|
Потребности ребенка или Что на самом деле нужно Вашему малышуАвтор статьи: Вознесенская Елена Леонидовна
Потребности ребенка или Что на самом деле нужно Вашему малышу.
Каждая будущая мама мечтает о том, как она будет ласкать своего малыша, носить его на руках, кормить и баюкать. Она представляет себе его первую улыбку или первый шажок. Но ожидая рождения ребенка, каждая женщина задается и вопросами: “А что мне с ним нужно будет делать?”, “А как я узнаю, что ему нужно?”. Да, он ничего не сможет сказать, объяснить, что он чувствует. Но каждая внимательная мама всегда поймет своего малыша, хотя очень трудно в это поверить в период ожидания его рождения. Обобщая исследования детских психологов и огромный опыт общения с мамами, имеющими маленьких детей, попытаемся рассказать о том, что же на самом деле нужно малышу. Известно, что самый творческий возраст – это детство человека. Но это именно тот возраст, когда человек находится в максимальной зависимости от других людей. С момента рождения, когда взрослые начинают опекать малыша, удовлетворять (или им только кажется, что это так) его потребности, происходит деформация его уникального творческого потенциала, сужение заложенных в нем исключительных и многообразных возможностей. И, естественно, происходит ограничение возможности ребенка к проявлению его сущности, его потребностей, способностей и желаний. А именно это стремление к самопроявлению представляет собой фундаментальную человеческую потребность. Чтобы проявить потенциальные возможности своей сущности, стать самими собой, детям нужно, чтобы значимые для них люди откликались на испытываемые ими потребности. Значимые люди – в первую очередь, мама и папа, бабушки и дедушки, братья, сестры, люди, помогающие ухаживать за малышом. Если дети находят такой отклик, чувствуют тепло и любовь окружающих, пусть даже в чем-то не совершенных людей, то их способности раскрываются как весенние цветы. Но, если их потребности не удовлетворяются, они приостанавливаются в росте, возвращаются к более ранним стадиям развития (регрессируют в возрасте) или отвергают свои потребности, чтобы не испытывать боль из-за “глухоты” близких для них людей. Как больно видеть 2-3-х летних детей, которые уже ничего не хотят, никуда не бегут и не стремятся, не балуются и не пачкают одежду, они делают только то, что сказала делать мама. Наверное, именно самые послушные дети, дети–“паиньки” – самые несчастные, поскольку все свои потребности и желания они подавили, загнали вглубь себя и не могут достать. У есть обязанности, но нет самого главного права – права быть собой Их мечты никогда не реализуются, потому что они не помнят, о чем мечтали. Эти дети мечтают только о том, что может понравиться взрослым. Что же наиболее важно для ребенка в раннем возрасте? Что ему необходимо для того, что быть счастливым, мечтать и развиваться? Понятно, что это не только еда и сухие пеленки, но и улыбка мамы и ее любовь, и “хорошая погода в доме” и не только в доме. Наиболее существенные потребности, испытываемые детьми, следующие: - потребность в безопасности и ее составляющие: потребность в стабильности, устойчивости семьи, надежности отца и матери и их любви друг к другу, потребность ощущать свое единство с ними обоими и уверенность, что они тебя никогда не бросят; потребность в безопасной социальной среде в более широком смысле – отсутствие войны, безработицы, агрессии и т.п.. Ребенок, выросший с ощущением безопасности, доверяет миру вокруг себя и себе самому, он уверен в себе, готов познавать мир, смотреть на него открытыми глазами и даже более здоров, чем малыш, который чьи родители или излишне опекают его, боятся за него (мир опасен!), или не могут создать для него безопасного окружения. Потребность в безопасности, удовлетворение которой приводит к развитию доверия, – базовая потребность человека. - потребность в обучении: ребенок обладает естественным врожденным желанием познавать мир, учиться читать, писать, приобретать знания, вести домашнее хозяйство, следовать правилам, он также испытывает потребность жить в обществе, познать половые различия, особенности поведения с противоположным полом, потребность познакомиться с миром взрослых; ему также необходимо и общение вне круга семьи, потребность иметь друзей, общаться со сверстниками (и годовалому малышу это необходимо в не меньшей степени, чем семилетнему, просто формы общения будут другими); - очень важно удовлетворение потребности в том, чтобы тебя принимали соответственно возрасту, и не заставляли быть маленьким взрослым, не выставляли тебе требования как к взрослому: потребность играть, смеяться, бегать, потребность в свободе от ответственности за других (например, за братьев и сестер, за свою семью, за общество в целом и т.д.), но и не пытались оставить на всю жизнь в детстве, позволяли делать самому то, что уже возможно; - потребность быть любимым и, таким образом, нужным кому-то, потребность в сердечном тепле и нежности, потребность в том, чтобы тебя прижимали к себе, ласкали и обнимали, жалели, когда тебе больно и плохо (эта потребность связана с таким “правилом воспитания”, как “8 обязательных объятий в день”); - потребность быть самим собой, иметь собственные вещи, свою территорию, личную жизнь, потребность быть единственным в своем роде, уникальным, потребность, чтобы тебя воспринимали таким, каким ты есть, ни с кем не путая и ни с кем не сравнивая, потребность в поощрении быть самим собой, потребность утверждать себя в жизни таким, какой ты есть и т.д.. – чтобы проявлять себя такими, какие они есть, детям нужно получать признание. Потребность ребенка в признании складывается из следующих составляющих:
Когда ребенок лишается возможности выражать эти потребности, или когда они не удовлетворяются близкими для него людьми, они предаются забвению, подавляются или отвергаются, но не исчезают. Они требуют удовлетворения. И эта жажда сохраняется у человека и в зрелом и в пожилом возрасте. В жизни часто происходит так, что у детей не удовлетворяется значимыми людьми одна из потребностей, а иногда не удовлетворяются и все. Некоторые родители не видят своих детей и не понимают, каковы они в действительности, в глубине своей души. Родители заботятся лишь об удовлетворении физиологических потребностей малыша, почти или совсем не обращая внимания на глубинные черты его личности и сущностные устремления. Некоторые родители не принимают детей такими, какие они есть, потому что дети не соответствуют ожиданиям, не оправдывают надежд. Классическим примером может быть рождение девочки в семье, где ждали мальчика. И даже если родители смирились с рождением девочки, ее потребность в признании останется неудовлетворенной. Иногда детям в семьях не верят, несмотря на то, что они всегда говорят правду, они могут жить в атмосфере подозрительности, все время ощущая, что им не доверяют, в них сомневаются. Некоторые родители высмеивают стремления своих детей или дразнят их, пытаясь привести в соответствии со своими ожиданиями. Дети могут чувствовать себя ненужной обузой или помехой. Дети могут испытывать чувство опасности, незащищенности, когда отношения с близкими конфликтны. Часто это чувствуют дети, родители которых разводятся. Все это приводит к травматичным для ребенка переживаниям и негативному опыту, которые впоследствии формируют его жизнь и убеждения. И эти травмы могут быть нанесены в очень раннем возрасте и даже на внутриутробной стадии развития. Это происходит различными путями, когда взрослые подчиняют детей своей воле, подавляют их и используют в своих целях. Дети также могут чувствовать себя ответственными за плохое настроение или самочувствие значимых для них лиц. Возможны также проблемы у младших детей в семье. Когда младший очень хочет походить на старшего, то он подавляет свою истинную сущность и остается на всю жизнь тенью старшего. Иногда взрослые вырабатывают у старших детей преувеличенное чувство ответственности за младших. Их ставят в пример, навязывают им роль взрослого. Но будучи детьми, они ощутят скорее чувство вины, собственной неполноценности, несоответствия идеальному образу, навязанному взрослыми, что может пагубно отразиться на их способности к спонтанному самопроявлению. Если у детей небольшая разница в возрасте, то старшие могут начать угнетать младших, почувствовав, что младшие служат помехой их самовыражению. Конечно, мы не идеальны, мы люди и можем совершать ошибки. Но важно помнить, что ошибки, которые случается время от времени допускать практически всем родителям в воспитании ребенка, не всегда приводят к психологическим травмам. Привычное, повседневное отношение к ребенку – вот то, что является источником травм раннего детства. Это определенный тип отношений, когда ребенку привычно отказывают в праве быть собой. Его не принимают таким, какой он есть. И именно это в наибольшей степени оказывает влияние на развитие его личности. Так что же делать? Просто слушать и слышать своего малыша, чувствовать его своей душой и своим сердцем. Он проявит вам саму свою сущность, а ваше сердце всегда подскажет вам, что ему нужно. Не пытаться еще до его рождения выстроить всю его жизнь, а потом подгонять “неудобные” черты под созданный вами образ, а попробовать довериться этому маленькому существу с огромными возможностями, не переделывать и не “лепить как из пластилина”, а предоставить ему то, что ему необходимо для собственной реализации, создать среду, которая будет в максимальной степени соответствовать его потребностям и способствовать гармоничному развитию. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|