|
"Дети всегда внимательнее слушают, когда говорят не с ними"Автор статьи: Елена Субботовская
«Дети всегда внимательнее слушают, когда говорят не с ними» Элеонора Рузвельт Согласно многим исследователям, образ родительской семьи, представления о жизни и о семье, полученые в период детства и юности, влияют на всю его линию жизни в будущем. Человек неизменно переносит опыт прошлых отношений на настоящие и воспроизводит привычные закрепившиеся (часто благодаря родителям)модели, даже не отдавая себе отчета в этих повторениях. Может и драматично, но справедливо, прозвучит мысль о том, что, каждый вновь родившийся становится частью истории семьи, одновременно являясь ее приемником и пленником. Говоря о передаче родительских моделей детям, как об одной из причин воспроизведения детьми ошибок родителей, нельзя не упомянуть сценарный анализ и комментарии Эрика Берна по этому поводу. По мнению Э.Берна, каждый человек является узником своего жизненного плана или сценария, который формируется в раннем детстве в большинстве своем благодаря родителям, а в подростком возрасте проходит небольшие корректировки. Сценарий включает в себя множество решений о том, как человек будет жить, как построит свою семью, как умрет. Берн пишет, что «Сценарий – это психическая сила, которая несет человека по определенному пути в его судьбе, независимо от того, считает ли он этот путь разумным или сопротивляется ему». Знакомство со сценарием начинается в раннем детстве, чаще во взаимодействии с матерью, с коротких посылов, которые потом преобразуются в сложные установки. Например, «еще не время», «поторопись», «он выглядит бледным», «ты заболеешь, если не…» и т.д. Уже на этом этапе родитель передает свое одобрение или неодобрение, которое впоследствии встроится в сложную систему подсознательных убеждений. Перечисленные лозунги, которые ребенок начинает слышать с самого детства, являются родительскими командами, соответствие которым обещает одобрение или неодобрение родителей. Так, например, «смотри, какой он милый» означает «разыграй нам шоу»; «поторапливайся» - «не заставляй меня ждать» или «не пререкайся». До 2-х лет каркас сценария строится в основном благодаря матери, и мало кто помнит события того периода. С 2-х до 6-ти лет память начинает запечатлевать эпизоды, связанные с взаимодействием родителей. Берн пишет, что независимо от того, насколько запутанные даются ребенку команды, он выделяет в них ядро, основываясь на желании получить любовь, и старается включить его в свой жизненный план. Далее, сценарный анализ утверждает, что ребенок учится у родителя своего пола, а делает что-либо для родителя противоположного пола, то есть родитель того же пола показывает как делать, а родитель противоположного пола – что делать. Немалое значение при формировании сценария оказывают сказки, запомнившиеся семейные истории. Во-первых, сказки и истории, которые следует читать детям, выбирают родители, во-вторых, ребенок проводит ассоциативную цепочку между собой и главными героями, между родителями и сопутствующими персонажами сюжета. Собственно сценарный аппарат строится на следующих элементах. Указания. Они могут быть в виде прямых директив, содержащих одобрение или наказание, в виде поведенческих примеров, которые могут включать милую улыбку или нахмуренное лицо, а также указания реализуются как неоправданные запреты, подкрепленные внушенным страхом. Провокации. Это те комментарии родителей, которые провоцируют ребенка в критический момент последовать деструктивному внутреннему голосу, голосу родителя. Например, начиная с «Какой ты неуклюжий», «Откуда у тебя руки растут?» в детстве и продолжая в юности «у тебя что ни удар, то все головой». Предписания. Это те установки, которые родители транслируют своим детям, и так от поколения к поколению. Например, «трудись усердно», «приходи вовремя», «береги деньги». Предписания опасны тем, что могут вступать в противоречия с поведением родителя, дающего предписание. Например, отец – алкоголик, говорящий, что «пить нужно в меру». Родительские паттерны. «Чтобы вырастить леди, нужно начинать с ее бабушки; чтобы вырастить шизофреничку также придется начать с ее бабушки». Разрешения. Разрешение – это то, что можно. Как пишет Берн, вопрос красоты, это вопрос не анатомии, а родительского разрешения. Продолжение следует... А пока... разрешайте!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|