|
Влияние стилей привязанности на отношения (часть I).Автор статьи: Татьяна Филонова
Формирование взаимоотношений между людьми основывается на влиянии многих факторов, одним из которых является тип привязанности. Британский психоаналитик Джон Боулби создал теорию привязанности, согласно которой отношения между матерью и ребенком на протяжении первых лет жизни имеет решающее значение для развития личности ребенка и межличностных отношений на протяжении всей жизни. Центральную мысль можно сформулировать следующим образом: характер привязанности ребенка и матери (других заботящихся лиц) преобразуется в устойчивые внутренние представления и ожидания относительно близких отношений, от которых непосредственным образом зависит способность человека к построению близких отношений и адекватному реагированию на неизбежные расхождения в ожиданиях и конфликтах. Опыт надёжных и тёплых эмоциональных отношений с матерью является фундаментальным, на котором строятся личные взаимоотношения человека на протяжении всей жизни. Наиболее серьезные трудности возникают тогда, когда родители имеют нерешённые трудности в отношении привязанности к собственным родителям. Как показали исследования, стили привязанности могут передаваться от одного поколения к другому, то есть, детский опыт отношений привязанности влияет на формирование эмоциональной связи с собственным ребенком. В результате наблюдений за взаимодействием в диаде мать-младенец британский психолог Мэри Эйнсворт предложила типологию из трёх стилей привязанности: надёжный, избегающий и тревожно-амбивалентный. Люди с надёжным стилем привязанности взаимодействовали с матерями, которые в раннем детстве были доступны, отзывчивы и заботливы, внимательно относились к детским потребностям и проявляли любовь, когда их малыши нуждались в утешении. В результате у детей с надёжной привязанностью возникает уверенность, что в случае необходимости они всегда могут добиться внимания родителя. Этот опыт во многом определяет их отношение к жизни в целом. Такие дети могут расслабиться и исследовать окружающий мир. В последующем индивиды с надёжным стилем привязанности обычно способны находить равновесие между независимостью и близостью в отношениях с партнёром. Они принимают себя как привлекательных и вызывающих симпатию людей, они не нуждаются в подтверждении извне собственной ценности. Поскольку их развитие происходило в атмосфере надёжности и безопасности, они доверяют другим людям, способны поделиться своими чувствами и обратиться за помощью. У людей с надёжным стилем привязанности, как правило, хорошие навыки общения. Они способны регулировать свое настроение, интегрировать противоречивые чувства, контролировать негативные эмоции, разрешать возникающие конфликты в сотрудничестве с партнёром. Люди с тревожно-амбивалентным стилем привязанности обычно не имели последовательной заботы в их младенчестве; их матери относились к ним то с лаской и отзывчивостью, то игнорировали и пренебрегали их потребностями. Такая непоследовательность, по-видимому, оставляла малышей в неуверенности относительно того, будет ли их мама рядом, когда они будут в ней нуждаться. В последующем люди с тревожно-амбивалентной привязанностью склонны преувеличивать значение близости и вовлечённости во взаимоотношения, доходящих почти до слияния и потери личных границ. Они нередко страдают от тревоги и сомнений в себе, озабочены эмоциональной безопасностью в отношениях. Больше всего они боятся, что их могут оставить, поэтому проявление партнёром потребности в одиночестве и независимости переживается ими как серьезная опасность. В близких отношениях тревожно-амбивалентные люди требовательны, зависимы, ревнивы и склонны к реакциям "цепляния", а партнёра часто воспринимают как уклоняющегося от обязательств. Люди с избегающий стилем привязанности имели матерей, нечувствительных к их эмоциональному состоянию и нуждам в раннем детстве. Нередко обнаруживается продолжительное отвержение и враждебность со стороны тех, кто должен был заботиться о них. Чередование разлуки и вторгающегося поведения матери приводит к защитному поведения ребенка. Он пытается забыть о своей потребности в матери, избирает сдержанную и безразличную манеру поведения, чтобы избежать новых разочарований. Когда мать возвращается после периодов разлуки, такие младенцы отказываются на них смотреть, как бы отрицая какие-либо чувства к ней. В их поведении можно увидеть укор "Кто ты? Должен ли я тебя признавать? - ту, которая не поможет мне, когда я буду нуждаться в этом". К подростковому возрасту такое поведение закрепляется в устойчивую установку отчужденной независимости. В последующем люди с избегающий стилем привязанности обесценивают значение близких отношений. Как правило, они пессимистичны относительно личных отношений. Проявление потребности в близости воспринимается ими как угроза, поэтому они дистанцируются и избегают интимных отношений. Они склонны менять партнёров и вовлекаться в ни к чему не обязывающие сексуальные связи. Им недостает чувствительности к потребностям другого, а самораскрытие пугает их. Переживания дистресса и небезопасности отрицается ими. Поскольку они сверхчувствительны к отвержению и реакциям гнева. Продолжение будет в следующей публикации. С уважением, Татьяна Филонова Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|