Книга "Французские дети не плюются едой", автор Памела Друкерман

Вчера прочитала книгу американки Памелы Друкерман, живущей в Париже о ее наблюдениях за методами воспитания детей французами и собственном опыте. 

Книга называется "Французские дети не плюются едой".

Было очень любопытно "заглянуть" в методы французской педагогики и сравнить с российскими и американскими методами воспитания.  

В целом книга произвела на меня хорошее впечатление, несмотря на то, что некоторые моменты смутили, и может быть полезной и родителям, и  лицам, работающим с детьми. 

Я позволила себе выделить несколько цитат из книги, показавшимся мне важными. 

 

Cadre – рамки, границы. Идеал французского воспитания: детям устанавливают четкие рамки, однако внутри этих рамок им предоставлена полная свобода.

Границы крайне важны для физической и психической безопасности самого ребенка. Моя статья о границах  https://www.psyoffice.ru/article/71981/

Очень часто ко мне, как к детскому психологу, обращаются родители неуправляемых детей. Чаще всего эти дети -жертвы стилей воспитания "кумир семьи".  Родители боятся его напугать, огорчить, и становятся его рабами. Почему же в этом случае все теряет контроль? Потому что у ребенка нет знаний, возможности и права управлять взрослыми. "Крышу сносит". Любовь родителей должна быть во благо всей семье. Если верить Памеле Друкерман, адекватному французскому родителю редко приходит в голову позволить ребенку влиять на желания папы и мамы, но при этом нет жестоких ограничений на все на свете.

Смысл ограничений не в том, чтобы стеснить ребенка, а в том, чтобы создать предсказуемую и понятную среду.

 

Во многих семьях есть проблемы с воспитанием. О них написаны сотни книг и статей: чрезмерная опека, патологическая опека и мой любимый термин – «детопоклонничество» – когда воспитанию детей уделяют столько внимания, что самим детям это уже во вред.

Это не имеет ничего общего с доверием к ребенку и его возможностям. 

Марселли повторяет мысль, которую я часто слышала от французов: без запретов дети потерялись бы в море своих желаний.

Потому что детский мозг еще не способен оценивать ситуацию в целом, ее последствия и свою ответственность. 

«Проще ослабить болт, чем закрутить». То есть нужно быть очень жестким. Если ты тверд, то сможешь и расслабиться. Но если слаб… «закрутить болт», то есть стать сильнее, будет очень сложно.

 

Уолтер Мишель утверждает: если постоянно уступать детям, это положит начало опасной тенденции. «Стоит детям побывать в ситуации, когда им приказывают ждать, но они кричат, и мама тут же приходит, и ожидание окончено, они очень быстро научатся не ждать.

И кричать до посинения, потому что это знакомый способ. В книге описан знаменитый  эксперимент с зефиром, когда ребенка оставили наедине с лакомством на 15 минут. Если он сможет не съесть зефир, то получит два. Многие дети не выдержали. Дождаться экспериментатора смогли только те ребята, что сумели отвлечься и занять себя чем то другим, кроме наблюдения за зефиром. 

Мишель делает вывод, что сила воли основана вовсе не на стоицизме, а на умении придумать способ, делающий ожидание более комфортным.

Каждому родителю стоит иметь в запасе безопасные методы развлечения ребенка. Например предстоит поездка в метро. Маленький ребенок не в состоянии сидеть тихо без движения больше нескольких минут. Чем мождно заняться? В сумка новая книжка, или мама рассказывает сказку, или вы играете в су-е-фа. Ребенок не только занят полезным делом но и не мешает окружающим, болтая ногами, о чем уже ходят анекдоты. А заодно привыкает искать способы развлекать себя самостоятельно. 

Про разумный родительский эгоизм. Понятно, что все дети важны для родителей и о них надо заботиться. Но не устаю повторять, из грязного колодца воды не напиться. Если родители в истощении, ребенок в опасности.

Французы думают прежде всего о себе, предварительно выставив адекватные границы. И не чувствуют себя виноватыми при этом. Потому что это не на пользу семье. 

Они считают, что даже хорошие родители не должны быть в постоянном услужении у своих детей и не должны при этом испытывать чувство вины. «Вечер – время для родителей, – объяснила знакомая парижанка. – Дочь может быть с нами, если хочет, но это время для взрослых».

Автор вспоминает себя в состоянии беременности и удивляется:

Куда делся человек, некогда беспокоившийся о судьбе бездомных палестинцев? Теперь все мое время посвящено изучению последних моделей колясок и запоминанию возможных причин колик.

Французские женщины уже на этом этапе действуют и думают по другому.

 Будущие мамочки из других стран часто демонстрируют, что многим готовы пожертвовать во время беременности, а француженки излучают спокойствие и гордятся тем, что не намерены отказывать себе в удовольствиях.

Но при этом не пускаются "во все тяжкие". Потому что привыкли к разумным границам. Например не набирают вес больше положенного, потому что привыкли к правильному питанию. О питании французов и их детей в книге много написано. Автор удивляется различиям с американскими, но при этом берет на заметку многие способы. К примеру до ужина ребенку дается овощное ассорти. Он не обязан съесть все, но есть правило все попробовать. И если малышу не понравился шпинат в вареном виде, то в следующий раз он попробует его тушеным с соевым соусом. Меня также поразил пример заседания комитета питания детских садов. Они обдумывали меню детей на полном серьезе, как в ресторанах. Какой соус подать и какие блюда дети уже опробовали. 

И поэтому дети спокойно едят в ресторане со взрослыми любую пищу.  

Детей так же обязательно задействуют в приготовлении пищи. Трехлетний ребенок способен испечь простой торт. Под присмотром родителей, разумеется. Для него это игра. Но игра, обучающая терпению и аккуратности. Вот например рецепт торта, ингредиенты которого отмеряются баночками от йогурта. 

Йогуртовый торт (gâteau au yaourt)

Ингредиенты отмеряют баночками из-под йогурта емкостью 150 мл

2 баночки молочного йогурта без добавок (не обезжиренного)

2 яйца2 баночки сахара (или одну, если не любите сладкое)

1 чайная ложка ванили

Чуть меньше одной баночки растительного масла

4 баночки муки

Половина чайной ложки соды

жирные сливки (по желанию)

Разогрейте духовку до 190 °С.

Смажьте растительным маслом форму для выпечки диаметром около 22,5 см. Смешайте йогурт, яйца, сахар, ваниль и масло.

В отдельной емкости перемешайте муку с содой.

Добавьте мучную смесь к йогуртовой и аккуратно перемешайте до однородности; не вымешивайте слишком долго.

К тесту можно добавить 2 баночки замороженных ягод, баночку шоколадной крошки или любую другую добавку.

Выпекайте 35 минут и еще пять, если нож не выходит из центра выпечки сухим.

Торт должен быть золотистым снаружи, но мягким внутри.

Охладите его и подавайте к чаю с ложечкой взбитых сливок.

И даже если он готов утром, есть его будут только на полдник. Потому что такое правило. 

 Французы не стремятся полностью исключить сладкое из детского рациона. Нет, во Франции десерты – часть системы. Но дети знают: для сладкого есть свое время. И поскольку сладости возникают в их жизни довольно-таки часто, им не нужно с остервенением запихивать в рот конфеты, как это делают дорвавшиеся до нормальной еды заключенные.

Французские дети даже будучи младенцами спят почти всю ночь. К этому их приучают с роддома, выдерживая паузу, перед тем, как хватать ребенка, если он захныкал. Считается, что примерно с двух месяцев у ребенка уже должна быть "ночь". При этом никто не говорит, что если ребенку действительно нужна помощь, его проигнорируют. 

Ребенка готовят ко сну при помощи обычного вечернего ритуала: купание и колыбельная. Затем укладывают в кроватку в привычное время – желательно, чтобы при этом он бодрствовал; в следующий раз заходят в детскую в семь утра.

Об этом можно подробно прочесть в книге. 

В Париже XXI века наследие Руссо обрело две, на первый взгляд противоречащие друг другу, формы. С одной стороны, дети «резвятся в полях» (или, как в нашем случае, в бассейне). С другой – во французских семьях довольно строгая дисциплина. Ведь, по словам Руссо, свобода ребенка должна быть ограничена твердыми рамками и сильным родительским авторитетом. «Знаете верный способ сделать ребенка несчастным? – пишет он. – Приучите его к тому, что можно получать все. Поскольку его желания постоянно растут из-за той легкости, с какой они удовлетворяются, рано или поздно беспомощность вынудит вас ответить отказом, как бы вам это ни претило. Непривычный отказ станет куда большим мучением для ребенка, чем лишение желаемого»

 В общем чтение этой книги было весьма познавательным. Забота родителей о себе, правильное формирование пищевых привычек, строгие границы, внутри которых ребенок свободен.  


 Об этом писала еще Франсуаза Дольто. «Важнее всего для ребенка как можно раньше обрести самостоятельность, при условии, что его безопасность обеспечена, – писала она в книге «Основные этапы детства». – Родители могут попасть в ловушку, не признавая истинных потребностей своего ребенка, – а свобода как раз является одной из них… Ребенок должен чувствовать, что его будут любить как самостоятельную личность, ощущать себя уверенно в пространстве, день за днем пользоваться все большей свободой, познавая мир, приобретая личный опыт и выстраивая отношения со сверстниками.»
 
 
 
 






Просмотров: 488
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Как понять родителей, если тебе 7-10 лет. "Инструкция" детям, о том, как устроены их родители.
  • Родительские директивы + социальное видео "Если бы дети могли выбрать родителей"
  • Что еще не делают французские дети (о книге Друкерман)
  • Нужно ли уметь защищать своего ребенка,если "Да" ,то как не перестараться?
  • Детский сад какой-то! Если родители ведут себя как дети...
  • Я живу ради своих детей...."а мы тебя об этом не просили"...
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Родители и дети. Где "взрослый"? Где "ребенок"?
  • Отрывок из книги Ольги Кавер "Хочу ребенка: как быть, когда малыш не торопится?"
  • Как выйти замуж, если он не хочет? Как родить ребенка, если он не готов? Как женить его на себе?
  • Ребенок - "кумир семьи". или Когда взрослеют дети?
  • "Взрослые дети алкоголиков" для детей непьющих родителей
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Сделайте мне ребенка таким, как я хочу или "неудобные" дети
  • Понять ребенка - это как? .... или "непослушно послушные" дети.
  • Если ваш ребенок в этом году идет в школу
  • Дети в однополых семьях (Фрагмент моего проекта-книги "Все дети любви" укр)
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Если все холостые мужчины кажутся "козлами" и с ними ничего общего иметь не хочется. Как быть?
  • Памятка родителям и педагогам "Как отучить ребенка бить других детей?"
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Если вы дети своих родителей...
  • Когда говорить об "этом"?..или половое воспитание в семье
  • Он должен продолжать меня добиваться даже, если я говорю ему "нет"
  • Грудное молоко для взрослого мужчины или о том, как быть, если вы "мама-жена"
  • Словарь по книге "Тайная опора: привязанность в жизни ребенка"
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь