Ребенок и его первая эмоциональная привязанность

РЕБЕНОК И ЕГО ПЕРВАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПРИВЯЗАННОСТЬ

Эмоциональные связи и привязанность младенца формируются не сразу, а постепенно. Первая эмоциональная связь младенца – это связь с матерью или другим значимым взрослым, который заменяет мать. В середине ХХ века психологи, изучающие эмоциональные связи матери и младенца, стали активно использовать термин «привязанность». Этот термин подчеркивает взаимозависимость матери и младенца, эмоциональную насыщенность их контактов.

Английский психиатр и психоаналитик Джон Боулби, считается основателем теории привязанности. В 30-х годах ХХ века Д. Боулби стал наблюдать за детьми, воспитывающимися в сиротских приютах. Д. Боулби заметил важный факт: дети, выросшие в приютах, в дальнейшем с трудом устанавливают прочные близкие эмоциональные связи с людьми. По мнению Д. Боулби, основная причина таких проблем заключалась в том, что в раннем возрасте эти дети не получили опыта привязанности к матери или другому близкому человеку. Нечто похожее Д. Боулби заметил и у детей, которые росли в семьях, но по каким-то причинам на длительное время были разлучены с родителями. Для этих детей разлука с родителями оказалась настолько стрессогенным фактором, что они точно так же как и приютские дети оказались в дальнейшем неспособны формировать отношения, основанные на привязанности.

Д. Боулби, размышляя о привязанности, говорит о том, что привязанность младенца важна как средство для выживания. У человеческого детеныша удлиненный период детства по сравнению с другими животными. В животном мире многие новорожденные особи способны выжить самостоятельно, но это не относится к млекопитающим. Новорожденный человеческий детеныш не может выжить без взрослого человека. Мало того, для того, чтобы выжить, младенец должен сообщать взрослому о своих проблемах (голод, холод, боль и т.д.), что он и делает с помощью крика. Крик младенца – это важный сигнал взрослому об опасности, угрозе жизни. Взрослый, услышав крик, спешит к младенцу и «спасает» его от угрожающих опасностей. Без контакта со взрослым младенец полностью беспомощен, он может погибнуть. Но не только крик является средством контакта. Гуление, лепетание, рефлекс хватания, следование за взрослым (взглядом или, впоследствии, физически), а также улыбка малыша являются средством контакта со взрослым. Таким образом, привязанность младенца к взрослому просто необходима для его выживания.

По мнению Боулби, привязанность формируется в несколько этапов. Примерно до 3-4 месяцев, дети мало дифференцируют социальные объекты (людей). Они радуются всем взрослым и могут плакать при уходе любого человека, даже того, которого увидели в первый раз. Мало того, младенцы до 2-3 месяцев слабо дифференцируют социальные и не социальные объекты. Например, малыш с одинаковой интенсивностью реагирует на живое и нарисованное человеческое лицо. 

После 3-4 месяцев младенцы начинает дифференцировать социальные и не социальные объекты, у малыша начинает формироваться предпочтение к некоторым людям, которые взаимодействуют с ним наиболее часто. Постепенно малыши начинают с опаской относиться к незнакомым людям, пугать и плакать в их присутствии. К 7-9 месяцев ребенок уже четко различает «своих» и «чужих». Появляется страх при появлении новых людей, также формируется страх разлучения с теми, к кому есть привязанность. Так, младенец, который лишь изредка видит бабушку, в 3 месяца не протестовал, когда она брала его на руки. Но во втором полугодии жизни младенец может испугаться, начать плакать на руках у бабушки.

Иногда родители начинают беспокоиться, что с малышом что-то не так. До этого малыш улыбался всем взрослым и это, безусловно, казалось родителям признаком общительности. Теперь же, наоборот, малыш плакал, когда пришедшие в гости знакомые брали его на руки. Может казаться, что малыш стал менее общительным. В реальности же такое поведение говорит только о новом этапе развития ребенка. Ребенок стал старше и уже делит мир на «знакомое» и «незнакомое». И, конечно же, с опаской относится к незнакомому, новому. Одновременно малыш демонстрирует привязанность к тем, кто взаимодействует с ним регулярно. Малыш чаще улыбается тому, к кому привязан, дети чаще лепечут в присутствии знакомых им взрослых и демонстрируют огорчение, когда теряют их из вида. Так, малыш может начать плакать, если потеряет из вида маму. И, напротив, дети проявляют признаки радости, когда мать или другой значимый взрослый оказывается в поле их внимания. Научившись ползать, а потом и ходить, он будет стремиться следовать везде  за объектом привязанности, чтобы не терять его из вида.

После года у ребенка меняется фокус потребностей. Ребенку, научившемуся передвигаться, уже важно не только  взаимодействовать со значимым взрослым, ему важно удовлетворять свой интерес. Малыш начинает исследовать окружающий мир, понемногу отделяться от мамы. Ребенок чаще старается держать около мамы.  Но, например, на детской площадке он может отойти, если его взгляд притянут другие, интересные для него, вещи. При этом, малыш периодически оглядывается на мать, держит ее в поле зрения, периодически возвращается к матери и снова уходит от нее. Для ребенка важно, чтобы мама оставалась в том месте, где он ее оставил. В случае какой-то опасности (громкий звук, собака или другой ребенок),  малыш бежит к маме. Обычно в таком случае он стремится к телесному контакту с матерью (забирается на колени, обнимает). Телесный  контакт с матерью дает возможность малышу снова почувствовать себя в безопасности. И через некоторое время ребенок снова готов исследовать мир.

Однако не всегда малыш готов познавать, исследовать окружающее пространство. Например, в случае болезни или в случае физической усталости малыш предпочтет контакт с матерью и откажется от исследования. Его потребность в контакте, причастности к  матери, становится более сильной, нежели потребность в познании и исследовании.

Итак, на первом году жизни появляется привязанность к матери или другому значимой взрослому (отцу, родственнику, опекуну). Также у малыша к окончанию первого года жизни формируется представление о том, насколько отзывчив, насколько доступен объект привязанности. Если ребенок не уверен в отзывчивости и доступности объекта привязанности, у него появляется тревога. Например, если мать неожиданно для  ребенка пропадает и так же неожиданно для него появляется, то доверие ребенка к миру оказывается подорванным. В детских приютах объект привязанности не появляется. Точнее. Ребенок может привязаться к какому-то взрослому, ухаживающему за ним, но этот взрослый может неожиданно пропасть (уйти в отпуск), кроме того работники детских учреждений работают посменно и. следовательно, ребенок не знает, увидит ли сегодня того, к кому привязан. Все это разрушает доверие малыша к миру. Какое знание важно для малыша в этом возрасте? Ребенку важно знать, что мама всегда рядом, что она откликнется на призыв, что она любит. Это -  основа доверия. Если ребенок уверен в том, что мама рядом, что ей можно доверять (что она не исчезнет неожиданно), то он будет удаляться от нее и снова возвращаться. Если же ребенок не уверен в том, что мать не исчезнет, если его доверие подорвано, он будет стараться всегда находиться рядом с матерью, постоянно держать ее в поле зрения.

Примерно к трем годам, пишет Д. Боулби, у ребенка начинает формироваться партнерское поведение. А именно, двухлетний ребенок не отпускает мать, потому что не рассматривают мать или другого взрослого как отдельный объект. Малыше еще не может представить себе, что делает мама, когда уходит. Это затрудняет процесс «отпускания». Примерно к трем года знания ребенка о мире расширяются. Ребенок может себе представить, что делает мама, когда отсутствует (покупает продукты или работает). Это понимание наряду с доверием и знанием того,  что мама вернется, дает возможность ребенку легче на время отпустить объект привязанности.

Д. Боулби показал, что улыбки и плач ребенка – важные сигналы родителям, которые связаны с безопасностью, выживанием младенца. И не стоит оставлять эти сигналы без внимания.



Просмотров: 527
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что мама может сделать для малыша, пока он еще не родился?
  • Хочу ребенка, что делать, когда малыш не торопится?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Так что же делать, если малыш боится?
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Ребенок говорит, что его не любят. Что делать
  • Привязанность I Мама - значимый для ребенка взрослый.
  • Ребенок не может или не хочет в учиться. Что делать?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Муж или ребёнок. Что делать, когда рождается малыш.
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • «Мама, мам, мааам…»- 5 признаков того, что ваш ребенок избалован
  • Ребенок жалуется, что его обижают. Что делать?
  • Что может стать поддержкой для мамы в случае синдрома хронической усталости
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Талантливый малыш или каждый ребенок гений.
  • Исправляем ситуацию,чтобы ребенок не стал сам себе значимым взрослым. ч.2
  • 10 признаков того, что ребенок готов к школе!
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Сон младенца. Миф и реальность и что может помочь маме.
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь