Попытка воспитать «удобного» ребенка или Что нужно знать об агрессии родителю подростка?

Попытка воспитать «удобного» ребенка или Что нужно знать об агрессии родителю подростка?

Вдохновил написать случай из практики. Абсолютно каждый знает, что подростковый возраст – это самый трудный и сложный из всех детских периодов становления личности. Сложности пубертата связаны с резкими изменениями в организме. Прежде открытый и послушный ребенок становится раздражительным, эмоционально нестабильным, конфликтным, предъявляет повышенные требования к окружающему миру, близким, друзьям.

Что же делают с такими детьми родители? Пугаются, раздражаются, злятся на них, все это от невозможности контролировать свое чадо. А дальше возмущенные и напуганные родители стараются вернуть себе контроль над ситуацией. И все воспитательные меры сводятся к тому, чтобы сделать ребенка послушным, тихим, спокойным, вежливым и, самое главное, НЕАГРЕССИВНЫМ.

И при этом забывают, что подростковый возраст – это один из наиболее ярких периодов формирования нашей идентичности, самостоятельности, что подразумевает споры и конфликты со значимыми для нас людьми.

А что же такое агрессия и что же такого важного в агрессии подросткового возраста?

По сути своей это – активность, направленная на изменение окружающего мира. Любая. Любое наше действие, которое будет направлено во внешний мир с целью удовлетворения потребностей – уже агрессия.  Одним словом, есть два вида агрессии: конструктивная и деструктивная. Конструктивная агрессия нужна нам для того, чтобы манипулировать средой, добиваться успеха, реализовывать свои планы и развиваться. В конце концов, есть ситуации, когда нужно, чтобы человек  «сказал словами» другому человеку об агрессии и недовольстве. 

Многие родители в стремление к поддержанию своего комфорта табуируют агрессивные проявления у своих детей, агрессию именуют величайшим злом, совершенно забывая о ее положительной роли.

А что дальше? Попытка быть удобным человеком приводит к тому, что того, кто пытается быть таковым, быстро и решительно задвигают на обочину жизни, заставляют реализовывать чужие цели и удовлетворять чужие потребности

Есть немало прекрасных, умных, отзывчивых людей, которых прямо парализует мысль о том, что они кому-то могут причинить дискомфорт. Таким людям проще свести счеты с жизнью, чем причинять неприятности родным самим фактом своим существования.

 

И вот такой человек взрослеет, имея в своем поведенческом репертуаре только одну тактику на случай конфликта или ссор с близкими людьми – замолчать и не отстаивать свою точку зрения и границы.

Но ведь агрессия никуда не уходит. А просто копится у него внутри и невозможность ее выплеснуть трансформирует ее в аутоагрессию, то есть ребенок направляет ее на себя. После ссоры он может «вдруг» заболеть. А когда невыраженной злости и обиды становится еще больше, дети вырывают у себя волосы, царапают сами себя, душат себя, режут вены и т.п.

А дальше родители, недоуменные от того, откуда у их послушного хорошего мальчика или воспитанной тихой девочки суицидальные проявления.

Психологическая – душевная – боль, вероятно, является общим признаком тяжелых кризисных состояний. Непереносимость душевной боли приводит к стремлению прекратить ее любым путем, и суицид может казаться человеку, находящемуся в кризисном состоянии, единственным способом избавления и разрешения всех проблем.

Немного статистики: чаще всего молодежь совершает суициды в возрасте от 15 до 24 лет, что связано с высокими требованиями к адаптационным механизмам личности, предъявляемыми именно в этом возрасте.

Немного теории: согласно социологической теории самоубийства Э. Дюркгейма (Дюркгейм, 1994), суицидальные мысли появляются прежде всего в результате разрыва интерперсональных связей личности, отчуждения индивида от той социальной группы, к которой он принадлежит. В соответствии с его взглядами, существуют три основных вида суицидов. Многие акты самоубийства являются эгоистическими, и саморазрушение в этих случаях обусловлено тем, что индивид чувствует себя отчужденным и изолированным от общества, семьи и друзей.

Немного о мифах: говоря о желании покончить с жизнью, человек просто пытается привлечь к себе внимание. На самом деле, люди, которые говорят о самоубийстве или совершают суицидальную попытку, испытывают сильную душевную боль. Они стараются поставить других людей в известность об этом. Никогда не игнорируйте угрозу совершения самоубийства и не избегайте возможности обсудить возникшие трудности.

Что делать? Самое важное: установить контакт. Остаться с человеком в том, что есть, не переключая его и не уводя в другие степи. Важно разделить его переживания, остаться в том что есть - это и есть самая что ни на есть поддержка.

Ни в коем случае нельзя выдергивать из этого состояния обесцениваниями типа "Не грусти", "Надо взять себя в руки", "Нужно позитивно смотреть на жизнь", "Ты все придумываешь - ничего у тебя не случилось" обвинениями "подумай что станет с твоими родителями/близкими" и пр. Такие уводы усиливают риск. Ни что так не лечит, как искренняя включенность и сопереживание. Именно способность разделять то, что есть - это лучшее лекарство для души.

- Прямо проговаривать то, что происходит. Безоценочно. Обсуждать мысли о суициде, давать возможность про это говорить. Прямое обсуждение же этой темы позволяет отреагировать, разделить это напряжение, ослабить его.

- Поддерживать человека в рассказе о том, что для него сейчас наиболее тяжелое, невыносимое. Дать место и проявить искрениий интерес к тому, что больше всего разъедает душу и вытесняет надежды.
- По возможности не оставляйте людей в остром кризисе в одиночестве.

- Поддержите в получении профессиональной помощи. Многие кризисы удается пройти при поддержке профессионалов. Можно пройти кризис и без профессиональной помощи, но профессиональная включенность всегда помогает увеличить шансы на прохождение кризиса.

- По возможности не оставляйте людей в остром кризисе в одиночестве.

- Поддержите в получении профессиональной помощи. Многие кризисы удается пройти при поддержке профессионалов. Можно пройти кризис и без профессиональной помощи, но профессиональная включенность всегда помогает увеличить шансы на прохождение кризиса.

Человек склонен преодолевать будущие трудности теми же путями, что и в прошлом, поэтому, пожалуйста, будьте рядом со своими детьми, когда им сложно, не поучая и не страшась, просто присутствуйте, научите их способам преодолевать трудности, учите своим примером. Учите их находить положительные стороны в трудных ситуациях. Помогите им научиться регулировать свои эмоции.


 



Просмотров: 769
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Разделить с партнером жизнь". Что есть готовность разделить?
  • "Нужно просто любить себя!" - ну такое...
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Любовь нельзя заесть "Я ем, чтобы жить или живу, чтобы есть"
  • Худеть, или полюбить себя "как есть"?
  • "Найди свое место в мире, ведь оно точно есть"
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Нельзя показывать себя, нужно быть "серой мышкой".
  • "Человек без агрессии". О вреде не присвоенных чувств
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Книжная" классификация людей в профессиональной сфере
  • Жизнь есть любовь… Любовь – есть жизнь…Видео "Искусство отношений между мужчиной и женщиной"
  • Всем ли приходится постоянно преодолевать себя? Роль "надо" на пути достижения цели.
  • "А внутренний ребенок кричит вам:" Я есть!"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "Как не потерять себя в отношениях?" Или: "Немного эгоизма не повредит"
  • Невыдуманная история про кильку в томате... или "может, хватит ее есть?!"
  • "Есть в возрасте любом..."
  • Когда живешь "не своей жизнью" - можно ли быть счастливой?
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Есть такое слово "надо". Надо - кому?
  • Откуда приходит гнев? Болезни "жара" и два типа "жарких" людей.
  • Страхи беременных или "есть ли жизнь после появления ребёнка?"
  • Если есть ради чего жить, то выдержишь любое "КАК"!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь