Феномен привязанности матери и ребенка в последние годы
находится в центре внимания исследователей, особенно в зарубежной
психологии, где ему придается большое значение в формировании
эффективного материнского поведения, в приспособлении ребенка к
окружающему миру, в его гармоничном развитии. Среди исследований,
посвященных этой теме, можно выделить 4 основных направления:
психоаналитическое (3. Фрейд, Э. Эриксон); этологическое (Дж. Боулби,
М. Эйнсворт и др); культурно - историческое (Л.С. Выготский; М.И.
Лисина; Н.Н. Авдеева и др); гуманистическое (А. Маслоу) [1]. В
настоящем исследовании изучалась связь привязанности ребенка к матери
и образа себя в младшем школьном возрасте. Считаем, что тот или иной
тип привязанности ребенка будет определять качество «Я - образа», а
также систему отношения к себе. Дети с низко надежной (небезопасной)
привязанностью будут демонстрировать отрицательное отношение к себе,
неадекватные и неустойчивые представления о себе, они слабо
анализируют свои поступки; число осознаваемых черт и качеств личности
невелико и не всегда адекватно; такие дети постоянно нуждаются во
внешнем контроле и поддержке. В свою очередь, дети с высоконадежной
привязанностью (безопасной) будут отличаться положительным
отношением к себе, адекватными и устойчивыми представлениями о себе,
умением анализировать свои поступки, вычленять их мотивы, рефлексией;
они более ориентированы на собственные знания о себе, чем на оценку
взрослых, и быстро приобретают навыки самоконтроля. Строя такие
утверждения, мы руководствовались взглядами Дж. Боулби, Шеффер Д,
Эриксона, о том, что привязанность как относительно устойчивая единица
личности, закладывающаяся в раннем детстве, влияет на поведение
ребенка в будущем и определяет всю систему отношения его к себе и
социуму [2]. В процессе многократно повторяющихся взаимодействий с
матерью и другими близкими у ребенка формируются так называемые
рабочие модели себя и других людей. В дальнейшем они помогают ему
ориентироваться в новых ситуациях, интерпретировать их и
соответствующим образом реагировать на них. Внимательные,
чувствительные родители формируют у ребенка чувство базисного
доверия к миру, у него создается позитивная рабочая модель себя и
окружающих. Дети с безопасной привязанностью демонстрируют больше
самостоятельности, социальной компетентности во взаимодействиях с
учителем и сверстниками и поэтому отличаются положительным «Я -
образом». Дисгармоничные отношения, наоборот, убеждают ребенка в
том, что он, как и другие, не является надежным, предсказуемым
партнером, которому можно доверять (негативная рабочая модель себя и
других). Поскольку в младшем школьном возрасте происходит развитие
и дифференциация самосознания, «интеллектуализация эмоций»,
ребенок все чётче начинает понимать свое мироощущение. Таким образом,
роль ранних привязанностей в личном развитии ребенка весьма
существенна, а качество привязанности во многом определяет особенности
«образа - Я» и межличностных отношений в дальнейшей жизни [3].
В исследовании применялась методика «Шкала К. Керенс на
определение надежности привязанности ребенка к родителям (The Kerns
Sequrity Scale - KSS)», для изучения «Я»-образа ребенка использовалась
рисуночная методика А.М. Прихожан «Нарисуй себя» и методика
«Цветовой тест отношений» А.М. Эткинда. Исследование проводилось на
базе лицея №10 города Белгорода. В нем приняли участие 40 учеников
первых классов, среди них 20 девочек и 20 мальчиков, 32 человека из
полных семей и 8 из неполных. После проведения методик выявлялась
связь между типом привязанности и «Я» - образом младшего школьника,
использовался корреляционный анализ. Дети изучаемой выборки (57,5%) в
среднем демонстрируют условно надежный тип привязанности к матери,
средний индекс степени привязанности детей к матери по выборке равен
3,426. Условнонадежная привязанность обусловлена «естественной
сепарацией» (3. Фрейд, Э.Эриксон, Д. Боулби, А. Маслоу, Лангмейер Й.,
Матейчек, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин).
Условно надежная привязанность, исходя из выдвинутой гипотезы,
будет способствовать развитию рефлексии, положительного образа себя,
умению дифференцировать качества собственной личности. Учащихся
разделим на 3 группы и построим диаграмму процентного распределения
образа - «Я» в изучаемой выборке, и качественно проверим правильность
отмеченного утверждения. В исследуемой выборке благоприятный Я -
образ имеют 55,5% детей, а это значит, что столько же младших
школьников отличаются самопринятием, адекватной или завышенной
самооценкой, положительным эмоциональным самочувствием,
адекватными и устойчивыми представлениями о себе (дети
характеризуются умением анализировать свои поступки, вычленять их
мотивы, рефлексией; они более ориентируются на собственные знания о
себе, чем на оценку взрослых, и быстро приобретают навыки самоконтроля).
Полученные результаты по средней тенденции свидетельствуют о
том, что дети характеризуется условно надежным типом привязанности к
матери и соответствующим ему положительным образом себя. Эти данные
подтвердили первую часть гипотезы: дети с безопасным типом
привязанности имеют стойкое чувство базисного доверия к миру, у них
позитивная рабочая модель себя и окружающих, в связи с чем
формируется инициативность, самостоятельность, уверенность и уважение
к себе, адекватный образ - Я. Обратимся к корреляционному анализу и
проверим полученные данные статистически, коэфф.корреляции = -0,7488
Т:= - 6,964, Значимость=3,49Е-6, степ.своб. = 38. По данным
статистической обработки гипотеза о связи привязанности и образа себя
находит свое непосредственное подтверждение, что и требовалось
доказать. Эти полученные данные говорят о средней тенденции.
Далее выборка была разделена на группы по типам привязанности,
где более детально была проверена связь привязанности и образа-Я,
предполагая, что высоконадежной и условнонадежной привязанности
будет соответствовать положительный Я-образ, самопринятие,
самоуважение, адекватные и устойчивые представления о себе, а
ненадежной привязанности соответственно негативный Я-образ, низкая
самооценка, неадекватные и неустойчивые представления о себе (дети
плохо разбираются в себе, слабо анализируют свои поступки; число
осознаваемых черт и качеств личности невелико и не всегда адекватно.)
Условнонадежной и высоконадежной привязанности соответствует
положительный образ себя, а низконадежной - отрицательный. Посмотрим,
насколько это точно сможет подтвердить корреляция. Для
высоконадежной привязанности коэфф.корреляции= -0,5227 Т:= - 2,211,
значимость=0,04353, степ.своб. = 13. Гипотеза 1: Коэффициент корреляции
отличен от нуля. Гипотеза для высоконадежного типа привязанности
подтверждается статистически.
Для условнонадежной привязанности коэфф.корреляции=-0,444 Т:=-
1,21, значимость=0,02353, степ.своб. =11. Гипотеза подтверждается. Для
низконадежного типа привязанности коэфф.корреляции= -0,2133 Т:= -
0,5776, Значимость=0,5862, степ.своб.= 11. Гипотеза подтверждается для
всех типов привязанности.
Таким образом, младшие школьники с небезопасной привязанностью
к матери отличаются негативным отношением к себе, низкой самооценкой,
неадекватными и неустойчивыми представлениями о себе и других, в
отличие от их сверстников с безопасной привязанностью, у которых
благоприятная, позитивная модель себя и других, адекватная самооценка и
система представлений о себе. Это подтверждают также результаты
качественной методики Прихожан «Нарисуй себя».
Список источников
1. Авдеева Н.Н. Особенности привязанности ребенка к матери, стиль
детско-родительских отношений и адаптация ребенка к ДОУ/ Н.Н.
Авдеева Психологическая паука и образование 2010. – №3.–С. 61–
65.
2. Боулби Дж. Привязанность: Учеб.пособие. – М.: Рич, 2003.– 184 с.
3. Цуркин В.А. Эмоциональный компонент образа физического Я у лиц
с разными типами привязанности к матери// Сборник научных статей
5 международной научно-практической конференции. –
Севостополь, 2013.