Привязанность играет огромную роль в отношениях людей друг с другом. Это наша естестественная потребность, такая как потребность в безопасности или в еде. То как родитель строил привязанность с ребенком, в дальнейшем зависит то, как мы будем вступать в отношения с другими людьми.
Как родители формируют привязанность?
Когда в семье рождается ребенок, родители вынуждены о нем заботиться. У ребенка появляется потребность, о которой он сообщает плачем. Когда ребенок плачет, мама (или папа) подходят к ребенку и сначала, первое время, стараются угадать, что хочет ребенок и далее удовлетворяют потребность ребенка (со временем мамы говорят о том, что по плачу могут сразу определить чего хочет ребенок). Ребенок успокаивается, получив еду или общение, например. Когда родители ведут себя последовательно и стабильно, то есть всегда и сразу отзываются на плач (просьбу) ребенка, то детеныш понимает, что он в безопасности, его потребности всегда будут удовлетворены, а родители - это те взрослые, которым можно доверять, начинает формироваться привязанность, а вместе с ней картина мира у ребенка: мир стабильный и безопасный, а людям в нем можно доверять.
Как привязанность развивается?
Привязанность - это процесс, а как любой процесс он имеет свой ход и формируется в рамках определенного срока. Формирование привязанности длится первые 18 месяцев.
1 этап привязанности, который длится приблизительно от 0 до 3 месяцев, когда ребенок не делает различий между взрослыми, которые удовлетворяют его потребности. Ребенку важна лишь стабильность, последовательность и предсказуемость в действиях окружающих его взрослых.
2 этап - длится от 3 до 9 месяцев. Ребенок выделяет из всех окружающих маму, которая заботится о нем, он точно знает, что у моего взрослого именно такой запах и такой тон голоса.
3 этап - от 9 до 12 месяцев. Опираясь на привязанность, которую он строит с родителями, готов ползать и изучать окружающий мир. Если взрослые были надежные и предсказуемые, то появляется интерес и любопытство к миру (который является базисом для учебной деятельность в дальнейшем). Если взрослые непоследовательные, не сразу удовлетворяли его потребности, при кормлении или укладывании спать проявляли равнодушие, раздраженность или грубость, то у ребенка не формируется безопасного отношения к миру, что мешает ему в познании мира. Картина мира складывается иной: взрослые не всегда меня поддержат, а мир равнодушный и раздраженный.
4 этап и он же последний. Занимает от 12 до 18 месяцев. Стадия "множественных привязанностей" - на основе привязанности с родителями ребенок общается со всеми остальными людьми. То есть если родители были стабильные и предсказуемые, то мир тоже стабильный и предсказуемый, значит и люди, которые хотят с ним познакомиться (или с которыми он хочет познакомиться), тоже желают ему только самого лучшего и им можно доверять. Здесь родители уже могут продиагностировать то, как он будет общаться с воспитателями, сверстниками и учителями. Здесь же закладывается основа всех остальных межличностных отношений, в том числе и любовных (то, как мы общаемся со своими супругами).
Нарушение привязанности
Если в семье все стабильно и родители справляются с заботой о ребенке, то мировоззрение ребенка формируется в рамках "надежной привязанности" - людям можно доверять, а мир безопасный и стабильный. Если родители, по каким либо причинам, не справлялись, то привязанность формируется по нарушенному принципу. Таких путей четыре:
Невротический тип привязанности - картина мира, в котором ребенок говорит себе, что это с ним что-то не так, а с миром все впорядке. Когда ребенок всегда "липнет" к родителю: плачет, когда уходит родитель, всегда требует к себе внимания, его невозможно оставить наедине, потому что ребенок сразу начинает тревожится. Такие дети как бы цепляются за взрослых. Такие дети не могут почувствовать себя , без постоянного присутствия кого-либо, они боятся, что их покинут. Как это может, например, проявляться в межличностных отношениях: "У моего партнера не может быть личных отношений, я хочу, чтобы муж проводил со мной все свободное время"
Амбивалентный тип привязанности - близкие замечают, что ребенок демонстрирует двойственное отношение к окружающим. Например, ребенок сначала целует родителя, а потом может его укусить. Чаще всего родители таких детей были непоследовательны: то забота о детях доставляла им радость и тогда они были внимательны и ласковы с ребенком, то от усталости проявляли при кормлении или при убаюкивании раздражение. Ребенок со временем понимает, что от взрослых неизвестно чего ожидать, в каком настроении их ждать сегодня.Как это может, например, проявляться в межличностных отношениях: "Я люблю своего мужа, когда он не пьет, но когда выпьет его невозможно переносить"
Избегающий тип привязанности - родители у таких детей чаще всего придерживаются их собственного расписании, без учета индивидуальных потребностей ребенка. Часто такое можно встретить в детских дома, в которых кормят детей по расписанию, спать укладывают по расписанию, и даже на горшок дети ходят не тогда, когда сами дети испытывают нужду, а во столько часов, во сколько предусмотрено расписанием. Это приводит к тому, что дети не проявляют инициативы в будущем, они не понимают своих потребностей и желаний. Они избегают людей "Зачем мне чего-то хотеть, если ничего от меня не зависит". Как это может, например, проявляться в межличностных отношениях: "Я сделал все так, как она того хотела"
Дезорганизованный тип привязанности - чаще всего это дети, которые подвергались жестокому обращению в своей семье. В будущем они отказываются от любой привязанности. Могут привязываться к вещам, деньгам или к силе, но только не к конкретному человеку. Они не жаждут любви, они стремятся, чтобы их боялись. "Меня били, я вырос человеком, и я буду продолжать со своими детьми так же".
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.