"Дети всегда внимательнее слушают, когда говорят не с ними"

Автор статьи: Елена Субботовская

«Дети всегда внимательнее слушают, когда говорят не с ними»

Элеонора Рузвельт

Дети всегда внимательнее слушают когда говорят не с ними

Согласно многим исследователям, образ родительской семьи, представления о жизни и о семье, полученые в период детства и юности, влияют на всю его линию жизни в будущем. Человек неизменно переносит опыт прошлых отношений на настоящие и воспроизводит привычные закрепившиеся (часто благодаря родителям)модели, даже не отдавая себе отчета в этих повторениях. Может и драматично, но справедливо, прозвучит мысль о том, что, каждый вновь родившийся становится частью истории семьи, одновременно являясь ее приемником и пленником.

Говоря о передаче родительских моделей детям, как об одной из причин воспроизведения детьми ошибок родителей, нельзя не упомянуть сценарный анализ и комментарии Эрика Берна по этому поводу. По мнению Э.Берна, каждый человек является узником своего жизненного плана или сценария, который формируется в раннем детстве в большинстве своем благодаря родителям, а в подростком возрасте проходит небольшие корректировки. Сценарий включает в себя множество решений о том, как человек будет жить, как построит свою семью, как умрет. Берн пишет, что «Сценарий – это психическая сила, которая несет человека по определенному пути в его судьбе, независимо от того, считает ли он этот путь разумным или сопротивляется ему».

Знакомство со сценарием начинается в раннем детстве, чаще во взаимодействии с матерью, с коротких посылов, которые потом преобразуются в сложные установки. Например, «еще не время», «поторопись», «он выглядит бледным», «ты заболеешь, если не…» и т.д. Уже на этом этапе родитель передает свое одобрение или неодобрение, которое впоследствии встроится в сложную систему подсознательных убеждений. Перечисленные лозунги, которые ребенок начинает слышать с самого детства, являются родительскими командами, соответствие которым обещает одобрение или неодобрение родителей. Так, например, «смотри, какой он милый» означает «разыграй нам шоу»; «поторапливайся» - «не заставляй меня ждать» или «не пререкайся».

До 2-х лет каркас сценария строится в основном благодаря матери, и мало кто помнит события того периода. С 2-х до 6-ти лет память начинает запечатлевать эпизоды, связанные с взаимодействием родителей. Берн пишет, что независимо от того, насколько запутанные даются ребенку команды, он выделяет в них ядро, основываясь на желании получить любовь, и старается включить его в свой  жизненный план.

Далее, сценарный анализ утверждает, что ребенок учится у родителя своего пола, а делает что-либо для родителя противоположного пола, то есть родитель того же пола показывает как делать, а родитель противоположного пола – что делать.

Немалое значение при формировании сценария оказывают сказки, запомнившиеся семейные истории. Во-первых, сказки и истории, которые следует читать детям, выбирают родители, во-вторых, ребенок проводит ассоциативную цепочку между собой и главными героями, между родителями и сопутствующими персонажами сюжета.

Собственно сценарный аппарат строится на следующих элементах.

Указания. Они могут быть в виде прямых директив, содержащих одобрение или наказание, в виде поведенческих примеров, которые могут включать милую улыбку или нахмуренное лицо, а также указания реализуются как неоправданные запреты, подкрепленные внушенным страхом.

Провокации. Это те комментарии родителей, которые провоцируют ребенка в критический момент последовать деструктивному внутреннему голосу, голосу родителя. Например, начиная с «Какой ты неуклюжий», «Откуда у тебя руки растут?» в детстве и продолжая в юности «у тебя что ни удар, то все головой».

Предписания. Это те установки, которые родители транслируют своим детям, и так от поколения к поколению. Например, «трудись усердно», «приходи вовремя», «береги деньги». Предписания опасны тем, что могут вступать в противоречия с поведением родителя, дающего предписание. Например, отец – алкоголик, говорящий, что «пить нужно в меру».

Родительские паттерны. «Чтобы вырастить леди, нужно начинать с ее бабушки; чтобы вырастить шизофреничку также придется начать с ее бабушки».

Разрешения. Разрешение – это то, что можно. Как пишет Берн, вопрос красоты, это вопрос не анатомии, а родительского разрешения.

Продолжение следует... А пока... разрешайте! 

 



Просмотров: 666
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Родители - детям : Что нам говорят? Что мы хотим слышать?
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Что нужно для того, чтобы встретить Своего человека и Взаимную любовь!?
  • 3 мифа о браке, которые вам нужно знать еще до того, как вы решите жениться или выйти замуж
  • «Я знаю, что для тебя лучше» или как родители выбирают профессию ребенку
  • Как понять родителей, если тебе 7-10 лет. "Инструкция" детям, о том, как устроены их родители.
  • Сигналы вашего тела, которые указывают на то, что это не ваш человек
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Что делать, чтобы иметь успех у женского пола? Что главное?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • 3 сигналы вашего тела, которые указывают на то, что это действительно - Ваш человек
  • Самая сложная задача Родителя, что такое "плохо/хорошо" и как можно докатиться до ПРЛ или НРЛ
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Что делать при депрессии, и что делать для того, чтобы её избежать
  • Начало или продолжение пути... Или что делать, когда очень хочется что-то делать
  • 6 признаков того, что вы разрушаете свою жизнь и как с это исправить
  • 10 признаков того, что вам с этим мужчиной не по пути. Для девушек и женщин, которые в поиске.
  • Хочу делать, но всегда что-то мешает или что такое прокрастинация и как с ней поступать.
  • Хотели как лучше, а получилось как всегда или что нельзя делать при депрессии
  • 10 признаков того, что с пищевым поведением человека что-то не так
  • Три вещи, которые не говорят детям, когда говорят с ними о разводе
  • 10 признаков того, что надо что-то менять или отпустить человека...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь