|
Мозг ребенка: что важно о нем знатьАвтор статьи: Александр Орлов
В статье "Как "включить" интеллект на 100%" мы выяснили, что интеллект - это не одна, а много взаимосвязанных способностей (видов). Развивая все виды интеллекта, вы включаете его на полную мощность. Делать это эффективнее всего в детстве, особенно дошкольном и младшем школьном возрасте. Почему так? Это связано с мозгом - материальной основой интеллекта. Наш мозг сложно устроен и развивается по собственным законам. Первый закон (и ответ на вопрос): к 11-12 годам основная часть мозга заканчивает свое развитие. То есть еще в детстве, у ребенка. Прочитав эту статью, вы узнаете и другие важные законы развития мозга. Их открытие стало возможным благодаря нейропсихологии. Нейропсихология - наука о связи мозга и психики. Второй закон: мозг работает как большой оркестр. Он состоит из множества частей (систем, зон). Каждая вносит свой вклад в общую мелодию (работу) и все они взаимосвязаны. Мозг работает гармонично и высокоэффективно, если игра всех оркестрантов, всех его систем будет слаженной. Если же нет, то вместо гармонии получается какофония. Как в этом примере: Третий закон: при всем этом разные части мозга развиваются неравномерно. Подкорковые структуры завершают свое развитие уже к концу 1 года жизни ребенка. Задние части коры больших полушарий - к 8-9 годам, а передние (лобные) доли только к 12-15 годам . Левое и правое полушария (и связки между ними) также развиваются неравномерно: правое созревает раньше. Четвертый закон: поэтому у каждой системы мозга есть конкретный период ее бурного активного развития, который затем заканчивается. Он называется чувствительным или сензитивным и заложен генетически. Но без запроса и позитивного влияния среды и окружения ребенка это активное развитие происходить не будет. И даже может искажаться и нарушаться. Это принцип своевременности. Вот почему родители, врачи и психологи внимательно следят за тем, вовремя ли у ребенка появляются различные способности и умения, говорящие о нормальном развитии уже с рождения: удерживание головы, ползание, сидение, вставание, ходьба; появление гуления, лепета, слов, фраз и т.д. Высшие психические функции тоже имеют сензитивные периоды развития: восприятие - в раннем детстве, память - в дошкольном, мышление - в младшем школьном. Речь связана со всеми этими процессами. Пятый закон: при этом мозг (особенно у детей) очень пластичен. То есть обладает большими ресурсами для развития. Если стимулировать его развитие извне в соответствии с его законами, а не против них, то заложенный потенциал раскрывается все глубже и шире. Более того, мозг заранее подготавливает материальную "почву" для способностей, которые еще только начнут развиваться в скором времени. Это тоже один из законов его развития. Шестой закон: мозг (и интеллект) развиваются от простого к сложному, от закрепившихся, ставших устойчивыми способностей к новым. Это похоже на возведение дома: от фундамента к стенам и крыше, но не наоборот. Поэтому, чтобы мозг ребенка овладел логическими и абстрактными знаниями и умениями, начиная от счета, письма, чтения через алгебру, геометрию, сочинение прозы и поэзии, физику, химию, биологию, астрономию и дальше до всего разнообразия и сложности человеческой культуры и цивилизации, ему нужен мощный фундамент. Когда строят дом, у него есть "нулевой цикл". Фундамент. Важно, чтобы у тебя был хороший "нулевой цикл", который закладывается в детстве. Петр Тодоровский, кинорежиссёр, сценарист, актёр, композитор Такой фундамент - это не метафора, а вполне конкретные вещи. Фундамент для ума - это разнообразные представления, а особенно представления о пространстве. Без них гармонично и эффективно развивать интеллект не получится. Представления о пространстве закладываются в дошкольном детстве. Что это и как их развивать? Почему без активного участия окружения ребенка развития представлений о пространстве не происходит? Я отвечу на эти вопросы в следующей статье. Подумав как следует, мысль излагай, А стен без фундамента не воздвигай. Саади, персидский поэт Эта статья - часть проекта "Интеллектуал". Больше статей и информации читайте здесь. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|