Привязанность в жизни матери и ребенка

Автор статьи: Моисеева Эльвира
  • Привязанность - это врожденное поведение ребенка, которое выражается в стремлении ребенка к сохранению близости со взрослым, это особая эмоциональная связь между ребенком и взрослым.

 

  • Привязанность формируется к тому, кто осуществляет уход за ребенком (кормит, успокаивает). Чаще всего это мама, но не обязательно.

 

  • Привязанность жизненно важна для ребенка. Оставшиеся без родителей младенцы, часто умирают без видимых причин, не смотря на то, что их кормят и заботятся о физиологических потребностях, если нет ни одного эмоционально откликающегося взрослого, который бы был рядом постоянно, обеспечивая безопасность и давая столько любви ребенку, сколько ему нужно.

 

  • Привязанность выполняет функцию обеспечения безопасности, избавления от тревоги, защиты от внешнего мира, реальных или воображаемых угроз (незнакомый голос, громкие звуки, физическая боль, страх, голод, холод, одиночество).

 

  • Самые ранние эмоциональные связи детей с теми, кто о них заботится, имеют огромное влияние, которое продолжается на протяжении всей их жизни, находя проявление в отношениях с другими людьми.

 

  • Надежная привязанность формирует способность к длительным глубоким отношениям.

 

  • То, как сложились отношения с главным человеком в раннем детстве, влияет на все аспекты жизни – самоотношение, контакт с собой, право чувствовать и вообще жить, отношения с другими людьми, здоровье. Переоценить младенчество и раннее детство невозможно.

 

  • НАДЕЖНАЯ (безопасная) привязанность формируется, если взрослый отзывчивый, чуткий, откликается на потребности ребенка, дает близость и утешение ребенку, помогает справиться с тревогой. Если взрослый не проявляет чуткости (не умеет, не считает важным, нет ресурса, находится в депрессии и т.п.), то формируется нарушенная привязанность (тревожный, избегающий тип).


Есть другие, более расширенные классификации, но здесь я расскажу о 3 основных типах привязанности. 

При надежной привязанности ребенок расстраивается, когда родитель уходит, может громко плакать и бежать за ней. Ребенок радуется возвращению родителя, успокоившись у родителя на руках, он спешит показать ему игрушки, снова познавать мир. У малыша есть внутренняя опора (та самая привязанность), которая помогает справиться со стрессом. 

В результате чего формируется? 

Мама (или лицо заменяющее) – чуткий, стабильный, предсказуемый, дающий ощущение безопасности, стремится помочь, понять, с чем связан плач ребенка. Ребенок усвоил: если плохо (тревожно, страшно, одиноко, больно), то нужно обратиться к маме, и она поможет (обнимет, утешит, успокоит, будет рядом столько сколько нужно). 

Как влияет на будущее:

- базовое чувство безопасности и доверия к миру
- способность к установлению глубоких отношений
- стремление к познанию мира, способность к обучению

При тревожной (амбивалентной) привязанности ребенок не отпускает маму, тяжело отвлекается, долго плачет. Часто может терять ее, находясь даже в одной квартире, она всегда должна быть для него в поле зрения. При встрече снова забирается «на ручки» и демонстрирует противоречивое, эмоционально-насыщенное поведение: может долго плакать еще на руках у родителя, то проявлять злость, убегать, то снова забираться на руки, игрушки вокруг его не интересуют. Расставание для такого малыша – большой стресс и он показывает это всем своим видом. 

В результате чего формируется? 

Мама дает ребенку противоречивые реакции – на одну и ту же ситуацию может дать сочувствие и утешение, а может - отвержение и гнев, ребенок не понимает заранее, чего именно ожидать. Порой эти сигналы посылает одновременно – берет на ручки и качает (ребенок только начинает успокаиваться), тут же раздражается и кричит (ребенок пугается, чувствует себя небезопасно). 

Как влияет на будущее:

- нет базового чувства безопасности и доверия к миру (мир -опасен)
- неспособность к установлению здоровых отношений (страх потери, слияние, созависимость)
- страхи, тревога, неуверенность
- отсутствие любопытства, стремления познавать мир, радости открытий

При избегающей привязанности ребенок редко протестует, когда мама покидает его, может даже не заметить отсутствие мамы, он редко плачет, не зовет и не ищет. Со стороны, кажется, что такой ребенок социализирован, независим и не доставляет проблем родителям. Всем своим видом он демонстрирует холодность, равнодушие и отсутствие страданий. Но исследования показали, что это лишь маска, внутри у ребенка очень сильные переживания по поводу разлуки с родителем (учащение пульса, выделение гормона стресса). При возвращении мамы, ребенок демонстрирует избегающее поведение – не подходит, не смотрит, уходит. 

В результате чего формируется? 

Мама, как правило, довольно рано дает понять, что ребенок должен со всем справляться самостоятельно, лишают его утешения и сочувствия. Ребенок часто на призыв о помощи (плач, крик) получал отказ (игнорирование, гнев, обвинение), он часто оставался наедине со своим горем и быстро усвоил, что рассчитывать на эмоциональную поддержку мамы не стоит, выработалось избегающее поведение. Ребенок быстро учится подавлять потребности и чувства, постепенно теряя контакт с собой. Так он научился избегать непереносимых родительских реакций. Такой ребенок будет склонен к соматическим (телесным) реакциям – тошнота, головокружение, боль в животе, плохой сон и прочие симптомы. 

Как влияет на будущее:

- отказ от своих чувств, потребностей, желаний (отказ от себя)
- отказ от отношений прежде чем отвергнут (избегание, контр-зависимое поведение)
- аддиктивное поведение (зависимости)
- психосоматические реакции

  • Тип привязанности передается из поколения в поколение (не по крови, конечно, а через родительские модели взаимодействия). То есть мы взаимодействуем с ребенком так, как взаимодействовали с нами родители.

 

  • Изменить свой тип привязанности считается невозможным (так как формируется в очень раннем возрасте), но зная его, можно скорректировать определённые черты с помощью психотерапии и выстроить со своими детьми другие, более качественные отношения.


Просмотров: 716
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок и его первая эмоциональная привязанность
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Противоречивое поведение ребенка – дезорганизованная привязанность
  • Привязанность I Мама - значимый для ребенка взрослый.
  • Наш внутренний ребенок: кто это и как он влияет на наши отношения с реальными детьми.
  • Что делать, если ребенок проявляет агрессивное поведение?
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Что дает ребенку крепкая, надежная привязанность с родителями
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Что нужно для здоровых отношений родитель-ребенок?
  • Нарушения привязанности. Надежная привязанность
  • Что нужно для здоровых отношений родитель-ребенок? Продолжение...
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Как формируется самооценка и на что она влияет в жизни?
  • Что делать, если ребенок плачет при расставании
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • При чем тут родители? Если в психотерапии ребенок
  • Агрессивный ребенок: как может помочь родитель
  • Ребенок — это чудо, которое живет рядом с нами.
  • Внутреннее отсутствие безопасности – избегающая привязанность.
  • Индия, одиночество, внутренний ребенок и как все это между собой связанно.
  • Как ваш ребенок понимает, что вы его любите?
  • Ребенок не от мужа. Муж узнал,что ребенок не от него....



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь