Привязанность - это врожденное поведение ребенка, которое выражается в стремлении ребенка к сохранению близости со взрослым, это особая эмоциональная связь между ребенком и взрослым.
Привязанность формируется к тому, кто осуществляет уход за ребенком (кормит, успокаивает). Чаще всего это мама, но не обязательно.
Привязанность жизненно важна для ребенка. Оставшиеся без родителей младенцы, часто умирают без видимых причин, не смотря на то, что их кормят и заботятся о физиологических потребностях, если нет ни одного эмоционально откликающегося взрослого, который бы был рядом постоянно, обеспечивая безопасность и давая столько любви ребенку, сколько ему нужно.
Привязанность выполняет функцию обеспечения безопасности, избавления от тревоги, защиты от внешнего мира, реальных или воображаемых угроз (незнакомый голос, громкие звуки, физическая боль, страх, голод, холод, одиночество).
Самые ранние эмоциональные связи детей с теми, кто о них заботится, имеют огромное влияние, которое продолжается на протяжении всей их жизни, находя проявление в отношениях с другими людьми.
Надежная привязанность формирует способность к длительным глубоким отношениям.
То, как сложились отношения с главным человеком в раннем детстве, влияет на все аспекты жизни – самоотношение, контакт с собой, право чувствовать и вообще жить, отношения с другими людьми, здоровье. Переоценить младенчество и раннее детство невозможно.
НАДЕЖНАЯ (безопасная) привязанность формируется, если взрослый отзывчивый, чуткий, откликается на потребности ребенка, дает близость и утешение ребенку, помогает справиться с тревогой. Если взрослый не проявляет чуткости (не умеет, не считает важным, нет ресурса, находится в депрессии и т.п.), то формируется нарушенная привязанность (тревожный, избегающий тип).
Есть другие, более расширенные классификации, но здесь я расскажу о 3 основных типах привязанности.
При надежной привязанности ребенок расстраивается, когда родитель уходит, может громко плакать и бежать за ней. Ребенок радуется возвращению родителя, успокоившись у родителя на руках, он спешит показать ему игрушки, снова познавать мир. У малыша есть внутренняя опора (та самая привязанность), которая помогает справиться со стрессом.
В результате чего формируется?
Мама (или лицо заменяющее) – чуткий, стабильный, предсказуемый, дающий ощущение безопасности, стремится помочь, понять, с чем связан плач ребенка. Ребенок усвоил: если плохо (тревожно, страшно, одиноко, больно), то нужно обратиться к маме, и она поможет (обнимет, утешит, успокоит, будет рядом столько сколько нужно).
Как влияет на будущее:
- базовое чувство безопасности и доверия к миру - способность к установлению глубоких отношений - стремление к познанию мира, способность к обучению
При тревожной (амбивалентной) привязанности ребенок не отпускает маму, тяжело отвлекается, долго плачет. Часто может терять ее, находясь даже в одной квартире, она всегда должна быть для него в поле зрения. При встрече снова забирается «на ручки» и демонстрирует противоречивое, эмоционально-насыщенное поведение: может долго плакать еще на руках у родителя, то проявлять злость, убегать, то снова забираться на руки, игрушки вокруг его не интересуют. Расставание для такого малыша – большой стресс и он показывает это всем своим видом.
В результате чего формируется?
Мама дает ребенку противоречивые реакции – на одну и ту же ситуацию может дать сочувствие и утешение, а может - отвержение и гнев, ребенок не понимает заранее, чего именно ожидать. Порой эти сигналы посылает одновременно – берет на ручки и качает (ребенок только начинает успокаиваться), тут же раздражается и кричит (ребенок пугается, чувствует себя небезопасно).
Как влияет на будущее:
- нет базового чувства безопасности и доверия к миру (мир -опасен) - неспособность к установлению здоровых отношений (страх потери, слияние, созависимость) - страхи, тревога, неуверенность - отсутствие любопытства, стремления познавать мир, радости открытий
При избегающей привязанности ребенок редко протестует, когда мама покидает его, может даже не заметить отсутствие мамы, он редко плачет, не зовет и не ищет. Со стороны, кажется, что такой ребенок социализирован, независим и не доставляет проблем родителям. Всем своим видом он демонстрирует холодность, равнодушие и отсутствие страданий. Но исследования показали, что это лишь маска, внутри у ребенка очень сильные переживания по поводу разлуки с родителем (учащение пульса, выделение гормона стресса). При возвращении мамы, ребенок демонстрирует избегающее поведение – не подходит, не смотрит, уходит.
В результате чего формируется?
Мама, как правило, довольно рано дает понять, что ребенок должен со всем справляться самостоятельно, лишают его утешения и сочувствия. Ребенок часто на призыв о помощи (плач, крик) получал отказ (игнорирование, гнев, обвинение), он часто оставался наедине со своим горем и быстро усвоил, что рассчитывать на эмоциональную поддержку мамы не стоит, выработалось избегающее поведение. Ребенок быстро учится подавлять потребности и чувства, постепенно теряя контакт с собой. Так он научился избегать непереносимых родительских реакций. Такой ребенок будет склонен к соматическим (телесным) реакциям – тошнота, головокружение, боль в животе, плохой сон и прочие симптомы.
Как влияет на будущее:
- отказ от своих чувств, потребностей, желаний (отказ от себя) - отказ от отношений прежде чем отвергнут (избегание, контр-зависимое поведение) - аддиктивное поведение (зависимости) - психосоматические реакции
Тип привязанности передается из поколения в поколение (не по крови, конечно, а через родительские модели взаимодействия). То есть мы взаимодействуем с ребенком так, как взаимодействовали с нами родители.
Изменить свой тип привязанности считается невозможным (так как формируется в очень раннем возрасте), но зная его, можно скорректировать определённые черты с помощью психотерапии и выстроить со своими детьми другие, более качественные отношения.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.