|
Почему часто только регрессия дает удовлетворение в терапии и как это можно изменить?Автор статьи: Солопанова Мария Александровна
Размышляя над вопросом того, почему очень часто клиенты способны находить удовлетворение только попадая в состояние регрессии, становится понятно, что для многих людей только состояние неспособности с чем-то справиться, состояние, в котором присутствуют какие-либо симптомы соматического или душевного неблагополучия, являлось единственным состоянием, в котором хотя бы иногда они получали сочувствие, внимание, поддержку от своих родителей. И этот вид удовлетворения в отношениях зачастую является человеку единственно известным. Те, кто приходят в терапию, часто не знают, на что похоже удовлетворение от проживания процесса саморазвития. Чувства «я могу», «я сильный» часто оказываются сплетены с очень глубоким травмирующим опытом оставленности в ситуациях, с которыми справиться психически у человека в детстве не было ресурсов, и он мог только их претерпевать, отщеплять тяжелые аффекты и всё больше диссоциировать от своего внутреннего мира и действительно существующего эмоционального состояния. Благодарность за подарки, сделанные ребенком своими руками так, как у него это получается, поощрение того, чем ребенок любит заниматься и что ему искренне нравится, в том числе, если это любовь к животным, к общению, конструированию, сочинению историй, сложению стихов, танцам, пародированию и прочим вещам, не имеющим отношения к академическим школьным дисциплинам, программе школ и секций дополнительного образования. Также очень немногие родители могут сказать, что они знают своих детей и гордятся ими как людьми, их человеческими качествами, их выбором, их желанием развиваться в соответствии со своими внутренними потребностями и особенностями. Поэтому это базовое основание любви к себе, уважения и понимания себя как личности для человека может быть совершенно неведомо. Но только на основе такого представления у человека появляется стремление к саморазвитию и понимание важного и желаемого для него направления этого развития. Многие родители способны эпизодически испытывать чувство гордости за своих детей в случае достижения ими существенных и общепризнанных успехов, но эта гордость зачастую несет в себе по большей части только нарциссическую подпитку самого родителя, чувство «это мой сын», гордость самим собой, связывание успехов ребенка именно с тем, что вкладывает в него родитель, и просто с тем, что ребенок произошел от него, с собственным чувством величия и могущества. Немногие родители способны любить, уважать, искренне восхищаться и гордиться своими детьми не от случая к случаю, а так или иначе каждый день, замечая самого ребенка, его усилия, его внутренние качества, его уникальность, неповторимость и отличия от самих себя, когда ребенок не является для родителя соперником или же таким «премиум-вкладом», с которого постоянно он будет ожидать «процент» в виде строго определенных и единственно поощряемых достижений. В результате этих и многих других причин клиент может чувствовать себя любимым и нужным, только когда он инвестирует всего себя в то, что дает его родителям чувство значимости, успешности, могущества, гордости за самих себя. Эти чувства клиент может подпитывать также и из полюса болезненности, слабости, неумелости, проживая в себе самом и поддерживая в родителе компетентную и неоспоримо авторитетную позицию. Таким образом, чтобы начать развиваться, каждому человеку, прежде всего, нужно столкнуться и принять утрату всемогущества родительских фигур и, следовательно, утрату собственного всемогущества, но это часто кажется равносильно утрате самого себя и всех имеющихся надежд и ориентиров, поскольку за проявления человечности, не идеальности, не всеведения, а просто самого себя человек не получал никакого удовлетворения, а чаще всего получал в той или иной мере только родительское недовольство и порицание. Но для того, чтобы встречаться со своей неидеальностью, непониманием, неумением и черпать в этом потенциал к развитию, а не обнаруживать лишь тревогу дезинтеграции, либидинальные инвестиции должны быть направлены на ядро личности человека, его Я, его внутренний мир, ценности и стремления. И это является основными и важнейшими целями терапии для преодоления страха нового и мощных импульсов к регрессии: 1. Обретение опыта переживания любви к самому себе такому, каким человек является, куда входит изначально осознавание самого себя и всего множества ответов на вопросы «кто я?», «какой я?», а затем уже постепенное взращивание к себе любви такому очень разному. Отделить эти шаги друг от друга какой-то чертой вряд ли возможно, это скорее единый и сложный процесс, в ходе которого формируется представление и внутренний опыт того, что такое развитие, движение к чему-то новому и всё большее воплощение самого себя, своего внутреннего потенциала. И хотя этот путь очень непростой и энергозатратный, в результате него формируется некая противоположность колоссальному удовлетворению, получаемому в состоянии регрессии, которую сложно назвать конкретно, поскольку каждым она проживается очень по-разному, но которую можно описать как настоятельную внутреннюю потребность и большую радость, наполненность и осмысленность, получаемую от ее реализации. И которую, пожалуй, можно назвать внутренним непреодолимым стремлением к развитию, в результате реализации которого человек проживает глубинную связь своего внутреннего мира и своего потенциала с чем-то гораздо большим, чем он сам. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|