Сценарий и судьба жизни. Механизмы развития и реализации сценария жизни.

Автор статьи: Оксана Рогизная

Большинство людей не хотят знать историю своего детства и не догадываются, что именно то, что было заложено в детстве, предопределяет их поступки. Они не догадываются, что стараются избегать опасностей, которые действительно когда-то были реальными, но уже давно не являются таковыми.
(Алис Миллер )

Сценарий  жизни -  это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Наш сценарий строится на наших верованиях о себе, о других и о жизни, а также на тех решениях, которые мы принимаем на основании наших убеждений. Сценарий отражает потребность человека в структуре, стимулах и признании. Он имеет содержание и процесс.

Судьба человека определяется в первую очередь им самим, его умением мыслить и разумно относится ко всему происходящему в окружащем мире.( Э.Берн, 1972)

Этапы формирования сценария:

+ сценарное программирование начинается с момента зачатия и в период кормления младенца

+ ребенок принимает решения за долго, до того, как  говорит и понимает речь

+ основа сценария - это набор неосознанных решений о себе, мире, близких, малознакомых людях, о работе. Этот набор принимает ребенок на бессознательном уровне.

сценарий подсознательно формируются младенцами, маленькими детьми , подростками и взрослыми, чтобы справиться с разрывами в отношениях, потому, что они не имели возможность удовлетворить важнейшие человеческие потребности в развитии и отношениях 

+ в процессе жизни ребенок дорабатывает свой сценарий, а в подростковом возрасте приводит его в соответствие со своими предствлениями о реальности. (Э.Берн 1972г)

 Предпосылки передачи сценария жизни:

 + личный опыт и опыт собственных наблюдений за воспитанием детей  родителей
 
+ сверх сценарий переданный родителями - проклятие похоже на эстафетную палочку, которая передается из поколения в поколения
 
+ ребенок протестует против родительских посланий и использует все с точностью наоборот

 + желание управлять ребенком через  внушение стыда, вины, сравнивание с другими детьми, запугивания, угрозы

 Сценарий и судьба жизни Механизмы развития и реализации сценария жизни
 Сценарные решения

 Сценарные решения представляют собой наилучшую стратегию ребенку с целью выживания в мире, в который часто кажется ему враждебным и угрожающим жизни. Дети принимают  родителей, как волшебников. Ребенок верит, что говорят ему родители. Ребенок не в силах определить, где правда, где ложь и вынуждены принять решения и занять определенную позицию в отношении себя и других людей. Решение ребенок принимает на эмоциях. Мир эмоций ребенка включает в себя ярость, острые переживания, ужас и экстаз. Мышление аналогично, т.е. если папа обманул, папа предствитель мужчин, значит и все мужчины обманщики. Значит мужчинам нельзя доверять.

Пример принятия сценарного решения
Девочка Л. росла в семье, где родители враждовали друг с другом. Отец злоупотреблял алкоголем и часто поднимал руку на мать. Агрессивно вел себя по отношению к дочери. После ссор мать приходила к дочери, плакала и жаловалась на отца.
 Давайте посмотрим какое решения девочка Л. приняла по этой ситуации. Папа, представитель мужчин - "мужчинам нельзя доверять, они опасны"
мама, представитель женщин  "- женщины не могут себя защитить, слабые " Жизнь - неспрведливая, борьба, страдание. Это решение она приняла в возросте  пяти лет и последующие 30 лет она была ему верна.
В последующем, став взрослой она формировала с мужчинами отношения по типу родительских. Мужчины были агрессивны и поднимали на нее руку. Дотерпев до определенной черты она сама разрывала отношения, убеждаясь в том, что мужчинам доверять нельзя, жизнь борьба, она слабая.

 Психологические игры и выгоды игр

Психологическая игра - последовательность взаимодействий между людьми.

+ имеет начало и конец

+ содержит скрытый мотив

+ дает выигрыш обоим игракам

+ 4 вида игр по интенсивности

+ все игры проходят  6 стадий  

 В нашем примере, как выглядел игровой характер девушки Л. взаимодействия с мужчиной?

Она  выбирала наиболее импульсивных мужчин, соблазняла их, как только дело доходило до поцелуев, обниманий - начинала обзывать, давать пощечину. После чего мужчине это не нравилось, он ударял,  отталкивал от себя, не стеснялся в выражениях. Затем она обнаруживала синяк  на теле и это было  доказательство, что мужчины плохие, и она давно об этом знала. Таким образом, она укреплялась в своей экзистанциальной позиции. Этот пример игры "Динамо" второго вида.





 Основные  выгоды психологических игр:

+ подтверждение экзистанциальной позиции на уровне мышления

+ использование ( структурирование ) времени

+ удовлетворение голода на события 

+ потребность в переживании эмоций

+ продвижение к финальной сцене сценария.

Давайте рассмотрим  каждую выгоду.

Подтверждение экзистанциальной позиции на уровне мышления.Человек убеждается, что мир такой какой себе его представлял, а доказательство, что все мужчины сволочи, мама же говорила. Это не осознается, это  убеждение. У каждого человека могут  быть разные предрассудки. Это половые, возростные, национальные и т. д. Например, дети ничего не понимают, люди с  высшим образованием хорошие, а не имеющие плохие. Люди имеющие деньги, в 90-х наворовали, они плохие. Кто работает много и честно - хорошие.

Использование ( структурирование ) времени

Проблемой человечества является использование своего времени. Этому необходимо учить детей с 6 -12 лет. Если кто-то не берет ответственность как использовать ваше время, то приходиться самому научиться использовать свое время, планировать. Люди вступая во взаимотношения помогают друг другу использовать проблему времени путем психологических игр. В нашем примере, можно представить внутренний диалог девушки Л., которая собралась на ночную дискотеку. "Мне не чем заняться вечером в пятницу. А не сыграть бы мне в "динамо"? А давай,  хочется повеселиться."

 Удовлетворение голода на события и потребность в переживании эмоций

В нашем  примере, девушка Л. получила удовлетворение на событие - сходила на ночную дискотеку, затем получила синяк на теле. Получила  оскорбление, насмешки, акт обмана, удары, вмешивание в личную среду интересов. Получила, как всегда уже знакомые эмоции: обиду, гнев. Эти эмоции называются рэкетные ( выученные ) эмоции детства. Она их испытывала уже в возросте 5 лет и затем много раз, они ей знакомы. И пусть будут хоть эти, чем вообще никаких.

Продвижение к финальной сцене сценария

 Например, знакомясь каждый раз с мужчинами все  попытки заканчиваются неудачами, и она не может выстроивать близких отношений. Через какое-то количество попыток, она пришла к выводу, что мужчинам действительно нельзя доверять. Мама права, и к тому же она убедилась на собтственном опыте. И смысла нет  выстраивать отношения  с мужчинами. Лучше одиночество.

 Как проживается сценарий? Типы сценариев

Сценарии деляться  по содержанию  на три  типа: победителя, побежденного, непобедителя.

Победитель - тот, кто достигает поставленной цели и преобразует свою жизнь. Путь  к  цели достигается легко и свободно. Решил стать политиком и достиг  этого, получив общественное признание - я победитель. Решил стать отшельником без гроша за душой и стану им, счатливо существую в келье, то я победитель.

Побежденный - это человек, который не достигает поставленной цели. Дело заключается не в самом достижении целе, а в степени комфорта. Моя карьера политика закончилась скандалом, в результате вынужден уйти в отставку - я побежденный. Сталь отшельником, постоянно жалуюсь на нищету и отсутсвия общения, то я побежденный.

Побежденный имеет три степени. Первая степень - сценарий, в котором неудачи и потери человека не настолько серьезны, чтобы обсуждать в   обществе. Например, повторяющиеся проблемы на работе, неудачи  в интитуте. Побежденные со второй степенью испытывают серьезные проблемы: увольнение с работы, развод, хронические заболевания, бесконечные одни и те же конфликты. Сценарий третьей степени приводит к смерти, серьезной болезни, суду, увечью. Финалом  может стать тюремное заключение, пожизненная госпитализация, попытка самоубийства от несчастной любви.

Непобедитель ( банальный ) сценарий – это «золотая середина». Человек ничего не выигрывает, и ничего не проигрывает. Этот человек никогда не рискует, и больших достижений у него нет. Человек  ставит себе небольшую цель, например заработать денег, и достигает ее, затем становиться ему скучно, у него нет цели. Все израсходует, то,что он заработал и оказывается в нужде. Снова и снова он ставит цель заработать деньги.      

                                                                                                                          

 Финальная сцена сценария

Сценарий имеет начало, разворачивается в течении жизни, подкрепляется событиями происходящими в жизни и заканчивается финальной сценой.

Финальная сцена - это итог, к которому человек приходит в конце жизни. Будет ли человек известен или неизвестен, будет ли он окружен близкими или он останется в одиночестве. Драматические сценарии приводят к одной из финальных сцен: больница, тюрьма, могила. 

Как человек приходит к финальной сцене? С помощью механизмов реализации сценария - это психологические игры и черты характера.

Например, как прийти к сцене "одиночество"? Есть путь обижаться, со временем останешся без людей, с которыми можно общаться. Или еще преследовать людей, доминировать над ними, обманывать их, манипулировать.

Человек или сразу уйдет от вас или после того как удовлетворит, те потребности, которые он намерен удовлетворять с вами.

В семье победителя  девиз звучит так: в нашей семье, когда возникали неприятности - мы проясняли в чем дело, думали и делали, чтобы изменить ситуацию.

В семье неудачника девиз звучит так: в нашей семье, когда возникали неприятности мы злились на того, кто эти неприятности доставлял или обижались или чувствовали себя виноватыми, было стыдно, что я не полноценный.

Что необходимо, чтобы стать свободным от сценария?

+ Развить личностное качество - осознанностьОсознавать свою способность видеть, слышать, чувствовать, ощущать на вкус и запах вещи как чувственные впечатления, так, как это делает только младенец.

+ Осознавать финальную сцену, психологические игры, свои черты характера

+ Понимать, что есть выбор и последствия этого выбора

+ Удовлетворить потребности, которые не были удовлетворенны в детстве

+ Сделать перерешение детских решений

+ Изменить отношения к ошибкам, обидам, претензиям, неудачам, ненависти к себе, другим людям - найти к чему положительному эти неприятности подтолкнули, найти смысл в неприятностях

+ Реагировать в ситуации "здесь и теперь"

+ Исключить психологические игры и рэкет, научиться открыто выражать чувства и желания.

+ Неприятные ситуации  рассматривать,  как повод научиться чему то новому, интересному

+ Поставить цель и свою энергию направлять на реализацию этой цели

+ Найти свои способность, свой путь

Понимание своего сценария  дает возможность  понять, почему люди ведут себя так, а не иначе. Особенно необходимо знать об этом  при исследовании способов поведения, которые на первый взгляд кажется болезненными. Будучи взрослыми, мы иногда проигрываем стратегии, избранные в детстве. В этом случае мы реагируем на реальность "здесь и теперь" как будто бы это мир, нарисованный в наших детских решениях. Когда мы поступаем  подобным образом, то находимся в сценарии. Почему так поступаем? Главная причина заключается в том, что мы все еще надеемся разрешить основной вопрос, который остался нерешенным в детстве: как добиться любви и внимания. Будучи взрослыми мы реагируем как дети.

Есть факты, которые говорят, что человек вошел в сценарий

+ когда ситуация "здесь и теперь" воспринимается  как стрессовая

+ когда имеется сходство между ситуацией "здесь и теперь" и стрессовой ситуацией в детстве.

Знание теории сценария поможет выдержать большие стрессовые нагрузки. Благодаря пониманию сценария и  личной терапии, есть возможность освободиться от первоначальной травмы и старых детских страданий. Позволить  себе решать  ситуации "здесь и теперь", используя весь свой потенциал.

 @О.О.Рогизная при копировании текста ссылка на источник обязательна

 

 

 

 



Просмотров: 734
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Влияние родительских посланий на сценарий жизни. "Спеши!"
  • Сценарий жизни и решение "не быть здоровым"
  • Фильм "Назад в будущее" - история про изменение сценария жизни одной семьи.
  • Что такое сценарий жизни? Можно ли его "переписать"?
  • Кто формирует наш сценарий жизни или "Не люблю я этих врачов!"
  • "Виктория" - сценарий моей жизни.
  • Мужской сценарий жизни "Плейбой"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Мороки в нашей жизни, или "Почему человек так сильно изменился? Он же был совсем другой."
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Папа-школа - продвинутый уровень - "Жизненный Сценарий вашего ребёнка"
  • Драйверное поведение "Радуй Себя" или сценарий Кая
  • Как сценарий "Без Любви" влияет на выбор партнера в отношениях
  • "Мам, я сам!" или Как не стать жертвой родительского сценария
  • Доверять можно никому. Почему человек "закрытый"?
  • Как найти смысл жизни? Легко! "TOP 3" готовые программы предназначения человека. Выбери свою.
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • "Ты теперь большой!", или в семье родился младший ребенок
  • Критическая ситуация: стресс - невозможность реализации "витальных" здесь-и-теперь установок.
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • В мире апатии или "Я не знаю чем занять себя в жизни"
  • Ребенок не понимает "Нет" и "Нельзя" Вопрос - ответ
  • Сценарий "Золушка": Мать и Дочь или Мачеха и Падчерица?
  • Техника определения Женского сценария "Настоящая женщина всегда...."
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • "Теперь ты интериоризатор!". Концепция Л.С. Выготского. Пример из жизни.
  • Близкий человек-"пожиратель" жизни.
  • Секрет решения конфликтов на примере задачи из психологической игры "Мафия".
  • "Селёдка, мама и вареники с вишней" или "Мама - тоже человек".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь