|
Кто автор твоей жизни?Автор статьи: Наталия Макарова
КТО АВТОР ТВОЕЙ ЖИЗНИ? «Я не то, что со мной случилось, я то, чем решил стать» Карл Юнг «Старуха наклонилась над кроваткой и, тряся головой больше от досады, чем от старости, сказала, что принцесса уколет себе руку веретеном и от этого умрет. Все так и вздрогнули, узнав, какой страшный подарок припасла для маленькой принцессы злая колдунья. Никто не мог удержаться от слез. И вот тут-то юная фея появилась из-за полога и громко сказала: — Утешьтесь, король и королева! Ваша дочь останется жива. Правда, я не так сильна, чтобы сказанное сделать несказанным. Принцесса должна будет, как это ни грустно, уколоть себе руку веретеном, но от этого она не умрет, а только заснет глубоким сном и будет спать ровно сто лет — до тех пор, пока ее не разбудит прекрасный принц.» Шарль Перро «Спящая красавица» Вот так принцесса получила себе судьбу, не прожив на свете и несколько дней. Как мы знаем, несмотря на все принятые меры, через пятнадцать или шестнадцать лет, пророчество исполнилось, и принцесса заснула на долгие сто лет. Проснуться сама она тоже не смогла, ей надо было ждать принца, который должен был разбудить ее ровно через сто лет. А вы считаете, что являетесь автором своей жизни, или все-таки кто-то другой пишет за вас строчки в вашей жизненной книге или стоит за спиной и диктует, что написать? Мы уже приходим в этот мир с какими-то запрограммированными исходными данными. Как минимум, определенные свойства нервной системы уже заложены в нас с рождения, а следовательно, и определенное поведение, диктуемое этими свойствами, особенно в стрессовых ситуациях. Попробуем посмотреть, что еще может повлиять на формирование произведения под названием «Ваша жизнь». Родовые сценарии. Синдром годовщины, постоянное повторение несчастных случаев на протяжении нескольких поколений, необъяснимые препятствия в жизни к чему-либо, стремление к чему-то без осознанной мотивации – все это можно рассматривать как варианты родовых сценариев. Анн Анселин Шутценбергер, которая cоздала термин «психогенеалогия», считает, что события, которые случились в нашем роду много десятилетий и даже столетий назад, могут оказывать серьезное влияние на нашу жизнь. Она пишет о том, что есть интеграционное – это то, что происходит между соседними поколениями при их жизни: родителями и детьми, внуками и бабушками, дедушками; и есть трансгенерационное – то, что передается от поколения к поколению постоянно, даже если эти поколения не встречались друг с другом и более поздние представители рода ничего не знали о существовании каких-то людей в своем роду. Часто это касается того, что не принималось, о чем хотелось забыть или казалось постыдным: совершенные преступления, измены, страшные потери, ужасные события. В итоге о событиях замалчивается, потом забывается, но их влияние на последующие поколения может быть сильным, неожиданным и даже трагичным. Анн говорит, о том, что необходимо прежде всего осознать трансгенерационные связи, а после этого совершить какой-то во многом символичный ритуал, который бы закрыл для вас одно из негативных семейных событий. Как узнать идет ли речь о родовых сценариях или о чем-то другом? Прежде всего анализом: повторяется ли событие на протяжении нескольких поколений, есть ли в вашем роду какие-то даты, в которые может постоянно повторяться определенная негативная ситуация. Часто это можно увидеть на геносоциограмме: кто и когда родился и умер, у кого сколько было браков и детей, внебрачных связей, какие профессии были у представителей вашего рода, какими болезнями они болели, какие несчастные случаи с ними происходили и т.д. Понятно, что далеко не всю информацию можно восстановить, но если это невозможно, то часто из понимания особенностей исторического времени, в которое жили ваши родственники, тоже можно немало почерпнуть. Кстати, судя по всему, принцессе из сказки не сказали о злом пророчестве, может быть, именно поэтому оно и исполнилось? Сценарии из детства. Как сказал Клод Штайнер – один из создателей транзактного анализа: «Люди рождаются Принцами и Принцессами, а родители превращают их в Лягушек». Действительно, приверженцы транзактного анализа, из которого и родился термин «жизненный сценарий» касательно жизни человека, считают, что сценарий пишется в детстве и к семи годам он практически сформирован. Многие взрослые могут его не осознавать, однако жить по этому жизненному плану. Мы сами, будучи детьми, принимаем решение, как нам жить, исходя из того, что казалось нам наилучшим для нашего выживания и существования в детстве и какое объяснение событиям давали, исходя из наших ранних эмоциональных переживаний. На сценарий, конечно, оказывают влияние родители и другие значимые взрослые, которые передают вербально или невербально основные послания: Существует шесть вариантов сценария: Сценарий можно изменить во взрослом возрасте, надо осознать его, выявить повторяющиеся линии поведения, а потом разрушать, сознательно заменяя старые паттерны новыми. Эрик Эриксон со своей известной возрастной периодизацией отмечал, что на каждом жизненном этапе у человека стоит определенная задача развития, которую он достигает или не достигает, в силу разных обстоятельств и прежде всего влияния значимых взрослых. Например: на стадии с 1 года до 3 стоит цель сформировать автономность, а с 3 до 6 лет инициативность. Если в дальнейшем жизни у человека будут проблемы с реализацией этих качеств, то причины следует прежде искать в вышеописанных возрастных категориях. На более поздней стадии можно изменить или скорректировать искажения, которые были на предыдущих. Только результат первой стадии, на которой стоит задача формирования базового доверия к миру, изменить очень сложно, практически невозможно. Кстати, как и тип привязанности, который по мнению, Джона Боулби и Мэри Эйнсворт формируется в основном в достаточно раннем возрасте, и отвечает за то, каким образом мы в дальнейшем будем взаимодействовать с другими, особенно в близких отношениях. Сценарии из травматических событий. Наиболее сильное влияние, конечно, оказывают события, которые произошли в более раннем возрасте, особенно детском, когда психика еще не сумела организовать зрелых психологических защит. Но и во взрослом возрасте могли произойти события, которые существенно изменили вашу жизнь. Вопрос в том, осознаете ли вы это и не живете ли с определенной жизненной стратегией автоматически, только потому что однажды она помогла вам выжить. Травмирующее событие могло произойти один раз или была ситуация, которая длилась какой-то промежуток времени. В любом случае могла выработаться какая-то защитная стратегия, которая тогда помогла спастись, а в настоящей жизни она может во многом ограничивать и даже быть опасной. Травму необходимо проработать. Часто это длительный и непростой путь. Приверженцы экзистенциальной терапии, в которой особое место относится ответственности взрослого человека за свою жизнь, очень часто анализируют, а каким образом человек сам создал в своей жизни ситуацию, на которую жалуется, каков его вклад в то, что в его жизни происходит, на что он может повлиять и что изменить, если его жизнь его не устраивает. Даже в самых трудных ситуациях у нас всегда остается то, что от нас зависит и на что мы можем повлиять. Мне очень нравятся слова основоположника гештальт-терапии Фредерика Перлза о том, что часто люди склонны превращать «Я сделал это» в «Это случилось». Быть автором своей жизни или продолжать жить по тому сценарию, который написали для вас другие? Выбор за вами. В конце концов принцесса из «Спящей красавицы» сама попросила у старушки веретено и укололась им. Каждый сам решает, была ли это судьба или собственный выбор принцессы, пусть и бессознательный. На что Ирвин Ялом, наверное бы заметил: «А чье это было бессознательное?» Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|