|
Сценарий и судьба жизни. Механизмы развития и реализации сценария жизни.Автор статьи: Оксана Рогизная
Большинство людей не хотят знать историю своего детства и не догадываются, что именно то, что было заложено в детстве, предопределяет их поступки. Они не догадываются, что стараются избегать опасностей, которые действительно когда-то были реальными, но уже давно не являются таковыми. Сценарий жизни - это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Наш сценарий строится на наших верованиях о себе, о других и о жизни, а также на тех решениях, которые мы принимаем на основании наших убеждений. Сценарий отражает потребность человека в структуре, стимулах и признании. Он имеет содержание и процесс. Судьба человека определяется в первую очередь им самим, его умением мыслить и разумно относится ко всему происходящему в окружащем мире.( Э.Берн, 1972) Этапы формирования сценария: + сценарное программирование начинается с момента зачатия и в период кормления младенца + ребенок принимает решения за долго, до того, как говорит и понимает речь + основа сценария - это набор неосознанных решений о себе, мире, близких, малознакомых людях, о работе. Этот набор принимает ребенок на бессознательном уровне. + сценарий подсознательно формируются младенцами, маленькими детьми , подростками и взрослыми, чтобы справиться с разрывами в отношениях, потому, что они не имели возможность удовлетворить важнейшие человеческие потребности в развитии и отношениях + в процессе жизни ребенок дорабатывает свой сценарий, а в подростковом возрасте приводит его в соответствие со своими предствлениями о реальности. (Э.Берн 1972г) Предпосылки передачи сценария жизни: + личный опыт и опыт собственных наблюдений за воспитанием детей родителей + желание управлять ребенком через внушение стыда, вины, сравнивание с другими детьми, запугивания, угрозы Сценарные решения представляют собой наилучшую стратегию ребенку с целью выживания в мире, в который часто кажется ему враждебным и угрожающим жизни. Дети принимают родителей, как волшебников. Ребенок верит, что говорят ему родители. Ребенок не в силах определить, где правда, где ложь и вынуждены принять решения и занять определенную позицию в отношении себя и других людей. Решение ребенок принимает на эмоциях. Мир эмоций ребенка включает в себя ярость, острые переживания, ужас и экстаз. Мышление аналогично, т.е. если папа обманул, папа предствитель мужчин, значит и все мужчины обманщики. Значит мужчинам нельзя доверять. Пример принятия сценарного решения Психологические игры и выгоды игр Психологическая игра - последовательность взаимодействий между людьми. + имеет начало и конец + содержит скрытый мотив + дает выигрыш обоим игракам + 4 вида игр по интенсивности + все игры проходят 6 стадий В нашем примере, как выглядел игровой характер девушки Л. взаимодействия с мужчиной? Она выбирала наиболее импульсивных мужчин, соблазняла их, как только дело доходило до поцелуев, обниманий - начинала обзывать, давать пощечину. После чего мужчине это не нравилось, он ударял, отталкивал от себя, не стеснялся в выражениях. Затем она обнаруживала синяк на теле и это было доказательство, что мужчины плохие, и она давно об этом знала. Таким образом, она укреплялась в своей экзистанциальной позиции. Этот пример игры "Динамо" второго вида. Основные выгоды психологических игр: + подтверждение экзистанциальной позиции на уровне мышления + использование ( структурирование ) времени + удовлетворение голода на события + потребность в переживании эмоций + продвижение к финальной сцене сценария. Давайте рассмотрим каждую выгоду. Подтверждение экзистанциальной позиции на уровне мышления.Человек убеждается, что мир такой какой себе его представлял, а доказательство, что все мужчины сволочи, мама же говорила. Это не осознается, это убеждение. У каждого человека могут быть разные предрассудки. Это половые, возростные, национальные и т. д. Например, дети ничего не понимают, люди с высшим образованием хорошие, а не имеющие плохие. Люди имеющие деньги, в 90-х наворовали, они плохие. Кто работает много и честно - хорошие. Использование ( структурирование ) времени Проблемой человечества является использование своего времени. Этому необходимо учить детей с 6 -12 лет. Если кто-то не берет ответственность как использовать ваше время, то приходиться самому научиться использовать свое время, планировать. Люди вступая во взаимотношения помогают друг другу использовать проблему времени путем психологических игр. В нашем примере, можно представить внутренний диалог девушки Л., которая собралась на ночную дискотеку. "Мне не чем заняться вечером в пятницу. А не сыграть бы мне в "динамо"? А давай, хочется повеселиться." Удовлетворение голода на события и потребность в переживании эмоций В нашем примере, девушка Л. получила удовлетворение на событие - сходила на ночную дискотеку, затем получила синяк на теле. Получила оскорбление, насмешки, акт обмана, удары, вмешивание в личную среду интересов. Получила, как всегда уже знакомые эмоции: обиду, гнев. Эти эмоции называются рэкетные ( выученные ) эмоции детства. Она их испытывала уже в возросте 5 лет и затем много раз, они ей знакомы. И пусть будут хоть эти, чем вообще никаких. Продвижение к финальной сцене сценария Например, знакомясь каждый раз с мужчинами все попытки заканчиваются неудачами, и она не может выстроивать близких отношений. Через какое-то количество попыток, она пришла к выводу, что мужчинам действительно нельзя доверять. Мама права, и к тому же она убедилась на собтственном опыте. И смысла нет выстраивать отношения с мужчинами. Лучше одиночество. Как проживается сценарий? Типы сценариев Сценарии деляться по содержанию на три типа: победителя, побежденного, непобедителя. Победитель - тот, кто достигает поставленной цели и преобразует свою жизнь. Путь к цели достигается легко и свободно. Решил стать политиком и достиг этого, получив общественное признание - я победитель. Решил стать отшельником без гроша за душой и стану им, счатливо существую в келье, то я победитель. Побежденный - это человек, который не достигает поставленной цели. Дело заключается не в самом достижении целе, а в степени комфорта. Моя карьера политика закончилась скандалом, в результате вынужден уйти в отставку - я побежденный. Сталь отшельником, постоянно жалуюсь на нищету и отсутсвия общения, то я побежденный. Побежденный имеет три степени. Первая степень - сценарий, в котором неудачи и потери человека не настолько серьезны, чтобы обсуждать в обществе. Например, повторяющиеся проблемы на работе, неудачи в интитуте. Побежденные со второй степенью испытывают серьезные проблемы: увольнение с работы, развод, хронические заболевания, бесконечные одни и те же конфликты. Сценарий третьей степени приводит к смерти, серьезной болезни, суду, увечью. Финалом может стать тюремное заключение, пожизненная госпитализация, попытка самоубийства от несчастной любви. Непобедитель ( банальный ) сценарий – это «золотая середина». Человек ничего не выигрывает, и ничего не проигрывает. Этот человек никогда не рискует, и больших достижений у него нет. Человек ставит себе небольшую цель, например заработать денег, и достигает ее, затем становиться ему скучно, у него нет цели. Все израсходует, то,что он заработал и оказывается в нужде. Снова и снова он ставит цель заработать деньги.
Финальная сцена сценария Сценарий имеет начало, разворачивается в течении жизни, подкрепляется событиями происходящими в жизни и заканчивается финальной сценой. Финальная сцена - это итог, к которому человек приходит в конце жизни. Будет ли человек известен или неизвестен, будет ли он окружен близкими или он останется в одиночестве. Драматические сценарии приводят к одной из финальных сцен: больница, тюрьма, могила. Как человек приходит к финальной сцене? С помощью механизмов реализации сценария - это психологические игры и черты характера. Например, как прийти к сцене "одиночество"? Есть путь обижаться, со временем останешся без людей, с которыми можно общаться. Или еще преследовать людей, доминировать над ними, обманывать их, манипулировать. Человек или сразу уйдет от вас или после того как удовлетворит, те потребности, которые он намерен удовлетворять с вами. В семье победителя девиз звучит так: в нашей семье, когда возникали неприятности - мы проясняли в чем дело, думали и делали, чтобы изменить ситуацию. В семье неудачника девиз звучит так: в нашей семье, когда возникали неприятности мы злились на того, кто эти неприятности доставлял или обижались или чувствовали себя виноватыми, было стыдно, что я не полноценный. Что необходимо, чтобы стать свободным от сценария? + Развить личностное качество - осознанность. Осознавать свою способность видеть, слышать, чувствовать, ощущать на вкус и запах вещи как чувственные впечатления, так, как это делает только младенец. + Осознавать финальную сцену, психологические игры, свои черты характера + Понимать, что есть выбор и последствия этого выбора + Удовлетворить потребности, которые не были удовлетворенны в детстве + Сделать перерешение детских решений + Изменить отношения к ошибкам, обидам, претензиям, неудачам, ненависти к себе, другим людям - найти к чему положительному эти неприятности подтолкнули, найти смысл в неприятностях + Реагировать в ситуации "здесь и теперь" + Исключить психологические игры и рэкет, научиться открыто выражать чувства и желания. + Неприятные ситуации рассматривать, как повод научиться чему то новому, интересному + Поставить цель и свою энергию направлять на реализацию этой цели + Найти свои способность, свой путь Понимание своего сценария дает возможность понять, почему люди ведут себя так, а не иначе. Особенно необходимо знать об этом при исследовании способов поведения, которые на первый взгляд кажется болезненными. Будучи взрослыми, мы иногда проигрываем стратегии, избранные в детстве. В этом случае мы реагируем на реальность "здесь и теперь" как будто бы это мир, нарисованный в наших детских решениях. Когда мы поступаем подобным образом, то находимся в сценарии. Почему так поступаем? Главная причина заключается в том, что мы все еще надеемся разрешить основной вопрос, который остался нерешенным в детстве: как добиться любви и внимания. Будучи взрослыми мы реагируем как дети. Есть факты, которые говорят, что человек вошел в сценарий + когда ситуация "здесь и теперь" воспринимается как стрессовая + когда имеется сходство между ситуацией "здесь и теперь" и стрессовой ситуацией в детстве. Знание теории сценария поможет выдержать большие стрессовые нагрузки. Благодаря пониманию сценария и личной терапии, есть возможность освободиться от первоначальной травмы и старых детских страданий. Позволить себе решать ситуации "здесь и теперь", используя весь свой потенциал. @О.О.Рогизная при копировании текста ссылка на источник обязательна
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|