Правила безопасности для детей – алгоритм действия в социуме.

Автор статьи: Оксана Юрьевна Риш

Безопасному поведению, как и остальным навыкам, необходимо именно обучать. Ребенку нужна четкая инструкция, что делать в потенциально опасной ситуации.

Как это сделать?

Совсем маленьким детям не требуется знать обо всех причинах и последствиях. В этом возрасте родители для них являются абсолютным авторитетом. Им мы говорим о правилах безопасности – что нельзя трогать горячее, нельзя засовывать пальцы в розетку и т.п. Когда ребенок еще маленький, нужно научить его обращать внимание на мамину реакцию на действия окружающих. Например, если малыша чем-то угощают – сначала надо спросить у мамы, можно ли это принимать.

Позже уже можно рассказать детям о том, что люди бывают разные – и среди них встречаются и те, кто совершает плохие вещи (но таких не так много). Сказать о том, что иногда по поведению и внешнему виду человека невозможно понять его истинных намерений.

Можно на примере сказок, мультфильмов ребенку это продемонстрировать – где положительный с виду герой внезапно совершает что-то плохое. Так ребенок сможет лучше это понять, а не просто прослушает «лекцию» о чем-то абстрактном.

Где бы ни был ребенок, он должен знать, где находится безопасное для него место (школа, дом, людное место, куда обратиться за помощью).

На улице ребенок неизбежно будет сталкиваться со взрослыми – и ему нужно знать, где это взаимодействие становится небезопасным.

Правила безопасности для детей  алгоритм действия в социуме
Необходимо объяснить ребенку, что на улице взрослый, как правило, обратится за помощью не к ребенку, а к иному взрослому (возможное исключение – короткие «информативные» вопросы, если рядом мало людей, к кому можно обратиться кроме ребенка). Разговор с незнакомцем не должен затягиваться. Отвечая на вопрос, нужно ограничиться лишь парой слов.

Также важно оговорить, что такое «личное пространство» - на каком расстоянии ему комфортно от другого человека. Объяснить, что не нужно подпускать никого ближе, и что если другой человек в это пространство вторгается – то его намерения не чисты. И это, кстати, касается не только незнакомцев – важно, чтобы на тело ребенка не посягал никто (часто дети не знают, как вести себя в случаях сексуального насилия по причине того, что его совершает знакомый человек).

Многие родители жалуются, что незнакомые люди подходят к ним с ребенком на улице, начинают обнимать, трогать ребенка. Это – прямое нарушение личных границ, и ребенок должен научиться пресекать подобное вторжение в свое личное пространство. Поначалу это за ребенка делают родители – спокойно, но твердо пресекают подобные действия, говоря о том, что им это неприятно. Так ребенок учится возражать, отстаивать свои границы.

Зачастую детей призывают кричать, если они чувствуют опасность. Но на практике закричать ребенку (да и взрослому) трудно. Тем более в ситуации, которая пока только ощущается, как небезопасная, непонятно, есть ли на это реальные причины. Лучше научить ребенка тому, что для него будет более естественно и легко – в ситуации, когда он чувствует опасность, попрощаться с человеком и уйти в безопасное место.

Важно научить ребенка спрашивать у родителя – это главный залог безопасности, касаемо общения с посторонними. Конечно, подросток вряд ли будет спрашивать разрешения у родителя, как, к примеру, дошкольник – здесь это правило перерастет в то, что родителей необходимо предупреждать о своих действиях. Например –«я пошел туда-то с тем-то». А роль родителя здесь заключается в том, чтобы понять, когда это перемена произойдет, и быть благодарным за соблюдение ребенком правил. Причем здесь благодарность («спасибо, что предупредил») должна отличаться от похвалы («молодец, что предупредил») – в подростковом возрасте оценочные высказывания могут вызывать внутренний протест.

Здесь важно доверие между родителями и ребенком. Если родители начинают ругать подростка за то, что он сделал что-то не то, пошел не туда, то это может вылиться в молчание подростка – в следующий раз он не предупредит, не расскажет.

Полезно договориться с ребенком о тайном «сигнале опасности» - например, о сообщении с одним словом или конкретной фразой, смайлике – который будет сигнализировать о том, что ребенку требуется ваша помощь. Это позволит обратиться за помощью, уйти из некомфортной ситуации, когда открытый звонок родителям по какой-либо причине невозможен. В ответ на «сигнал» родитель уже сам перезванивает, и говорит о том, что ребенок срочно понадобился, и он сейчас за ним заедет.

От родителей маленьких детей можно услышать совет о том, что нужно (обязательно!) давать сдачи обидчику. Так ли это на самом деле?

Получается, что они обучают своего ребенка конфликту. За этой репликой, конечно, скрывается желание восстановить справедливость, но реализуемо ли это? Что, если обидчик сильнее, или их несколько, и ответная агрессия только усугубит ситуацию?

Бывают случаи, когда самое разумное – это понять, что дальше все будет только хуже, и вовремя уйти. Не нужно реагировать на провокацию, агрессию.

Важно непременно «проиграть» все ситуации. Абстрактный разговор ребенку сложно сопоставить с реальной жизнью.

 

Чему важно научить ребенка:

  1. Границам личного пространства. Повторяющиеся попытки вторгнуться в границы — тревожный сигнал.
  2. Нужно узнать у родителя. Спросить разрешения или хотя бы поставить в известность.
  3. Где безопасное место, куда можно уйти.


Просмотров: 614
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Что это за звери: «социальная дезадаптация», «девиантное поведение» и почему это важно знать?
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Интуиция – это знание о том, что мы ЗНАЕМ, но не знаем, что ЗНАЕМ и КАК мы это знаем
  • Девочкам можно плакать. Но всегда ли это то, что нужно?
  • Все, что тебе нужно - это только любовь
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Тест Роршаха: что это и нужно ли мне это?
  • Профориентация: что это и зачем это нужно?
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Когда ты решишь, что все кончено..это будет НАЧАЛОМ.
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • Стараться для мужчины - это не совсем то, что нужно мужчине, чтобы любить Вас
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Дружба — это только то, что можно проверить...
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Не важно, ЧТО ты видишь, важно, КАК ты на это смотришь! (тест внутри)
  • Не важно, что ты видишь, важно, как ты на это смотришь. Часть II.
  • Педофилия. Что это такое и как обезопасить своего ребенка.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь