|
Правила безопасности для детей – алгоритм действия в социуме.Автор статьи: Оксана Юрьевна Риш
Безопасному поведению, как и остальным навыкам, необходимо именно обучать. Ребенку нужна четкая инструкция, что делать в потенциально опасной ситуации. Как это сделать? Совсем маленьким детям не требуется знать обо всех причинах и последствиях. В этом возрасте родители для них являются абсолютным авторитетом. Им мы говорим о правилах безопасности – что нельзя трогать горячее, нельзя засовывать пальцы в розетку и т.п. Когда ребенок еще маленький, нужно научить его обращать внимание на мамину реакцию на действия окружающих. Например, если малыша чем-то угощают – сначала надо спросить у мамы, можно ли это принимать. Позже уже можно рассказать детям о том, что люди бывают разные – и среди них встречаются и те, кто совершает плохие вещи (но таких не так много). Сказать о том, что иногда по поведению и внешнему виду человека невозможно понять его истинных намерений. Можно на примере сказок, мультфильмов ребенку это продемонстрировать – где положительный с виду герой внезапно совершает что-то плохое. Так ребенок сможет лучше это понять, а не просто прослушает «лекцию» о чем-то абстрактном. Где бы ни был ребенок, он должен знать, где находится безопасное для него место (школа, дом, людное место, куда обратиться за помощью). На улице ребенок неизбежно будет сталкиваться со взрослыми – и ему нужно знать, где это взаимодействие становится небезопасным.
Также важно оговорить, что такое «личное пространство» - на каком расстоянии ему комфортно от другого человека. Объяснить, что не нужно подпускать никого ближе, и что если другой человек в это пространство вторгается – то его намерения не чисты. И это, кстати, касается не только незнакомцев – важно, чтобы на тело ребенка не посягал никто (часто дети не знают, как вести себя в случаях сексуального насилия по причине того, что его совершает знакомый человек). Многие родители жалуются, что незнакомые люди подходят к ним с ребенком на улице, начинают обнимать, трогать ребенка. Это – прямое нарушение личных границ, и ребенок должен научиться пресекать подобное вторжение в свое личное пространство. Поначалу это за ребенка делают родители – спокойно, но твердо пресекают подобные действия, говоря о том, что им это неприятно. Так ребенок учится возражать, отстаивать свои границы. Зачастую детей призывают кричать, если они чувствуют опасность. Но на практике закричать ребенку (да и взрослому) трудно. Тем более в ситуации, которая пока только ощущается, как небезопасная, непонятно, есть ли на это реальные причины. Лучше научить ребенка тому, что для него будет более естественно и легко – в ситуации, когда он чувствует опасность, попрощаться с человеком и уйти в безопасное место. Важно научить ребенка спрашивать у родителя – это главный залог безопасности, касаемо общения с посторонними. Конечно, подросток вряд ли будет спрашивать разрешения у родителя, как, к примеру, дошкольник – здесь это правило перерастет в то, что родителей необходимо предупреждать о своих действиях. Например –«я пошел туда-то с тем-то». А роль родителя здесь заключается в том, чтобы понять, когда это перемена произойдет, и быть благодарным за соблюдение ребенком правил. Причем здесь благодарность («спасибо, что предупредил») должна отличаться от похвалы («молодец, что предупредил») – в подростковом возрасте оценочные высказывания могут вызывать внутренний протест. Здесь важно доверие между родителями и ребенком. Если родители начинают ругать подростка за то, что он сделал что-то не то, пошел не туда, то это может вылиться в молчание подростка – в следующий раз он не предупредит, не расскажет. Полезно договориться с ребенком о тайном «сигнале опасности» - например, о сообщении с одним словом или конкретной фразой, смайлике – который будет сигнализировать о том, что ребенку требуется ваша помощь. Это позволит обратиться за помощью, уйти из некомфортной ситуации, когда открытый звонок родителям по какой-либо причине невозможен. В ответ на «сигнал» родитель уже сам перезванивает, и говорит о том, что ребенок срочно понадобился, и он сейчас за ним заедет. От родителей маленьких детей можно услышать совет о том, что нужно (обязательно!) давать сдачи обидчику. Так ли это на самом деле? Получается, что они обучают своего ребенка конфликту. За этой репликой, конечно, скрывается желание восстановить справедливость, но реализуемо ли это? Что, если обидчик сильнее, или их несколько, и ответная агрессия только усугубит ситуацию? Бывают случаи, когда самое разумное – это понять, что дальше все будет только хуже, и вовремя уйти. Не нужно реагировать на провокацию, агрессию. Важно непременно «проиграть» все ситуации. Абстрактный разговор ребенку сложно сопоставить с реальной жизнью.
Чему важно научить ребенка:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|