|
Словарь по книге "Тайная опора: привязанность в жизни ребенка"Автор статьи: Галина Зарипова
АЛГОРИТМ ПРИВЯЗАННОСТИ – мы (взрослые) для него (ребенка), он сам для себя – он для других. АЛЕКСИТИМИЯ – эмоциональная немота, неумение распознавать и называть свои эмоции, часто связана с психологическими проблемами и приводит к физическим болезням; защитное онемение чувств. БАЗОВОЕ ДОВЕРИЕ К МИРУ – послание от родителей к ребенку «Ты есть, ты существуешь, и это хорошо». Определяет будущие отношения человека с собой и другими. «Я хорош, потому что я есть» ВЗРОСЛОСТЬ – биологическая и социальная. С точки зрения природы подросток – взрослая, способная к самозащите, самообеспечению и размножению особь. С точки зрения общества – человек, отвечающий за свои поступки, имеющий паспорт, имеющий право зарабатывать на жизнь, самому за себя отвечать и жить самостоятельно. ВЛАСТНАЯ ЗАБОТА – модель родительства, где забота сильного и ответственного, а также доминирование используется для помощи и защиты, учитывая иерархию отношений. Уступка родителей перед малышом проявляется как надежная привязанность, отказ сопровождается сочувствием ребенку и доброжелательностью. ВНУТРЕННИЙ РОДИТЕЛЬ (образ родителя, целостный образ) – психическое образование, которое формируется в результате обобщения всего опыта взаимодействия с реальными родителями; образ родителя, который словно живет внутри ребенка. Младшие дети включают в него внешний вид, голос, запах, свои чувства. Чем старше ребенок, тем шире образ. Теперь ребенок может ответить на вопрос: «что сказала бы мама в такой-то ситуации», «одобрил бы это папа?» Образ внутреннего родителя в 5 лет еще нестабилен, отсюда нелепые ситуации (хотел сделать подарок – испортил стену). К 7-8 годам дети редко ошибаются в прогнозе своих поступков. ВОЗРАСТ СОГЛАСИЯ – разница между биологической зрелостью и зрелостью социальной. В некоторых странах совпадает с возрастом совершеннолетия. ВРЕМЯ ПЛАТО – время, когда ребенок наполняется заботой, новыми умениями, отношениями, а наполнившись, совершает рывок на новый уровень самостоятельности. ГОЛОД ПО НАСТАВНИКУ – выбор ребенком суррогата наставника. Это может быть подражание кумиру или слепое обожание сверстника. Крайняя степень утоления голода – попадание в зависимость к человеку, злоупотребившему доверием ребенка (совращение, секты и др). ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ – отношения ребенка с ровесниками, братьями или сестрами, товарищами по играм. Развиваются в играх, основываются на сотрудничестве, кооперации и конкуренции. В отношениях «на равных» дети опытным путем познают как войти в игру и как выйти, как выбрать игру, распределить роли, реагировать на жульничество и пр. Чем младше ребенок, тем легче связи создаются и рвутся. Важный элемент таких отношений – ритуалы, алгоритмы (кто на новенького, чур не я и др). ДЕВАЛЬВАЦИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ – утрата чувства защищенности рядом с родителем, доверия в стрессовых ситуациях. ДЕМОБИЛИЗАЦИЯ – реакция на фрустрацию, выход в сторону печали и смирения с ситуацией, утешения. В естественном проявлении сопровождается плачем, который расслабляет, а также буквально помогает избавиться от гормонов стресса, ядовитых в больших количествах. Гордон Ньюфелд называет их слезами тщетности. ДЕПРИВАЦИЯ (в контексте привязанности) – недостаток заботы и контакта со взрослым. ДЕРНУТЬ ЗА КАНАТ ПРИВЯЗАННОСТИ – вернуться на одну или несколько стадий назад, чтобы позвать на помощь родителя. Напитавшись, восстановив силы, ребенок сам отпустит канат привязанности. ДИССОЦИАЦИЯ – бессознательный способ справиться с сильным стрессом, отсоединение от чувств. «Меня бьют, а мне не больно. Я ничего не чувствую. Мне все равно, я никому не жалуюсь, держу себя в руках всю жизнь». ДОНАШИВАНИЕ – период после рождения ребенка, длящийся до 2-3 месяцев. Время, когда ребенок нуждается в тепле, ласке, заботе, запахе еды, т.е. в создании схожих с маткой условий. ЗАДАЧА КРИЗИСНОГО ВОЗРАСТА – сделать рывок в сепарации, пережить разочарование во всемогуществе родителей и научиться жить своим умом. ИГРА – любимое времяпрепровождение и главное занятие ребенка. Вещи и предметы используются не прагматично, а в некоей роли. Игра – способ учиться, осваивать мир предметов и отношений. ИЕРАРХИЯ – отношения между сильным и слабым, доминирующим и зависимым, между ребёнком, нуждающимся во взрослом и взрослым, оказывающим заботу. ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ – оборотная сторона привязанности. Избирательные отношения – те, в которых важен именно этот человек. При нарушении привязанности может произойти «сбой» в точке избирательности. Кто похвалил, приласкал, дал конфетку – тот и «свой». Нет ни глубокой привязанности, ни разделения на «свой/чужой», ни понимания опасности от посторонних людей. ИМПРИТИНГ – запечатлевание, инстинктивная программа у млекопитающих и птиц, простая и негибкая программа привязанности (эксперимент с гусятами Конрада Лоренца). ИНИЦИАЦИЯ – обряд, символизирующий смерть человека как ребенка и рождение как взрослого. Следы инициации прослеживаются в религиозных ритуалах и социальных событиях (получение паспорта, возраст совершеннолетия). По сути, каждый родитель решает, когда его ребенок становится взрослым. ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ – способ усвоения правил и норм, присвоение себе как собственных. Сначала ребенок повторяет правила родителей вслух, затем – проговаривает их внутри, а спустя некоторое время – опирается на них автоматически. Так привязанность перекрывает время. КАЧЕСТВО ПРИВЯЗАННОСТИ – готовность слушаться, чем надёжнее связь с родителями, тем естественней следовать за взрослым и подчиняться ему. Сначала привязанность начинает перекрывать расстояние, а затем и время (чем старше ребенок, тем меньше взрослого внимания и ухода ему нужно, и тем шире его поле изучения мира). КОНТЕЙНИРОВАНИЕ – способность одного человека быть для другого «психологической утробой», давая ему утешение и успокоение, принимая его чувства. Контейнер вмещает те чувства, с которыми самому человеку не под силу справиться в ситуации стресса. Контейнирование – бессознательное поведение. КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ - период строительства собственной уникальной личности, обретения самого себя, сопровождается ранимостью подростка, отношение других воспринимается через пелену собственных эмоций. «Провалиться сквозь землю» - естественное состояние подростка, подкармливаемое самоедством, обдумываний, импульсивных действий. КРИЗИС НЕГАТИВИЗМА – поведение детей 2-3 лет, сопровождаемое словами «нет, не хочу и не буду», даже если ребенок страстно хочет желаемое. Часто кризис негативизма связан с рывками в развитии, до него или после ребенок взрослеет «резким скачком», становится более самостоятельным. КРИЗИС СЕПАРАЦИИ – синоним кризиса негативизма, отделение от родителя и противопоставления детской воли – родительской, осознание своего «Я» . Период, когда ребенок начинает говорить о себе в первом лице. КРУГ ЗАБОТЫ – биологическая и психологическая программа привязанности. У ребенка возникает дискомфорт, он подает сигнал. Если родитель догадывается о причине дискомфорта и устраняет его, тревога и напряжение уходят, ребенок успокаивается, и так до следующего раза. КРУГ ПРИВЯЗАННОСТИ – люди, осуществляющие регулярную заботу о ребенке, те, кто живет вместе или часто приходит, с кем у ребенка связано чувство безопасности и кто уже не раз доказал своим поведением «с ним не пропадешь». Разделение на «своих/чужих» происходит в возрасте около года. Такой принцип – базовый для выживания. ЛИМБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – средний мозг, обеспечивающий выживание, продолжение вида, а также отвечающий за эмоции и бессознательные реакции. В стрессовой ситуации лимбическая система зашкаливает, верхний кортикальный мозг не может решать логические задачи, а все силы уходят на предотвращение утраты отношений. Аффект тормозит интеллект, или «развитие происходит из точки покоя» МЕХАНИЗМ ПРИВЯЗАННОСТИ – трансформация полной зависимости человеческого детёныша в такую же полную автономию взрослого. МОБИЛИЗАЦИЯ – реакция на фрустрацию, заключается в стремлении преодолеть, постараться. Сопровождается выделением гормонов стресса, которые усиливают обмен веществ, заставляют быстрее думать, действовать. Стресс сменяется радостью победы. НАРЦИССИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ – психиатрический диагноз, принимающий форму болезненной зависимости от оценок окружающих. НАСТАВНИК – тот, в чью руку родители вкладывают руку ребенка, передавая доверие ребенка и долю своей ответственности за него. В отличие от родителей, чья любовь безоценочна и безусловна, наставник тот, кто ставит препятствие и требует их преодоления, тот, кто критикует и чье признание нужно заслужить. «НЕПОДВИЖНОЕ ЛИЦО» - эксперимент, в котором мать просят сделать «безжизненное лицо» и не отвечать на реакции малыша. Практически моментально малыш начинает протестовать против потери контакта, привязанности. ОБЪЕКТ ПРИВЯЗАННОСТИ – тот, к кому ребенок привязан, кто утешает и придает сил одним своим фактом присутствия. ОБЪЯТИЯ – универсальный человеческий способ решения трудных проблем, ответ всем угрозам мира, самой смерти. ПЕРЕВЕРНУТАЯ ПРИВЯЗАННОСТЬ (парентификация) – отношения, в которых ребенок становится доминирующим и вынужден брать на себя главную роль в отношениях со взрослым. Буквально: ребенок становится родителем своему родителю. ПОВЕДЕНИЕ СЛЕДОВАНИЯ – программа привязанности, обеспечивающая безопасность ребенка, его развитие и взросление. Сложная биологическая программа, включает одновременно много действий: удерживать в поле зрения «своего» взрослого, оценивать расстояние до него, следовать своему интересу. Следовать за своим = залог выживания в природе. Формируется к 3 годам, а достигает своего пика развития - к 6 годам. ПОДРОСТКОВЫЕ ДИСФОРИИ – периоды мрачной раздражительности без видимой связи, обусловлены гормональной перестройкой и стремительными изменениями в организме. ПОЗИТИВНОЕ ОТЗЕРКАЛИВАНИЕ – неравнодушное общение, одобряющее зеркало в лице мамы или папы, того, кто любуется и одобряет каждое действе малыша, каждый звук. Не холодное реалистичное отражение фактов, а обволакивание коконом любования. Потребность в позитивном отзеркаливании обостряется в стрессовых ситуациях, кризисных периодах или при переживании неудач. ПОМОГАТЬ С УРОКАМИ – посильное родительское участие в школьных делах. Объяснить сложное, проверить «на всякий случай» ошибки по просьбе ребенка, заинтересовать в скучной теме. Ребенку сложно – родитель помогает. ПРАВИЛА ПРИВЯЗАННОСТИ – ПРАВИЛА ВЫЖИВАНИЯ Правило первое: привязанность – витальная потребность, потребность выживания, уровень значимости – максимальный. Правило второе: если ребенок не уверен в привязанности взрослого, он будет добиваться подтверждений связи любой ценой (криком, улыбкой, гулением или кусанием). ПРИВЯЗАННОСТЬ – глубинная программа, психологическая пуповина, эмоциональная связь между ребёнком и родителем (значимым для ребенка лицом, но здесь и далее я буду писать «родитель, взрослый»). ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ГРУППЕ (групповой конформизм) – подростковое явление приверженности компании, ведущая деятельность подростка. Период, когда подросток хочет принадлежать группе, и одновременно пугается группового давления. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УТРОБА – успокаивающие, утешающие отношения, в которых можно укрыться от невзгод в любой период жизни. РАЗДРАЖЕНИЕ – чувство, признак того, что родителя вынесло из взрослой позиции. РАЗРЫВ СИМБИОТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ – болезненное открытие ребенка о том, что родители могут хотеть иного. Переживается как угроза привязанности, риск остаться без любви взрослого. Выходом становится опыт: привязанность перекрывает конфликт. Можно ругаться, злиться, можно быть разными, но все равно любить. РЕГРЕССИЯ – чем сильнее стресс, чем больше ребенок не справляется, тем больше ему нужно защиты и заботы. В ситуации стресса ребенок словно возвращается назад на несколько лет (регрессирует). Чем серьезнее ситуация, тем сильнее возможен регресс (так, дети ведут себя «как маленькие», просятся на ручки). РЕФЛЕКСИЯ – умение распознавать свои чувства и потребности и говорить о них (еще одна часть эмоционального интеллекта). В совокупности с эмпатией определяют качество жизни взрослого человека больше, чем академическая успеваемость. СЕПАРАЦИЯ – задача по отделению от родителей, по преодолению в своем сознании их незыблемого авторитета. Сепарация начинается с момента родов и далее чередуется с периодами плато. СИНДРОМ «ПУСТОГО ГНЕЗДА» - ощущения родителей, которые тяжело переживают сепарацию своих детей, если в их жизни не было своего дела, полноценных отношений с партнёром, интересов, не связанных с детьми. УСЛОВИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ – если потребность удовлетворена, у ребенка нет необходимости за нее держаться. И напротив, ограничение в значимой потребности приводит к усилению желания получить недостающее. ФРУСТРАЦИЯ - состояние, при котором ребёнок не может удовлетворить потребность. «Хочу - и не могу достать». Умение проживать две реакции на фрустрацию (мобилизацию и демобилизацию) помогают справляться со стрессом, проживать горе не только в детстве, но во взрослости. ЭВОЛЮЦИОННАЯ СУТЬ ПРИВЯЗАННОСТИ – присутствие «своего» взрослого само по себе означает защиту и покой. Младенцу нужна мама, а не ее руки, грудь или бутылочка. Автор концепции привязанности Джон Боулби, его последователи Джеймс и Джойс Робертсоны, Мэри Эйнсворт. ЭМПАТИЯ – способность понимать, чувствовать состояние другого человека (понятие «эмоциональный интеллект» шире раскрывает возможности эмоциональных отношений). Основы эмпатии закладываются в период позитивного отзеркаливания. Способность к эмпатии развивается в безопасности и разнообразии. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|