|
Роли, которые родители навязывают своим детямАвтор статьи: Щербакова Наталья Владимировна
Роли, которые родители навязывают своим детям
Гуляя как-то утром со своей собакой я встретила в парке соседку, прогуливающуюся со своими двойняшками. - Доброе утро, я и не заметила как Ваши дети выросли! В последний раз я видела их в колясках, а теперь они бегают во - всю! - Да уж… Двойняшки, а такие разные… Вот старшенький – ничего не боится: и собаку погладит, и с взрослыми поздоровается, а младший … ну в кого он? Стоит вечно в сторонке, молчит. Думаю, может к специалисту сводить – проверить … Мне стало не по себе как-то, ведь все это соседка говорила при детях! Что заставляет родителей навязывать роли своим детям? Они хотят подстегнуть своего ребенка? Это позволяет им чувствовать себя более полноценной личностью? А может, наоборот, мы, взрослые, проецируем на детей свои слабости и недостатки? Например, если сам взрослый не умеет правильно рассчитать время и постоянно опаздывает, то он обязательно будет «пилить», «подгонять» своего ребенка и упрекать в том, что тот не собранный и нерасторопный. И это так и будет, потому что ребенок, узнает какой он, из слов значимого для него взрослого. Самое интересное, что дети мгновенно подхватывают эту «игру» и начинают навязывать друг другу эти же роли. Мало того, дети четко видят выгоду в той или иной роли и начинают подыгрывать. Так, «плохой мальчик», может себе позволить грубость, опоздания, прогулы на уроки. «Беспомощному маменькиному сынку» можно переложить ответственность на других. «Шутнику, балагуру и общему любимцу» сойдут с рук любые нарушения дисциплины. Но есть роли и положительные, что в них плохого? Это когда мы говорим постоянно своему ребенку, что он умный, он должен быть отличником, потому что у него дедушка академик, например? Да, действительно, ребенок тянется со всех сил, оценку ниже «отлично» переживает как личную трагедию, боясь не оправдать высокое звание отличника. Но что твориться у него в душе? Это, как правило, повышенная тревожность, рост внутреннего напряжения. Не выдерживая распирающего внутри протеста, ребенок становится агрессивным, но агрессия не входит в его роль «пай мальчика». Он должен быть прилежным и вежливым. Если естественные эмоции не находят выхода, они переходят в соматические заболевания, кардинальную смену роли (ребенок становится неуправляемым), личную несостоятельность. Не забывайте, уважаемые родители, что ваша основная задача – подготовить своих детей к жизни вне вашей семьи (а не воплотить свои несбывшиеся мечты или отыграться за свои детские обиды на собственных детях). В этой взрослой жизни, вашему ребенку придется освоить много разных ролей - заботиться и принимать заботу; быть и лидером и ведомым; уметь проявлять креативность, оригинальность и подчиняться, быть конформным; быть серьезным и непосредственным. Безусловно, у ваших детей есть определенные задатки – способности к музыке, математике, рисованию, футболу. Но, несмотря ни на что, дайте ребенку самому сделать выбор - заниматься ему музыкой или футболом, не навязывайте ему ролей, не вешайте «ярлыков», поощряйте любые стремления заняться тем или иным видом творчества или спорта. Ведь, залог успеха – любое занятие должно приносить радость, прежде всего, самому ребенку. Вы увидите, что ребенок сам выйдет на нужный ему путь, где его таланты проявятся в полной мере и где он никогда не станет неудачником, не оправдавшим ваши надежды. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|