питание: сосредоточиться на процессе приёма пищи
Приём пищи – это интимный процесс. А любой интимный процесс даёт нам максимум удовлетворения, только если соблюдается ряд важных условий: - мы сосредоточены только на чём-то одном - мы находимся «здесь и сейчас» - мы создали особое интимное пространство - мы максимально вовлечены в процесс. Чтобы понять, почему это так важно, можно провести аналогию с другим не менее важным и тоже интимным процессом – занятием сексом. Здесь важность всех описанных выше условий очевидно. Что будет, если мы будем сосредоточены на своём любимом человеке и одновременно на просмотре новостей по ТВ? А если мы будем где-то там в своих фантазиях? А если мы займёмся этим, предположим, на первом ряду в кинотеатре? Или будет делать это для галочки, вовлекаясь в сам процесс процентов на 10? Скорее всего, тогда мы не получим удовлетворения (собственно, как и наш партнёр).
Так вот с едой точно так же. Какие плюсы даёт сосредоточение на процессе приёма пищи:
Как же этого достичь? Есть несколько техник-рекомендаций в рамках подхода "осознанное питание"
Техника «5-4-3-2-1» Суть очень простая. Если во время приёма пищи вы чувствуете, что куда-то «улетаете», не можете сосредоточиться на еде, то вы делаете следующее: - называете сами себе 5 цветов, которые вас окружают прямо в данный момент (например, белый, синий, голубой, зелёный, чёрный). - называете 4 звука, которые слышите в данный момент (например, гудение холодильника, шум проезжающих машин за окном, тикание часов, звук своего дыхания) - называете 3 телесных ощущения, которые испытываете прямо сейчас (например, ощущения соприкосновения со стулом своих ягодиц, мурашки по ногам и тепло в области желудка) - называете 2 запаха, которые ощущаете сейчас (например, запах макарон и курицы) - называете 1 вкус, который сейчас во рту (или послевкусие, например, что-то солёное). Таким образом, вы непроизвольно сосредотачиваетесь на том, что происходит вокруг вас и с вами прямо в данный момент. А после этого гораздо легче вернуться к интимным отношениям с едой.
Убираем раздражители. Если вы едите вместе с ТВ, радио (не музыкой), газетой, книгой, компьютером и т.п., то с большой вероятностью вы не сосредоточены на еде. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому лучше всего постепенно разделять эти процессы: еда отдельно, другие источники ощущений и впечатлений – отдельно. При этом лучше делать это постепенно. Например, если у вас есть стойкая привычка есть у телевизора, то лучше сначала попробовать выключить телевизор и съесть ¼ своей порции, а затем включить и доесть остальные ¾. Затем через какое-то время съедать уже ½ порции с выключенным ТВ и ½ со включенным. И так до тех пор, пока вам не будет комфортно съедать всю еду без ТВ. А когда вы сможете это сделать, значит вы уже почти полностью перешли на осознанное питание.
Замедляемся. Есть ситуации, когда адекватно делать что-то быстро, а есть ситуации, когда адекватно делать что-то медленно. Например, в ситуации, когда человек в вашем присутствии получил порез и у него пошла кровь, надо действовать быстро. И будет хуже, если вы начнёте медлить. Но вот, допустим, в ситуации, когда вы принимаете расслабляющую ванну, адекватно делать это максимально не спеша, так как если вы будете торопиться, то не получите полного удовольствия. Так вот есть важно медленно. Если, конечно, вы хотите научиться максимально хорошо сосредотачиваться на процессе приёма пищи и получать максимум удовлетворения и насыщения. Поэтому просто возьмите за правило, садясь за стол (особенно, если это полноценный приём пищи), откладывать все дела и давать себе достаточно времени. И не спешить.
P. S. для родителей!
Иногда может показаться, что дети едят быстро и совсем не сосредоточено. Однако это не так. Просто ребёнок, если у него не нарушено пищевое поведение, способен получать удовлетворение и насыщение быстрее, чем взрослый человек. Особенно тот, у кого есть проблемы с отношениями с едой. Другое дело, что вы как родители можете повлиять на формирование особого отношения ребёнка к приёму пищи и к самой еде. Такого отношения, когда ребёнок постепенно учиться постигать различные смыслы, связанные с едой, разные ритуалы и традиции. Например, если есть, то не приносить с собой за стол игрушки или другие предметы, чтобы не делать что-то параллельно приёму пищи. Или спрашивать ребёнка о его вкусовых предпочтениях и впечатлениях о еде, делиться своими ощущениями, рассказывать о том, как производят тот или иной продукт (если только это не мясо:-) и т.д.
P.P.S.
Кстати, подписывайтесь на нашй канал на youtube, где есть много интересного и про осознанное питание, и про психотерапию пищевых расстройств и про всё из раздела "Еда и Жизнь":-)
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|