Я взялась читать эту книгу, желая обновить свои знания к весеннему курсу “Осознанность”, который сейчас близиться к своему завершению. На русском языке книга была издана под слоганом “научный взгляд на медитацию”, что вполне соответствовало моему запросу.
Признаться честно, “Внимательный мозг” оказался одним из самых непростых текстов, прочитанных мной после окончания университета. Непростых и в то же время вызывающих азарт охотника, потому что чтение этой книги похоже на поиск янтаря на берегах Балтийского моря: в тот самый момент, когда ты уже собираешься бросить поиски, тебе попадается настоящее сокровище.
Для меня такими сокровищами в этой книге стали три вещи: подробное описание работы системы зеркальных нейронов, ссылки на исследования и авторские метафоры (и всё это в контексте темы осознанности!).
О том, как мы картографируем намерения других
До сих пор я ленилась вникнуть в особенности работы зеркальных нейронов, хотя и слышала, что это одно из важнейших открытий в нейробиологии за последние десять лет. Зеркальные нейроны возбуждаются во время наблюдения за действием другого человека и играют ключевую роль в научении через подражание. Д. Сигел описывает работу зеркальных нейронов в контексте резонансного контура, в который также входит кора островка и срединная префронтальная кора. Резонансный контур кодирует входящую сенсомоторную информацию и связывает её с паттернами восприятия намерений других людей, таким образом создавая репрезентацию сознания Другого в нашем собственном сознании. После кодирования входящей информации теменными и нижнелоблными зеркальными нейронами, в верхней височной коре происходит процесс сличения получившейся карты с наблюдаемым поведением объекта.
Опираясь на исследования, Д. Сигел переносит эту модель картографирования намерения Другого на процесс внимательного осознавания, предлагая гипотезу, что мы точно также картографируем и предвосхищаем собственное “я”, разделяя его в процессе медитации на “наблюдающее” и “наблюдаемое”. И именно в процессе согласования этих двух “карт” и происходит внутренняя сонастройка, являющаяся основой здоровой и безопасной привязанности (каковая и проявляет себя у людей, долгое время практикующих медитацию).
Гипотеза Д. Сигела, безусловно, заслуживает отдельного внимания, и я уверена, что в течение ближайших 5-10 лет мы сможем узнать больше о роли зеркальных нейронов в практике внимательности. В то же время я обратила внимание на некоторую притянутость это гипотезы: сам автор пишет, что в систему зеркальных нейронов входят именно двигательные нейроны, и упомянутые им исследования описывали участие резонансного контура в моделировании движений. В таком случае возникает вопрос, насколько правомерно переносить эти выводы на моделирование процесса, в котором не моделируется двигательный рисунок (т.е. во время практики внимательности)?..
Нереактивность и левосторонний сдвиг
Книга написана для тех, кто любит ссылки на исследования, но редко по ним переходит. То есть, самые важные моменты исследований автор рассказал и показал, а также сделал отличное summary по девяти основным функциям срединной префронтальной коры:
- регуляция функций организма
- сонастроенное общение
- эмоциональное равновесие
- гибкость реакций
- эмпатия
- инсайт
- модуляция страха
- интуиция
- нравственность.
Конечно, можно подискутировать о формулировках этих функций, но, так или иначе, на страницах 206-208 автор приводит избранный список исследований соответственно каждой функции, что само по себе ценно (например, меня как специалиста по работе с тревогой заинтересовал список исследований модуляции страха – привет, амигдала и нейрофизиология тревожного реагирования).
Также очень интересно и в деталях автор описывает свойство эмоциональной нереактивности, которое развивается в ходе практик внимательности. Правда, местами очень легко запутаться в постоянно мелькающих “нереактивности”, “рефлексивности” и “внимательности” и понять, что является главным по отношению к другому.
Одно из наиболее запомнившихся мне исследований, описанных Д. Сигелом – посвящённое левостороннему сдвигу в лобных долях. Автор пишет: “Независимые исследования латерализации функций показали, что правое полушарие кодирует реакции неприятного, негативно заряженного аффекта. В исследовании с участием детей, воспитанных страдающими тяжелой депрессией матерями, был выявлен сдвиг доминирующей активности вправо, и этот сдвиг сохранялся, в том числе и до начала школьного возраста, отражая такой же правосторонний сдвиг у матерей.”
Также автор указывает, что на данный момент ряд данных указывает на то, что продолжительные занятия медитацией вызывают левосторонний сдвиг активности в лобной доле, а также положительно коррелируют с силой иммунного ответа. Эти же данные коррелируют с результатами исследований, представленными в конце марта 2016 г. на конференции Гарвардской медицинской школы “Now and Zen”.
“Сознание – это трудолюбивая пчела, собирающая нектар с нейронного поля”
Текст украшен глубокими метафорами, и здесь хочется апплодировать не только автору, но и переводчику (в особенности переводчику, потому что витиеватость и текучесть изложения вкупе с большим количеством научных терминов значительно осложняют текст). Думаю, многие из авторских метафор перекочуют в мою личную “шкатулку”, и я охотно делюсь с вами некоторыми из них.
Например, в разделе об интегративном здоровье автор описывает психическое здоровье как “реку, один берег которой – ригидность, а второй – хаос”; а в разделе о внутренней сонастройке обретение самости в процессе медитации называет “главным праздником жизни, на который приглашает нас внимательность”.
Все согласятся, что медитация помогает чувствовать себя лучше, но кто смог бы заметить, что “красота состояния внимательности заключается не в том, что благодаря ему вы смогли попасть в какое-то определенное положение, а в том, что реальность рефлексии стала домом вашего сердца”?..
И о том, как воспринимать жизнь со всей её неопределённостью:
“Это очень трудно для нас – видеть жизнь как глагол, а не как существительное. Мы не можем стоять на месте в бурном потоке реки жизни, не можем надеяться на гарантированные факты, не можем рассчитывать на универсальность общепринятых правил. Нам надо учиться не только терпеть многозначность, но и ценить ее секреты. Бытие – это движущаяся цельность, которая беспрерывно ведет нас своими извилистыми тропами. Понимание этой динамической природы нашей преходящей жизни освобождает нас из тюрьмы бесплодных попыток убежать от реальности”.
В заключение
Итак, как довольно точно пишет сам автор, “книга нетипична, потому что представляет собой синтез личного опыта автора и отвлеченных научных знаний.” Так и есть. В начале повествования автор описывает свой опыт знакомства с осознанной медитации, после которого он сделал внимательное осознавание предметом своего научного интереса. Но затем он переходит к изложению последних научных исследований практик осознанности, от которых периодически отступает, чтобы поделиться своими гипотезами и личной интерпретацией научных данных. В общем, чтение “Внимательного мозга” - для терпеливых :) Но я бы однозначно рекомендовала книгу всем, кто использует техники внимательного осознавания в своей практике. Возможно, в моменты очередного столкновения с дорсолатеральной областью срединной префронтальной коры вы испытаете приступ отчаяния, но, поверьте, оно будет вознаграждено :)
Статья впервые опубликована на сайте автора www.katekarpo.com. Копирование материалов осуществляется только с личного разрешения автора.