Когда ребенок чувствует безопасность, надежность и опору в отношениях с близким взрослым, то он привязывается к нему. Но каждый привязывается по-разному, потому что взрослый может совершенно по-разному транслировать эту надежность, заботиться и защищать. Самое интересное - ребенок привязывается к взрослому на первом году жизни определенным способом, и далее именно этим способом привязывается к другим по жизни - с теми же требованиями, ожиданиями и тревогами. Типы привязанностей были выявлены экспериментальным путем психологом-исследовательницей Мэри Эйнсвот в середине 20 века. Она провела эксперимент «Незнакомая ситуация», где ребенок в возрасте 1 года проходил 3 фазы. Фаза 1 - ребенок сидит в комнате с матерью в незнакомой ситуации (новая комната для ребенка) с незнакомым взрослым (приглашенная женщина) Фаза 2 - фаза сепарации, когда ребенок остается наедине с незнакомкой Фаза 3 - воссоединение, когда мама возвращается в комнату Удивительно, что дети по-разному вели себя во время эксперимента, значительно различалось их поведение во время 3-х фаз. На основе таких критериев, как особенности эмоционального и делового взаимодействия с близким взрослым (с игрушкой, обращается с просьбой, просит о содействии), реакция на сепарацию, реакция на воссоединение, особенности познавательной активности ребенка и характер реагирования на незнакомого взрослого, были выявлены 3 основных типа привязанности. ПРИВЯЗАННОСТЬ И ПРОЯВЛЕНИЯ У ВЗРОСЛЫХ 1. надежная (мать = надежный, любящий близкий) всегда есть негативная реакция на уход близкого взрослого (реакция в стиле: «ты куда?! не уходи»)ребенок обязательно среагирует на уход матери! прослеживается мягкое взаимодействие с незнакомцемребенок быстро успокаивается, если мама ушла, потом идет на контакт с незнакомкой, занимает себя чем-тона воссоединение с мамой обязательно прослеживается довольная реакциямама тут эмоционально принимает ребенка, чувствительна к сигналам ребенка 2. избегающая (мать = снежная королева) низкая инициатива и активность ребенкагде мама посадит ребенка, там он и будет сидетьс незнакомцем тоже может быть пассивен, сжимается, может защищаться а может и нет.ребенок очень уязвим и боится сближатьсяребенок скорее предпочитает быть одинкогда мама уходит, он прямо сжимается на глазах, ему это травматично! Но он ничего не показывает… реакция воссоединения - это желание уйти от контактакогда его берут на руки - он может отворачиваться от материу таких детей нету позы готовности, когда его несут - он ощущается тяжелым на рукахребенок как будто переживает депрессию 3. АМБИВАЛЕНТНАЯ (мать = непоследовательная, несдерживающая слово, непонимающая) когда ребенка разлучают с матерью, он очень сильно кричит и протестуетэто наиболее активный тип людей, добивающийся своих целейво взрослом возрасте это ревнивый человек, иногда параноик, может мститьзанимает активную жизненную позицию, чтобы его заметили Самым здоровым типом привязанности мы считаем надежную. Обратите внимание, что мы запоминаем, как с нами обращались в детстве и именно это ищем в последующих отношениях! Мы привыкли действовать так, как было усвоено на ранних жизненных этапах, поэтому и выбираем такие ситуации в дальнейшем. Порой это хорошо и удобно, а порой разрушительно, и это мешает жить. «Вырваться» из порочного круга поможет работа с профессиональным психологом, вместе с которым можно выработать индивидуальную стратегию поведения. |