"Дети всегда внимательнее слушают, когда говорят не с ними"

Автор статьи: Елена Субботовская

«Дети всегда внимательнее слушают, когда говорят не с ними»

Элеонора Рузвельт

Дети всегда внимательнее слушают когда говорят не с ними

Согласно многим исследователям, образ родительской семьи, представления о жизни и о семье, полученые в период детства и юности, влияют на всю его линию жизни в будущем. Человек неизменно переносит опыт прошлых отношений на настоящие и воспроизводит привычные закрепившиеся (часто благодаря родителям)модели, даже не отдавая себе отчета в этих повторениях. Может и драматично, но справедливо, прозвучит мысль о том, что, каждый вновь родившийся становится частью истории семьи, одновременно являясь ее приемником и пленником.

Говоря о передаче родительских моделей детям, как об одной из причин воспроизведения детьми ошибок родителей, нельзя не упомянуть сценарный анализ и комментарии Эрика Берна по этому поводу. По мнению Э.Берна, каждый человек является узником своего жизненного плана или сценария, который формируется в раннем детстве в большинстве своем благодаря родителям, а в подростком возрасте проходит небольшие корректировки. Сценарий включает в себя множество решений о том, как человек будет жить, как построит свою семью, как умрет. Берн пишет, что «Сценарий – это психическая сила, которая несет человека по определенному пути в его судьбе, независимо от того, считает ли он этот путь разумным или сопротивляется ему».

Знакомство со сценарием начинается в раннем детстве, чаще во взаимодействии с матерью, с коротких посылов, которые потом преобразуются в сложные установки. Например, «еще не время», «поторопись», «он выглядит бледным», «ты заболеешь, если не…» и т.д. Уже на этом этапе родитель передает свое одобрение или неодобрение, которое впоследствии встроится в сложную систему подсознательных убеждений. Перечисленные лозунги, которые ребенок начинает слышать с самого детства, являются родительскими командами, соответствие которым обещает одобрение или неодобрение родителей. Так, например, «смотри, какой он милый» означает «разыграй нам шоу»; «поторапливайся» - «не заставляй меня ждать» или «не пререкайся».

До 2-х лет каркас сценария строится в основном благодаря матери, и мало кто помнит события того периода. С 2-х до 6-ти лет память начинает запечатлевать эпизоды, связанные с взаимодействием родителей. Берн пишет, что независимо от того, насколько запутанные даются ребенку команды, он выделяет в них ядро, основываясь на желании получить любовь, и старается включить его в свой  жизненный план.

Далее, сценарный анализ утверждает, что ребенок учится у родителя своего пола, а делает что-либо для родителя противоположного пола, то есть родитель того же пола показывает как делать, а родитель противоположного пола – что делать.

Немалое значение при формировании сценария оказывают сказки, запомнившиеся семейные истории. Во-первых, сказки и истории, которые следует читать детям, выбирают родители, во-вторых, ребенок проводит ассоциативную цепочку между собой и главными героями, между родителями и сопутствующими персонажами сюжета.

Собственно сценарный аппарат строится на следующих элементах.

Указания. Они могут быть в виде прямых директив, содержащих одобрение или наказание, в виде поведенческих примеров, которые могут включать милую улыбку или нахмуренное лицо, а также указания реализуются как неоправданные запреты, подкрепленные внушенным страхом.

Провокации. Это те комментарии родителей, которые провоцируют ребенка в критический момент последовать деструктивному внутреннему голосу, голосу родителя. Например, начиная с «Какой ты неуклюжий», «Откуда у тебя руки растут?» в детстве и продолжая в юности «у тебя что ни удар, то все головой».

Предписания. Это те установки, которые родители транслируют своим детям, и так от поколения к поколению. Например, «трудись усердно», «приходи вовремя», «береги деньги». Предписания опасны тем, что могут вступать в противоречия с поведением родителя, дающего предписание. Например, отец – алкоголик, говорящий, что «пить нужно в меру».

Родительские паттерны. «Чтобы вырастить леди, нужно начинать с ее бабушки; чтобы вырастить шизофреничку также придется начать с ее бабушки».

Разрешения. Разрешение – это то, что можно. Как пишет Берн, вопрос красоты, это вопрос не анатомии, а родительского разрешения.

Продолжение следует... А пока... разрешайте! 

 



Просмотров: 670
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Три вещи, которые не говорят детям, когда говорят с ними о разводе
  • Когда ребенок в раннем детстве теряет одного из родителей
  • «Дороги, которые нас выбирают» – 4 простые истории о жизни, судьбе и уловках лукавого Эго
  • Тренинг по теории Эрика Берна трансактный анализ, из книги «Игры в которые играют люди».
  • Ребенок vs Родитель (Э.Берн)
  • Рекомендации для родителей, которые хотят, чтобы дети были счастливы в браке
  • Роли, которые родители навязывают своим детям
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • 7 фраз, которые родители должны говорить своим детям
  • Если в вашей жизни пошел дождь, сосредоточьтесь на цветах, которые зацветут благодаря нему
  • Волшебные слова, которые нужно говорить своим детям!
  • Что нужно для того, чтобы встретить Своего человека и Взаимную любовь!?
  • Э. Берн - Родитель, Взрослый, Ребенок. Теория и примеры практического использования.
  • Личностные проблемы родителей, которые мешают вырастить здоровых детей
  • Установки из детства, которые отравляют жизнь в зрелом возрасте
  • 8 советов для родителей, которые столкнулись с ярким проявлением негативных эмоций своего ребенка.
  • 3 мифа о браке, которые вам нужно знать еще до того, как вы решите жениться или выйти замуж
  • Как еще в детстве мы получаем от родителей неосознаваемый негативный жизненный сценарий .
  • Фразы которые могут изменить тебя...... Ч.2
  • Фразы которые могут изменить тебя...... Ч.1
  • Сценарий сексуальной жизни от родителей к детям
  • Для родителей, которые хотят взять ребенка в семью.
  • Психологические особенности родителей и семьи, которые воспитывают ребёнка с ДЦП
  • Родители - боги, которые могут убить нас? Просто мысли...
  • 10 действий, которые должен начать делать для себя каждый
  • Рецензия: Эрик Берн «Игры, в которые играют люди»
  • Дети, которые не оправдывают ожидания своих родителей
  • Про веревки, которые вьют дети из родителей и как в них не встрять
  • 10 признаков того, что вам с этим мужчиной не по пути. Для девушек и женщин, которые в поиске.
  • Например, терапия по скайпу.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь