Словарь по книге "Тайная опора: привязанность в жизни ребенка"

Автор статьи: Галина Зарипова

АЛГОРИТМ ПРИВЯЗАННОСТИ – мы (взрослые) для него (ребенка), он сам для себя – он для других.

АЛЕКСИТИМИЯ – эмоциональная немота, неумение распознавать и называть свои эмоции, часто связана с психологическими проблемами и приводит к физическим болезням; защитное онемение чувств.

БАЗОВОЕ ДОВЕРИЕ К МИРУ – послание от родителей к ребенку «Ты есть, ты существуешь, и это хорошо». Определяет будущие отношения человека с собой и другими. «Я хорош, потому что я есть»

ВЗРОСЛОСТЬ – биологическая и социальная. С точки зрения природы подросток – взрослая, способная к самозащите, самообеспечению и размножению особь. С точки зрения общества – человек, отвечающий за свои поступки, имеющий паспорт, имеющий право зарабатывать на жизнь, самому за себя отвечать и жить самостоятельно.

ВЛАСТНАЯ ЗАБОТА – модель родительства, где забота сильного и ответственного, а также доминирование используется для помощи и защиты, учитывая иерархию отношений. Уступка родителей перед малышом проявляется как надежная привязанность, отказ сопровождается сочувствием ребенку и доброжелательностью.

ВНУТРЕННИЙ РОДИТЕЛЬ (образ родителя, целостный образ) –  психическое образование, которое формируется в результате обобщения всего опыта взаимодействия с реальными родителями; образ родителя, который словно живет внутри ребенка. Младшие дети включают в него внешний вид, голос, запах, свои чувства. Чем старше ребенок, тем шире образ. Теперь ребенок может ответить на вопрос: «что сказала бы мама в такой-то ситуации»,  «одобрил бы это папа?» Образ внутреннего родителя в 5 лет еще нестабилен, отсюда нелепые ситуации (хотел сделать подарок – испортил стену). К 7-8 годам  дети редко ошибаются в прогнозе своих поступков.

ВОЗРАСТ СОГЛАСИЯ – разница между биологической зрелостью и зрелостью социальной. В некоторых странах совпадает с возрастом совершеннолетия.

ВРЕМЯ ПЛАТО – время, когда ребенок наполняется заботой, новыми умениями, отношениями, а наполнившись, совершает рывок на новый уровень самостоятельности.

ГОЛОД ПО НАСТАВНИКУ – выбор ребенком суррогата наставника. Это может быть подражание кумиру или слепое обожание сверстника. Крайняя степень утоления голода – попадание в зависимость к человеку, злоупотребившему доверием ребенка (совращение, секты и др).

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ – отношения ребенка с ровесниками, братьями или сестрами, товарищами по играм.  Развиваются в играх, основываются на сотрудничестве, кооперации и конкуренции. В отношениях «на равных» дети опытным путем познают как войти в игру и как выйти, как выбрать игру, распределить роли, реагировать на жульничество и пр. Чем младше ребенок, тем легче связи создаются и рвутся. Важный элемент таких отношений – ритуалы, алгоритмы (кто на новенького, чур не я и др).

ДЕВАЛЬВАЦИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ – утрата чувства защищенности рядом с родителем, доверия в стрессовых ситуациях.

ДЕМОБИЛИЗАЦИЯ – реакция на фрустрацию, выход в сторону печали и смирения с ситуацией, утешения. В естественном проявлении сопровождается плачем, который расслабляет, а также буквально помогает избавиться от гормонов стресса, ядовитых в больших количествах.  Гордон Ньюфелд называет их слезами тщетности.

ДЕПРИВАЦИЯ (в контексте привязанности) – недостаток заботы и контакта со взрослым.

ДЕРНУТЬ ЗА КАНАТ ПРИВЯЗАННОСТИ – вернуться на одну или несколько стадий назад, чтобы позвать на помощь родителя. Напитавшись, восстановив силы, ребенок сам отпустит канат привязанности.

ДИССОЦИАЦИЯ – бессознательный способ справиться с сильным стрессом, отсоединение от чувств. «Меня бьют, а мне не больно. Я ничего не чувствую. Мне все равно, я никому не жалуюсь, держу себя в руках всю жизнь».

ДОНАШИВАНИЕ – период после рождения ребенка, длящийся до 2-3 месяцев. Время, когда ребенок нуждается в тепле, ласке, заботе, запахе еды, т.е. в создании схожих с маткой условий.

ЗАДАЧА КРИЗИСНОГО ВОЗРАСТА – сделать рывок в сепарации, пережить разочарование во всемогуществе родителей и научиться жить своим умом.

ИГРА – любимое времяпрепровождение и главное занятие ребенка. Вещи и предметы используются не прагматично, а в некоей роли. Игра – способ учиться, осваивать мир предметов и отношений.

ИЕРАРХИЯ – отношения между сильным и слабым, доминирующим и зависимым, между ребёнком, нуждающимся во взрослом и  взрослым, оказывающим заботу.

ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ – оборотная сторона привязанности. Избирательные отношения – те, в которых важен именно этот человек. При нарушении привязанности может произойти «сбой» в точке избирательности. Кто похвалил, приласкал, дал конфетку – тот и «свой». Нет ни глубокой привязанности, ни разделения на «свой/чужой», ни понимания опасности от посторонних людей.

ИМПРИТИНГ – запечатлевание, инстинктивная программа у млекопитающих и птиц, простая и негибкая программа привязанности (эксперимент с гусятами  Конрада Лоренца).

ИНИЦИАЦИЯ – обряд, символизирующий смерть человека как ребенка и рождение как взрослого. Следы инициации прослеживаются в религиозных ритуалах и социальных событиях (получение паспорта, возраст совершеннолетия). По сути, каждый родитель решает, когда его ребенок становится взрослым.

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ – способ усвоения правил и норм, присвоение себе как собственных. Сначала ребенок повторяет правила родителей вслух, затем – проговаривает их внутри, а спустя некоторое время – опирается на них автоматически. Так привязанность перекрывает время.

КАЧЕСТВО ПРИВЯЗАННОСТИ – готовность слушаться, чем надёжнее связь с родителями, тем естественней следовать за взрослым и подчиняться ему. Сначала привязанность начинает перекрывать расстояние, а затем и время (чем старше ребенок, тем меньше взрослого внимания и ухода ему нужно, и тем шире его поле изучения мира).

КОНТЕЙНИРОВАНИЕ – способность одного человека быть для другого «психологической утробой», давая ему утешение и успокоение, принимая его чувства. Контейнер вмещает те чувства, с которыми самому человеку не под силу справиться в ситуации стресса. Контейнирование – бессознательное поведение.

КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ -  период строительства собственной уникальной личности, обретения самого себя, сопровождается ранимостью подростка, отношение других воспринимается   через пелену собственных эмоций. «Провалиться сквозь землю» - естественное состояние подростка, подкармливаемое самоедством, обдумываний, импульсивных действий.

КРИЗИС НЕГАТИВИЗМА – поведение детей 2-3 лет, сопровождаемое словами «нет, не хочу и не буду», даже если ребенок страстно хочет желаемое. Часто кризис негативизма связан с рывками в развитии, до него или после ребенок взрослеет «резким скачком», становится более самостоятельным. 

КРИЗИС СЕПАРАЦИИ – синоним кризиса негативизма, отделение от родителя и противопоставления детской воли – родительской, осознание своего «Я» . Период, когда ребенок начинает говорить о себе в первом лице.

КРУГ ЗАБОТЫ – биологическая и психологическая программа привязанности. У ребенка возникает дискомфорт, он подает сигнал. Если родитель догадывается о причине дискомфорта и устраняет его, тревога и напряжение уходят, ребенок успокаивается, и так до следующего раза.

КРУГ ПРИВЯЗАННОСТИ – люди, осуществляющие регулярную заботу о ребенке, те, кто живет вместе или часто приходит, с кем у ребенка связано чувство безопасности и кто уже не раз доказал своим поведением «с ним не пропадешь». Разделение на «своих/чужих» происходит в возрасте около года. Такой принцип – базовый для выживания.

ЛИМБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – средний мозг, обеспечивающий выживание, продолжение вида, а также отвечающий за эмоции и бессознательные реакции. В стрессовой ситуации лимбическая система зашкаливает, верхний кортикальный мозг не может решать логические задачи,  а все силы уходят на предотвращение утраты отношений. Аффект тормозит интеллект, или «развитие происходит из точки покоя»

МЕХАНИЗМ ПРИВЯЗАННОСТИ – трансформация полной зависимости человеческого детёныша в такую же полную автономию взрослого.

МОБИЛИЗАЦИЯ – реакция на фрустрацию, заключается в стремлении преодолеть, постараться. Сопровождается выделением  гормонов стресса, которые усиливают обмен веществ, заставляют быстрее думать, действовать. Стресс сменяется радостью победы.

НАРЦИССИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ – психиатрический  диагноз, принимающий форму болезненной зависимости от оценок окружающих.

НАСТАВНИК – тот, в чью руку родители вкладывают руку ребенка, передавая доверие ребенка и долю своей ответственности за него. В отличие от родителей, чья любовь безоценочна и безусловна, наставник тот, кто ставит препятствие и требует их преодоления, тот, кто критикует и чье признание   нужно заслужить.

«НЕПОДВИЖНОЕ ЛИЦО» - эксперимент, в котором мать просят сделать «безжизненное лицо» и не отвечать на реакции малыша. Практически моментально малыш начинает протестовать против потери контакта, привязанности.

ОБЪЕКТ ПРИВЯЗАННОСТИ – тот, к кому ребенок привязан, кто утешает и придает сил одним своим фактом присутствия.

ОБЪЯТИЯ – универсальный человеческий способ решения трудных проблем, ответ всем угрозам мира, самой смерти.

ПЕРЕВЕРНУТАЯ ПРИВЯЗАННОСТЬ (парентификация) – отношения, в которых ребенок становится доминирующим и вынужден брать на себя главную роль в отношениях со взрослым.  Буквально: ребенок становится родителем своему родителю.

ПОВЕДЕНИЕ СЛЕДОВАНИЯ – программа привязанности, обеспечивающая безопасность ребенка, его развитие и взросление. Сложная биологическая программа, включает одновременно много действий: удерживать в поле зрения «своего» взрослого, оценивать расстояние до него, следовать своему интересу. Следовать за своим = залог выживания в природе. Формируется к 3 годам, а достигает своего пика развития -  к 6 годам.

ПОДРОСТКОВЫЕ ДИСФОРИИ – периоды мрачной раздражительности без видимой связи, обусловлены гормональной перестройкой и стремительными изменениями в организме.

ПОЗИТИВНОЕ ОТЗЕРКАЛИВАНИЕ – неравнодушное общение, одобряющее зеркало в лице мамы или папы, того, кто любуется и одобряет каждое действе малыша, каждый звук. Не холодное реалистичное отражение фактов, а обволакивание коконом любования.  Потребность в позитивном отзеркаливании обостряется в стрессовых ситуациях, кризисных периодах или при переживании неудач.

ПОМОГАТЬ С УРОКАМИ – посильное родительское участие в школьных делах. Объяснить сложное, проверить «на всякий случай» ошибки по просьбе ребенка, заинтересовать в скучной теме. Ребенку сложно – родитель помогает.

ПРАВИЛА ПРИВЯЗАННОСТИ – ПРАВИЛА ВЫЖИВАНИЯ

Правило первое: привязанность – витальная потребность, потребность выживания, уровень значимости – максимальный.

Правило второе: если ребенок не уверен в привязанности взрослого, он будет добиваться подтверждений связи любой ценой (криком, улыбкой, гулением или кусанием).

ПРИВЯЗАННОСТЬ – глубинная программа, психологическая пуповина, эмоциональная связь между ребёнком и родителем (значимым для ребенка лицом, но здесь и далее я буду писать «родитель, взрослый»).

ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ГРУППЕ (групповой конформизм) – подростковое явление приверженности компании, ведущая деятельность подростка. Период, когда подросток хочет принадлежать группе, и одновременно пугается группового давления.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УТРОБА – успокаивающие, утешающие отношения, в которых можно укрыться от невзгод в любой период жизни.

РАЗДРАЖЕНИЕ – чувство, признак того, что родителя вынесло из взрослой позиции.

РАЗРЫВ СИМБИОТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ – болезненное открытие ребенка о том, что родители могут хотеть иного. Переживается как угроза привязанности, риск остаться без любви взрослого. Выходом становится опыт: привязанность перекрывает конфликт. Можно ругаться, злиться, можно быть разными, но все равно любить.

РЕГРЕССИЯ – чем сильнее стресс, чем больше ребенок не справляется, тем больше ему нужно защиты и заботы. В ситуации стресса ребенок словно возвращается назад на несколько лет (регрессирует). Чем серьезнее ситуация, тем сильнее возможен регресс (так, дети ведут себя «как маленькие», просятся на ручки).

РЕФЛЕКСИЯ – умение распознавать свои чувства и потребности и говорить о них (еще одна часть эмоционального интеллекта). В совокупности с эмпатией определяют качество жизни взрослого человека больше, чем академическая успеваемость.

СЕПАРАЦИЯ – задача по отделению от родителей, по преодолению в своем сознании их незыблемого авторитета. Сепарация начинается с момента родов и далее чередуется с периодами плато.

СИНДРОМ «ПУСТОГО ГНЕЗДА» - ощущения родителей, которые тяжело переживают сепарацию своих детей, если в их жизни не было своего дела, полноценных отношений с партнёром, интересов, не связанных с детьми. 

УСЛОВИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ – если потребность удовлетворена, у ребенка нет необходимости за нее держаться. И напротив, ограничение в значимой потребности приводит к усилению желания получить недостающее.

ФРУСТРАЦИЯ -  состояние, при котором ребёнок не может удовлетворить потребность.  «Хочу  - и не могу достать».  Умение проживать две реакции на фрустрацию (мобилизацию и демобилизацию) помогают справляться со стрессом, проживать горе не только в детстве, но во взрослости.

ЭВОЛЮЦИОННАЯ СУТЬ ПРИВЯЗАННОСТИ – присутствие «своего» взрослого само по себе означает защиту и покой. Младенцу нужна мама, а не ее руки, грудь или бутылочка. Автор концепции привязанности Джон Боулби, его последователи Джеймс и Джойс Робертсоны, Мэри Эйнсворт.

ЭМПАТИЯ – способность понимать, чувствовать состояние другого человека (понятие «эмоциональный интеллект»  шире раскрывает возможности эмоциональных отношений). Основы эмпатии закладываются в период  позитивного отзеркаливания. Способность к эмпатии развивается в безопасности и разнообразии.



Просмотров: 573
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Потребность в привязанности ребенка к маме рождается вместе с ним.
  • «На языке привязанности»… (взаимосвязь типа привязанности и «сценария отношений»)
  • Четыре вещи, которые нужно помнить про формирование привязанности у ребенка
  • Развитие привязанности у ребенка
  • Последствия нарушения привязанности и связи между ребёнком и родителями.
  • Этапы Формирования Привязанности. Безопасный Тип Привязанности.
  • Арт-терапия. Диагностика привязанности ребенка с использованием методики «Рисунок птичьего гнезда»
  • Нарушения привязанности. Надежная привязанность
  • Нарушение привязанности. Ненадежно-избегающая привязанность
  • Программа SAFE. Помощь родителям в формировании надежной привязанности у детей.
  • Как определить степень привязанности к Вам другого человека?
  • Функции привязанности, общее между ГТР и депрессией, а также "Не могу его бросить"
  • Влияние типа привязанности на личные отношения во взрослом возрасте
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Как родители травмируют своих детей. Механизм передачи травмы привязанности. Записки_психотравматолога
  • О привязанности к игрушке и личностной зрелости родителей
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Влияние стилей привязанности на отношения (часть I).
  • Тайная Опора и Связь: Дезориентированный Тип Привязанности
  • Типы привязанности и отношения на работе
  • Все ли способны на отношения? О типах привязанности
  • Значение привязанности для человека
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Стили привязанности и их влияние на психологическое здоровье человека
  • Задачи психотерапии привязанности в диаде мать-ребёнок"
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • "Эластичный трос"(влияние привязанности на жизнь и здоровье человека.Часть1)
  • "Эластичный трос"(влияние привязанности на жизнь и здоровье человека.Часть2)
  • Узнай Свой Стиль Привязанности в Близких Отношениях
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь