Значение привязанности для человека

Привязанность играет огромную роль в отношениях людей друг с другом. Это наша естестественная потребность, такая как потребность в безопасности или в еде. То как родитель строил привязанность с ребенком, в дальнейшем зависит то, как мы будем вступать в отношения с другими людьми. 

Как родители формируют привязанность?

Когда в семье рождается ребенок, родители вынуждены о нем заботиться. У ребенка появляется потребность, о которой он сообщает плачем. Когда ребенок плачет, мама (или папа) подходят к ребенку и сначала, первое время, стараются угадать, что хочет ребенок и далее удовлетворяют потребность ребенка (со временем мамы говорят о том, что по плачу могут сразу определить чего хочет ребенок). Ребенок успокаивается, получив еду или общение, например. Когда родители ведут себя последовательно и стабильно, то есть всегда и сразу отзываются на плач (просьбу) ребенка, то детеныш понимает, что он в безопасности, его потребности всегда будут удовлетворены, а родители - это те взрослые, которым можно доверять, начинает формироваться привязанность, а вместе с ней картина мира у ребенка: мир стабильный и безопасный, а людям в нем можно доверять.

Как привязанность развивается?

Привязанность - это процесс, а как любой процесс он имеет свой ход и формируется в рамках определенного срока. Формирование привязанности длится первые 18 месяцев.

1 этап привязанности, который длится приблизительно от 0 до 3 месяцев, когда ребенок не делает различий между взрослыми, которые удовлетворяют его потребности. Ребенку важна лишь стабильность, последовательность и предсказуемость в действиях окружающих его взрослых.

2 этап - длится от 3 до 9 месяцев. Ребенок выделяет из всех окружающих маму, которая заботится о нем, он точно знает, что у моего взрослого именно такой запах и такой тон голоса.

3 этап - от 9 до 12 месяцев. Опираясь на привязанность, которую он строит с родителями, готов ползать и изучать окружающий мир. Если взрослые были надежные и предсказуемые, то появляется интерес и любопытство к миру (который является базисом для учебной деятельность в дальнейшем). Если взрослые непоследовательные, не сразу удовлетворяли его потребности, при кормлении или укладывании спать проявляли равнодушие, раздраженность или грубость, то у ребенка не формируется безопасного отношения к миру, что мешает ему в познании мира. Картина мира складывается иной: взрослые не всегда меня поддержат, а мир равнодушный и раздраженный.

4 этап и он же последний. Занимает от 12 до 18 месяцев. Стадия "множественных привязанностей" - на основе привязанности с родителями ребенок общается со всеми остальными людьми. То есть если родители были стабильные и предсказуемые, то мир тоже стабильный и предсказуемый, значит и люди, которые хотят с ним познакомиться (или с которыми он хочет познакомиться), тоже желают ему только самого лучшего и им можно доверять. Здесь родители уже могут продиагностировать то, как он будет общаться с воспитателями, сверстниками и учителями. Здесь же закладывается основа всех остальных межличностных отношений, в том числе и любовных (то, как мы общаемся со своими супругами).

Нарушение привязанности

Если в семье все стабильно и родители справляются с заботой о ребенке, то мировоззрение ребенка формируется в рамках "надежной привязанности" - людям можно доверять, а мир безопасный и стабильный. Если родители, по каким либо причинам, не справлялись, то привязанность формируется по нарушенному принципу. Таких путей четыре:

  • Невротический тип привязанности - картина мира, в котором ребенок говорит себе, что это с ним что-то не так, а с миром все впорядке. Когда ребенок всегда "липнет" к родителю: плачет, когда уходит родитель, всегда требует к себе внимания, его невозможно оставить наедине, потому что ребенок сразу начинает тревожится. Такие дети как бы цепляются за взрослых. Такие дети не могут почувствовать себя , без постоянного присутствия кого-либо, они боятся, что их покинут. Как это может, например, проявляться в межличностных отношениях: "У моего партнера не может быть личных отношений, я хочу, чтобы муж проводил со мной все свободное время"
  • Амбивалентный тип привязанности - близкие замечают, что ребенок демонстрирует двойственное отношение к окружающим. Например, ребенок сначала целует родителя, а потом может его укусить. Чаще всего родители таких детей были непоследовательны: то забота о детях доставляла им радость и тогда они были внимательны и ласковы с ребенком, то от усталости проявляли при кормлении или при убаюкивании раздражение. Ребенок со временем понимает, что от взрослых неизвестно чего ожидать, в каком настроении их ждать сегодня.Как это может, например, проявляться в межличностных отношениях: "Я люблю своего мужа, когда он не пьет, но когда выпьет его невозможно переносить"
  • Избегающий тип привязанности - родители у таких детей чаще всего придерживаются их собственного расписании, без учета индивидуальных потребностей ребенка. Часто такое можно встретить в детских дома, в которых кормят детей по расписанию, спать укладывают по расписанию, и даже на горшок дети ходят не тогда, когда сами дети испытывают нужду, а во столько часов, во сколько предусмотрено расписанием. Это приводит к тому, что дети не проявляют инициативы в будущем, они не понимают своих потребностей и желаний. Они избегают людей  "Зачем мне чего-то хотеть, если ничего от меня не зависит". Как это может, например, проявляться в межличностных отношениях: "Я сделал все так, как она того хотела"
  • Дезорганизованный тип привязанности - чаще всего это дети, которые подвергались жестокому обращению в своей семье. В будущем они отказываются от любой привязанности. Могут привязываться к вещам, деньгам или к силе, но только не к конкретному человеку. Они не жаждут любви, они стремятся, чтобы их боялись. "Меня били, я вырос человеком, и я буду продолжать со своими детьми так же".

 

 



Просмотров: 513
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Родители и дети. Где "взрослый"? Где "ребенок"?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Ребенок - "кумир семьи". или Когда взрослеют дети?
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Перевод статьи "Аналитик, ребенок и родители: Святая троица или ад кромешный?"
  • Родители и взрослые дети. Швабра-целитель, "чудеса" психосоматики.
  • Одиночество как ресурс или когда внутреннии ребенок говорит: "Привет".
  • "Когда же, наконец, у тебя будет ребенок?"
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • "Дети всегда внимательнее слушают, когда говорят не с ними"
  • Когда ребенок - "заложник" семейного благополучия
  • "Старые дети", или как взрослеют люди, чьи родители отказываются от зрелости
  • Когда ребенок становится "деспотом"?
  • Что могут сделать родители, чтобы ребенок учился с интересом
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • "Нестандартный" ребенок. Тихие дети (замкнутость/застенчивость.)
  • Ребенок не понимает "Нет" и "Нельзя" Вопрос - ответ
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • Что делать, если ребенок говорит на "тарабарском" языке?
  • Дети и родители. Гармоничные отношения. Здоровая привязанность.
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • "Приемный ребенок может стать родным?"
  • Драматургия развода. Акт 5-й: "Роль отца в отношениях «ребенок-отчим»"
  • "Украденная жизнь" или Родители и дети - кто кого?
  • "Мой ребенок не следует правилам. Ленив. Ничего не хочет!"
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь