Потребность в безопасности и ее удовлетворение у младенцев

Одна из базовых потребностей каждого человека – это потребность в безопасности. Абрахам Маслоу, психолог гуманистического направления, создавший иерархию потребностей (знаменитую пирамиду Маслоу) выделял потребность в безопасности как наиболее существенную после физиологических потребностей. Физиологические потребности напрямую связаны с выживанием человека. Это потребность в пище, воде, кислороде, сне, защите от холода. Потребность в безопасности и защите связаны с долговременным выживанием. Потребность в безопасности – это потребность в постоянстве и стабильности окружающего мира и событий, происходящих в нем, это предсказуемость событий, это окружающий человека порядок, свобода от угрожающего страха, болезни, хаоса.  

С физиологическим потребностями все относительно понятно. Если младенец (младенческий возраст – до 1 года) сытый, сухой, ему не холодно и есть кислород для дыхания, то можно говорить, что его физиологические потребности удовлетворены. А вот как же удовлетворяется потребность в безопасности у младенца? Младенцы беспомощны и полностью зависят от взрослого, который ухаживает за ними. Поэтому безопасность для младенца обеспечивает взрослый. События, которые нарушают стабильность и предсказуемость окружающего мира очень неприятны для малыша, нарушают безопасность и вызывают плач. Так, если, например, мама неожиданно исчезает из поля зрения младенца или раздается громкий звук, ребенку делают укол или он пугается появившегося рядом животного, ребенок плачет. Но этот испуг в первую очередь демонстрирует нам, взрослым, что произошло неожиданное событие, которое ребенок не мог предсказать. Это событие нарушило безопасность ребенка. 

Еще несколько десятилетий назад бытовало мнение, что не стоит сразу же откликаться на зов (плач, крик) ребенка. Обращалось внимание на то, что ребенок из-за этого вырастет избалованным, капризным, будет добиваться всего криком. Считалось, что детям полезно поплакать, чтобы «развивать легкие» и учиться ждать. 

А что же на самом деле происходит с плачущим младенцем? Крик – это единственный способ для младенца привлечь к себе внимание взрослого. Малыш, который знает, что на крик придет мама и покормит, поменяет пеленки, улыбнется, возьмет на руки, растет в безопасности. Если же полностью беспомощный ребенок не уверен, что мама придет, если у него есть опыт того, что мама не приходит на его зов, то такой в этом случае потребность в безопасности не удовлетворена.  В домах малютки дети не плачут. Они не плачут потому, что точно знают, что все равно к ним не подойдут. Это дети, которые постоянно испытывают чувство небезопасности, исходящее от окружающего мира. 

Итак, основной способ удовлетворения потребности в безопасности для ребенка – это предсказуемость. А, значит, ребенок должен знать, что мама обязательно появится, когда он ее зовет. Может быть, она не подойдет сразу (обстоятельства могут быть разные), но, по крайней мере, подаст голос, обозначит свое присутствие и скажет, что сейчас подойдет. 

А еще безопасность ребенка – это стабильное окружение. Ребенку младенческого возраста не нужно часто менять обстановку, это тоже не безопасно. Новые места, новые люди, новые события – это непредсказуемая ситуация для маленького ребенка, это хаос. Поэтому лучше не ходить с ребенком в гости, где много людей, без нужды не стоит отправляться в дальние поездки и путешествия, менять место жительства. Походы в гости и путешествия нужны скорее маме, которая устала от однообразного времяпрепровождения с ребенком, а не ребенку.

ПОТРЕБНОСТЬ В  БЕЗОПАСНОСТИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ (ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ)

Потребность в безопасности у детей раннего возраста так же удовлетворяется за счет постоянства и упорядоченности окружающего мира. Хаос окружающей среды не полезен для малыша. 

Частая смена места жительства (в наше время есть такие «вечно путешествующие» родители), переезды из одного города в другой, многочисленные путешествия не добавляют стабильности. Известный петербургский психиатр и психолог, специалист по детским неврозам А.И. Захаров обращал внимание, что частые путешествия и смена места жительства могут стать причиной развития невроза у ребенка. 

Также ребенку очень важен режим дня. Только обратим внимание на то, что мы называем режимом. Режим дня – это не свод жестких неукоснительных действия, которые должны выполнять строго в установленное время. Режим – это размеренный распорядок действий. Что это значит? Это значит, что режим дня ребенка не должен быть настолько строгим, что ровно в 8.00 – подъем, в 8.30 – завтра, а в 10.00 – прогулка и т.д.. Нет. Важно не строгое соблюдение времени, а адекватная регулярная последовательность привычных событий, которая и есть постоянство. То есть, ребенок должен знать, что после пробуждения будет завтрак, а потом прогулка. Что вечером после ужина будет чтение книги, а потом сон. И так далее. Если же распорядок дня ребенка меняется каждый день, то такая непоследовательная жизнь достаточно травматична для малыша. 

Ребенку крайне важно жить в мире, который предсказуем, организован, последователен. Разнообразные проявления непоследовательности приводят к появлению беспокойства и тревоги. Ребенок чувствует, что миру нельзя доверять. А комфортно ли жить в мире, когда к нему нет доверия? 

Легко ли подорвать доверие ребенка к миру? Конечно. Достаточно регулярно на прогулке говорить, что-то типа: «Вот я сейчас уйду, а ты останешься один».  И тогда маленький человек будет чувствовать себя в опасности. Или, например, если чужая, совершенно незнакомая бабушка скажет капризничающему малышу: «Будешь плакать, заберу тебя с собой», а вы промолчите, как будто бы соглашаясь с бабушкой, это тоже будет подрывать доверие. Потому что невероятно страшно, небезопасно, если мама или папа позволит чужому человеку забрать с собой ребенка. В таком мире жить точно небезопасно. 

БЕЗОПАСНОСТЬ В МИРЕ ЛЮДЕЙ И ВЕЩЕЙ

Продолжаем говорить о потребности в безопасности и ее удовлетворении. Ребенку любого возраста небезопасно там, где нет стабильности и постоянства. Именно поэтому дети остро реагируют на ссоры и развод родителей. Нарушается безопасность и в случае болезни ребенка. Любое  перенесенное заболевание, будь то банальное ОРВИ или перелом, пневмония или аппендицит становятся причинами возникновения тревоги. Болезнь, лечение (таблетки, уколы, болезненные процедуры) нарушают привычный ход вещей. Нередко родители замечают, что после болезни ребенок становится более капризным, происходит небольшой регресс (откат назад) в развитии. Например, ребенок, приученный к туалету, начинает писаться, а ребенок, умеющий есть самостоятельно, просит, чтобы его кормили и т.д. Может показаться, что ребенок разбаловался во время болезни, получая много внимания со стороны взрослых. Но это не совсем так. Регресс произошел из-за того, что была нарушена стабильность, в жизни ребенка оказалось слишком много небезопасного. На восстановление безопасности потребуется время. 

Конечно, мы не можем избежать болезней и они обязательно будут присутствовать в жизни каждого ребенка. Но некоторых ситуаций мы, взрослые, можем избежать. Знаете, почему некоторые дети не делятся игрушками? Таких еще иногда называют жадинами. Чаще всего не делятся, не дают играть другим своими игрушками  те дети, которые не уверены в собственной безопасности и безопасности своей собственности. А именно, они не уверены, что их игрушки вернутся к ним. Для взрослого очевидно, что он одалживает какую-то вещь другому на время. Для ребенка это не очевидно. Поэтому, когда у ребенка просят игрушку поиграть, он опасается ее потерять навсегда. А взрослые нередко забывает еще раз обратить внимание на то, что игрушка ребенка к нему вернется, что он дает ее только на время. 

Мы, взрослые, часто недооцениваем важность для ребенка сохранения его собственности. Ведь лопатки и совочки так мало значат для нас. Поэтому мы без зазрения совести выкидываем сломанные игрушки ребенка, его поделки, шишки и камешки, которые он принес с прогулки. А давайте подумаем, было ли нам безопасно, если бы кто-то во время нашего отсутствия выкидывал вещи, которые посчитал бы совершенно ненужными? Иногда я задаю этот вопрос родителям и спрашиваю, что они чувствуют, безопасно ли им. Обычно взрослые говорят о том, что не чувствуют в этот момент себя в безопасности, чувствуют напряжение в груди или голове. А ведь взрослые только представили себя в ситуации, в которой ребенок может находиться месяцами или годами. А, может быть, и все детство. Заметьте, что взрослые старательно избегают небезопасности. Они стараются найти стабильную работу, страхую свою жизнь и своё имущество и совершают много действий, чтобы не жить в хаосе и неопределенности. 

Давайте же заботиться и о собственной безопасности, и о безопасности наших детей. 

Юлия Гусева



Просмотров: 493
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Тревожный ребенок и потребность в безопасности
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Техника безопасности для ребенка
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Безопасность ребенка. На что следует обратить внимание.
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Потребность во внимании- что это?
  • Что же это значит, коль ребенок плачет?
  • У ребенка невроз. Что это такое?
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Сад и огород - что они дают для развития ребенка?
  • Педофилия. Что это такое и как обезопасить своего ребенка.
  • Тревожность ребенка. Что это ? И как помочь с ней справится.
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Имидж - ни что, если вы по прежнему считаете, что это новое платье!
  • Время - это самое дорогое что у нас есть.
  • «ЛУЧШЕЕ, что мы можем сделать ДЛЯ СЕБЯ — это ПОЗНАКОМИТЬСЯ с собой! Какой Я?»
  • Что делать, если Вы думаете, что не любите своего ребенка?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь