|
Зарождение привязанности в отношениях матери и ребёнкаАвтор статьи: Решетникова Ирина Викторовна
Привязанность – это важная составляющая психической жизни каждого человека, рождённая в отношениях близких людей. Она закладывается с первых дней жизни младенца и усложняется, меняет формы по мере того, как человек взрослеет. Привязанность основана на любви, симпатии и преданности. Ребёнок рождается на свет беспомощным, беззащитным и зависимым. Ему необходим рядом кто-то чуткий и надежный, кто будет удовлетворять его потребности – в безопасности, еде, сне, комфорте. Нужен кто-то, кто успокоит, улыбнётся, будет держать в своих тёплых объятиях, подарит любовь. Ребёнку невозможно выжить без любви. Всё это может обеспечить тот, кто берёт на себя ответственность заботиться и опекать младенца. Как правило, этот человек мама. Хотя бывают такие случаи, когда эти обязанности выполняет кто-то другой. Но в этой статье разговор пойдёт именно об отношениях матери с ребёнком. Мама кормит, носит на руках, качает, баюкает своего маленького ребёнка, разговаривает с ним, откликается на его потребности и старается удовлетворить их. Это состояние матери, когда она находится на одной волне с ребёнком, отзывчива к его внешнему миру, У. Бион, британский психоаналитик, назвал мечтательностью. В состоянии мечтательности мать способна воспринимать не только сегодняшнее состояние своего ребёнка, но и то, как он будет расти, меняться и развиваться. Тем самым, мама открывает для своего ребёнка внутреннее пространство, которое позже станет внешним, в котором он может безопасно проявлять себя, пробовать свои силы, учиться. Она видит, каким её малыш скоро станет, верит в его возможности. Эта внешняя мать в дальнейшем может стать внутренней матерью, внутренним объектом, который обеспечивает самопринятие и самоуважение уже не маленького ребёнка, а взрослого человека. Младенец беспомощен и беззащитен, но он может звать маму своим плачем, сигнализировать с его помощью о своём состоянии, требовать удовлетворения своих потребностей, притягивать её взгляд своей улыбкой. Дональд Вудс Винникотт, британский педиатр и детский психоаналитик, пишет об обычной преданности матери своему младенцу, когда она выполняет свои обязанности по отношению к нему. «…женщина вступает в фазу…когда она в высокой степени является своим младенцем, а ее младенец — ею самой. И здесь нет никакой мистики. В конце концов, она когда-то была грудным ребенком и в ней живет память о своем младенчестве, а также память о том, как о ней заботились. Эти воспоминания служат либо подспорьем, либо помехой для ее собственного материнского опыта». Мать каким-то своим собственным знанием знает, когда её ребёнок голоден или нет, надо ли его взять на руки или положить, каким образом его держать на руках, как давать грудь или бутылочку и все те тонкости, которых множество. Описывая отношения матери и младенца, Д. Винникотт использует слово «холдинг» («To hold» - «осуществлять холдинг», «нянчить», «заботиться», в узком смысле означает «держать на руках»). В определённый период (приблизительно до полугода) мама и ребёнок чувствуют себя, как одно единое целое. Маргарет Малер, венгерский врач-психиатр, психоаналитик, назвала этот период отношений симбиотической фазой психического развития младенца. Мама становится дополнительным Я малыша, она превращается в главный объект его любви. У малыша формируется представление о главном объекте привязанности в его жизни. На этом этапе очень важно, чтобы этот объект был постоянным, отзывчивым и предсказуемым. Не всегда мать может оказаться доступной для ребёнка. Он может, например, проснуться и заплакать, не обнаружив её рядом. Секунды в одиночестве могут ощущаться, как бесконечные часы. Но, если мама подаст голос, относительно спокойно и без паники устремиться к малышу, возьмёт на руки и успокоит, то так им будет прожит ценный опыт переживания своих чувств, прожитых в разлуке с самым близким и родным человеком. Такой опыт помогает научиться малышу справляться со своими сильными чувствами, быть в них, зная, что мама обязательно появится в его поле зрения, она вернётся, утешит и страшное одиночество не навсегда. К сожалению, могут случаться такие ситуации, когда мать бывает вынуждена надолго покинуть своего совсем ещё маленького ребёнка в силу каких-то обстоятельств. Ребёнок лишается матери, покинут ею в то время, когда ещё не готов справиться с этим фактом длительной потери самого близкого человека. Необходимо признать, что это приносит боль, приводит в отчаяние и травмирует психику малыша. В самых сложных случаях такие долгие разлуки могут даже привести к депрессии у младенца. Хорошо, если в жизни малыша есть другие близкие люди, которые могут разделить с мамой заботу о нём (папа, бабушки, дедушки и пр.), но не подменяют главный объект привязанности в этот период. Маленький ребёнок вполне может побыть без мамы один-два часа, но не больше трёх. В этом случае мама имеет возможность отвлечься, немного отдохнуть и набраться сил, а ребёнок получить новый опыт общения с другими, любящими его, людьми и потренировать способность переносить свои чувства, переживаемые в разлуке с мамой. В этот непростой период, когда ребёнок беспомощен и зависим, рождается привязанность. Сначала она появляется в отношениях с мамой, позже с другими близкими, значимыми и любимыми людьми. Зависимость и привязанность могут существовать одновременно на протяжении всей жизни человека. Наверное, сложно понять, есть ли та чёткая граница, где заканчивается зависимость и начинается привязанность и наоборот. Вероятно, соотношение частей зависимости и привязанности в отношениях может быть разным. Это не плохо и не хорошо. Это есть Литература: Д. Боулби «Привязанность» Д.В. Винникотт «Маленькие дети и их матери» М. Маллер «Психологическое развитие человеческого младенца» Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|