|
Ребенок и его первая эмоциональная привязанностьАвтор статьи: Гусева Юлия Евгеньевна
РЕБЕНОК И ЕГО ПЕРВАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПРИВЯЗАННОСТЬ Эмоциональные связи и привязанность младенца формируются не сразу, а постепенно. Первая эмоциональная связь младенца – это связь с матерью или другим значимым взрослым, который заменяет мать. В середине ХХ века психологи, изучающие эмоциональные связи матери и младенца, стали активно использовать термин «привязанность». Этот термин подчеркивает взаимозависимость матери и младенца, эмоциональную насыщенность их контактов. Английский психиатр и психоаналитик Джон Боулби, считается основателем теории привязанности. В 30-х годах ХХ века Д. Боулби стал наблюдать за детьми, воспитывающимися в сиротских приютах. Д. Боулби заметил важный факт: дети, выросшие в приютах, в дальнейшем с трудом устанавливают прочные близкие эмоциональные связи с людьми. По мнению Д. Боулби, основная причина таких проблем заключалась в том, что в раннем возрасте эти дети не получили опыта привязанности к матери или другому близкому человеку. Нечто похожее Д. Боулби заметил и у детей, которые росли в семьях, но по каким-то причинам на длительное время были разлучены с родителями. Для этих детей разлука с родителями оказалась настолько стрессогенным фактором, что они точно так же как и приютские дети оказались в дальнейшем неспособны формировать отношения, основанные на привязанности. Д. Боулби, размышляя о привязанности, говорит о том, что привязанность младенца важна как средство для выживания. У человеческого детеныша удлиненный период детства по сравнению с другими животными. В животном мире многие новорожденные особи способны выжить самостоятельно, но это не относится к млекопитающим. Новорожденный человеческий детеныш не может выжить без взрослого человека. Мало того, для того, чтобы выжить, младенец должен сообщать взрослому о своих проблемах (голод, холод, боль и т.д.), что он и делает с помощью крика. Крик младенца – это важный сигнал взрослому об опасности, угрозе жизни. Взрослый, услышав крик, спешит к младенцу и «спасает» его от угрожающих опасностей. Без контакта со взрослым младенец полностью беспомощен, он может погибнуть. Но не только крик является средством контакта. Гуление, лепетание, рефлекс хватания, следование за взрослым (взглядом или, впоследствии, физически), а также улыбка малыша являются средством контакта со взрослым. Таким образом, привязанность младенца к взрослому просто необходима для его выживания. По мнению Боулби, привязанность формируется в несколько этапов. Примерно до 3-4 месяцев, дети мало дифференцируют социальные объекты (людей). Они радуются всем взрослым и могут плакать при уходе любого человека, даже того, которого увидели в первый раз. Мало того, младенцы до 2-3 месяцев слабо дифференцируют социальные и не социальные объекты. Например, малыш с одинаковой интенсивностью реагирует на живое и нарисованное человеческое лицо. После 3-4 месяцев младенцы начинает дифференцировать социальные и не социальные объекты, у малыша начинает формироваться предпочтение к некоторым людям, которые взаимодействуют с ним наиболее часто. Постепенно малыши начинают с опаской относиться к незнакомым людям, пугать и плакать в их присутствии. К 7-9 месяцев ребенок уже четко различает «своих» и «чужих». Появляется страх при появлении новых людей, также формируется страх разлучения с теми, к кому есть привязанность. Так, младенец, который лишь изредка видит бабушку, в 3 месяца не протестовал, когда она брала его на руки. Но во втором полугодии жизни младенец может испугаться, начать плакать на руках у бабушки. Иногда родители начинают беспокоиться, что с малышом что-то не так. До этого малыш улыбался всем взрослым и это, безусловно, казалось родителям признаком общительности. Теперь же, наоборот, малыш плакал, когда пришедшие в гости знакомые брали его на руки. Может казаться, что малыш стал менее общительным. В реальности же такое поведение говорит только о новом этапе развития ребенка. Ребенок стал старше и уже делит мир на «знакомое» и «незнакомое». И, конечно же, с опаской относится к незнакомому, новому. Одновременно малыш демонстрирует привязанность к тем, кто взаимодействует с ним регулярно. Малыш чаще улыбается тому, к кому привязан, дети чаще лепечут в присутствии знакомых им взрослых и демонстрируют огорчение, когда теряют их из вида. Так, малыш может начать плакать, если потеряет из вида маму. И, напротив, дети проявляют признаки радости, когда мать или другой значимый взрослый оказывается в поле их внимания. Научившись ползать, а потом и ходить, он будет стремиться следовать везде за объектом привязанности, чтобы не терять его из вида. После года у ребенка меняется фокус потребностей. Ребенку, научившемуся передвигаться, уже важно не только взаимодействовать со значимым взрослым, ему важно удовлетворять свой интерес. Малыш начинает исследовать окружающий мир, понемногу отделяться от мамы. Ребенок чаще старается держать около мамы. Но, например, на детской площадке он может отойти, если его взгляд притянут другие, интересные для него, вещи. При этом, малыш периодически оглядывается на мать, держит ее в поле зрения, периодически возвращается к матери и снова уходит от нее. Для ребенка важно, чтобы мама оставалась в том месте, где он ее оставил. В случае какой-то опасности (громкий звук, собака или другой ребенок), малыш бежит к маме. Обычно в таком случае он стремится к телесному контакту с матерью (забирается на колени, обнимает). Телесный контакт с матерью дает возможность малышу снова почувствовать себя в безопасности. И через некоторое время ребенок снова готов исследовать мир. Однако не всегда малыш готов познавать, исследовать окружающее пространство. Например, в случае болезни или в случае физической усталости малыш предпочтет контакт с матерью и откажется от исследования. Его потребность в контакте, причастности к матери, становится более сильной, нежели потребность в познании и исследовании. Итак, на первом году жизни появляется привязанность к матери или другому значимой взрослому (отцу, родственнику, опекуну). Также у малыша к окончанию первого года жизни формируется представление о том, насколько отзывчив, насколько доступен объект привязанности. Если ребенок не уверен в отзывчивости и доступности объекта привязанности, у него появляется тревога. Например, если мать неожиданно для ребенка пропадает и так же неожиданно для него появляется, то доверие ребенка к миру оказывается подорванным. В детских приютах объект привязанности не появляется. Точнее. Ребенок может привязаться к какому-то взрослому, ухаживающему за ним, но этот взрослый может неожиданно пропасть (уйти в отпуск), кроме того работники детских учреждений работают посменно и. следовательно, ребенок не знает, увидит ли сегодня того, к кому привязан. Все это разрушает доверие малыша к миру. Какое знание важно для малыша в этом возрасте? Ребенку важно знать, что мама всегда рядом, что она откликнется на призыв, что она любит. Это - основа доверия. Если ребенок уверен в том, что мама рядом, что ей можно доверять (что она не исчезнет неожиданно), то он будет удаляться от нее и снова возвращаться. Если же ребенок не уверен в том, что мать не исчезнет, если его доверие подорвано, он будет стараться всегда находиться рядом с матерью, постоянно держать ее в поле зрения. Примерно к трем годам, пишет Д. Боулби, у ребенка начинает формироваться партнерское поведение. А именно, двухлетний ребенок не отпускает мать, потому что не рассматривают мать или другого взрослого как отдельный объект. Малыше еще не может представить себе, что делает мама, когда уходит. Это затрудняет процесс «отпускания». Примерно к трем года знания ребенка о мире расширяются. Ребенок может себе представить, что делает мама, когда отсутствует (покупает продукты или работает). Это понимание наряду с доверием и знанием того, что мама вернется, дает возможность ребенку легче на время отпустить объект привязанности. Д. Боулби показал, что улыбки и плач ребенка – важные сигналы родителям, которые связаны с безопасностью, выживанием младенца. И не стоит оставлять эти сигналы без внимания. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|