Роли, которые выбирает наш ребенок. Роли, которые выбрали мы...

 

                         Роли которые выбирает наш ребенок Роли которые выбрали мы


"А Вам какая сказка в детстве нравилась?" - спросил меня, сидевшую на "горячем стуле" мой психотерапевт...

Двадцать лет назад это было, а помнится так, будто было вчера...

Я вздрогнула...Защита сработала мгновенно: "Что он там собирается про меня понять?...И откуда он ЭТО знает?" 

Для профессионала -  не секрет, что конфликты и вытесненные детские желания психически травмированные дети отыгрывают в своем воображении, в выборах сказочных героев, переживают во время сновидений...

Одному из моих взрослых клиентов до начала нашей работы частенько снился такой сон: летает он над земным шаром и периодически приземляется в домах неизвестных ему людей... Ищет подходящую семью...

Другому снится, что он лифтом поднимается на свой этаж в той многоэтажке, из которой он с родителями переехал лет двадцать назадно и с ужасом обнаруживает, что на нужном этаже ...нет квартиры с привычным номером...

СИроты... При живых родителях... Из номинально благополучных семей. Реально - из семей дисфункциональных.

Проблемы эмоционального неблагополучия травмированные дети отыгрывают не только в воображении, но и пытаются совладать с ними на поведенческом плане, неосознанно выбирая одну из следующих ролей, вокруг которой, если она оказывается стратегически удачной, наращиваются поддерживающие ее убеждения и ценности:

  • "ХОРОШИЙ РЕБЕНОК" (Герой, Супер Мэн), демонстрирующий высокий уровень академических, спортивных, карьерных или финансовых достижений за пределами семейной системы. Данная роль позволяет защититься от критики со стороны членов семьи и как-то простроить границы личности.
  • "ПРОБЛЕМНЫЙ РЕЬЕНОК" (Повстанец) - своеобразный "Козел отпущения", отыгрывают в ответ на явную семейную дисфункции, часто - с целью отвлечь внимание от другого, менее защищенного члена семьи, такого же "проблемного" или "плохого",
  • "ЗАБОТЛИВЫЙ РОДИТЕЛЬ". Эта роль предполагает принятие на себя ответственности за эмоциональное благополучие семьи.
  • "ПОТЕРЯННЫЙ РЕБЕНОК" (Пассивный или апатичный). Таким станет нетребовательный интраверт-тихоня, чьи потребности последовательно игнорируются, либо он сам скрывает их.
  • "СЕМЕЙНЫЙ КЛОУН" разыгрывает комедии, чтобы разрядить эмоционально напряженную атмосферу.
  • "ОППОРТУНИСТ" пожинает плоды совершенных другими членами семьи ошибок, получая то, что, где и когда хочет и может по обстояниям..  Он - самый умный, именно его часто умиротворяют взрослые. 

Во взрослом возрасте роль "Заботливый родитель" трансформируется в роль "Контролер", и получается человек, умеющий заботиться о других (превращая их в зависимых), но не умеющий позаботиться о себе. Контролер, не доверяя ни другим, ни Судьбе, ни высшим силам, будет считать, что ему виднее, как нужно жить его супругу или ребенку. И будет самоутверждаться на их фоне и за их (психологический) счет...

Вторая, более пассивная и миролюбивая ипостась "Заботливого" оказывается во взрослом варианте "Угодником", чья самооценка основана не на самопринятии, а на принятии его окружающими. Находящийся в состоянии эмоционального голода и живущий под девизом "Мир - любой ценой!", Угодник станет жить, исполняя чужие желания и становясь их тенью... Он будет верить в то, что другие сами должны догадываться  об их желаниях и злиться, если догадки оказались ошибочными. Иногда раздражение от непонятости будет прорываться в виде гнева или злобы, поворачивая "Угодника" к  к людям неожиданным "другим лицом"... "Угодников" часто находят истероидные личности, стремящиеся переложить решение своих проблем на чужие плечи.

"Хороший ребенок" имеет все шансы вырасти в "Работоголика", самооценка которого будет покориться на достигнутых в самозабвенномм труде результатах. Он будет искренне считать, что следует постоянно быть в движении, а отдых и отпуск - пустой тратой времени. "Главное - процесс, главное - быть в обойме!" Такие люди ценят работу и дело выше отношений, считая более расслабленных людей просто лентяями. Все, кто работают меньше, просто раздражают их.

Второй вариант "Хорошего" повернется лицом к людям под маской "Перфекциониста", который оценивает все и всех, исходя из недостижимого идеала. Его девизами будут "Все или ничего!" и "Нет предела совершенству"... Сосредоточенный на явных или мнимых недостатках других, он будет вечно пролетать мимо возможных интересных людей и страдать от страха поражения. Еще бы! Зачем же довольствоваться 90% успеха, когда теоретически можно получить 100%-ный успех? И вот, по причине завышенной планки его таланты остаются не раскрытыми, способности - не сформированными, а гордость и погоня за идеалом затмевают простые и малые радости жизни.

"Потерянный ребенок" имеет шанс вырасти в "Страдальца", для которого боль - норма жизн...Сама жизнь воспринимается таким взрослым как неустанно борьба и череда страданий. "Чем больше страданий,тем ближе к Богу, ведь за все, конечно же, воздастся!"...

"Страдалец" частенько составляет комплиментарную пару "Контролеру"...Впрочем, нередки и варианты развития маски-роли, в которой непостижимым образом уживаются и "Контролер", и "Страдалец", - их объединяет то, что они во всем видят один негатив и повод для пессимизма и осуждают либо других, либо себя.

В добавок к освокнию непродуктивных ролей, дети, выросшие в дисфункциональных семьях, по мере взросления могут показывать следующие симптомы личного психологического неблагополучия:

- слишком рано повзрослеют и станут слишком серьезным и неспособным к игре и получению удовольствия, либо, напротив, будут отставать в развитии, а чаще - неравномерно развиваться в разных сферах (эмоциональной, интеллектуальной либо деятельностной).

- начнут испытывать серьезные психологические проблемы (депрессия, тревога, суицидальные мысли),

- будут слишком  агрессивны, либо в какой-то момент жизни  станут жертвой эмоционального, физического, финансового насилия,

- могут стать отверженными в собственной семье,

- или развить наклонности педофила,

- будут избегать общения и проводить слишком много времени в одиночестве (просмотр телепередач, брожение в Интернете, прослушивание музыки),

-  чувствительные и ранимые дети начнут испытывать в основном негативные чувства и низкий уровень доверия другим, ведущий к неспособности устанавливать близкие значимые отношения (и сделают выбор жить в одиночестве),

- а дети с сильным типом нервной системы и взрывным темпераментом начнут демонстрировать асоциальное поведение, присоединившись к криминальной группировке, религиозной секте или до срока бросив школу, могут убежать из дома, забеременеть вне брака, найти партнера-насильника, а в крайнем случае разовьют саморазрушающее поведение.

Сегодня семейное психологическое нездоровье достаточно хорошо изучено и описано в тысячах работ... Изображено в сотнях фильмов... 

Что необходимо,чтобы прервать паттерн межпоколенного  неблагополучия? Какие задачи приходится решать взрослому ребенку?

Задача когнитивная. Понять разницу между здоровой и дисфункциональной семьями. Это поможет лучше понять себя и избавиться от стыда, вины и роли, лежащей в основе саморазрушающего поведения.

Задача эмоционально--аффективная. Отреагировать, выразить подавленный гнев, вообще научиться выражать разные эмоции, а вслед за этим приступить к развитию души -  способности переживать и осмысливать различные ситуации, не пугаясь чувств. И таким образом, восстановить когнитивно-эмоциональный баланс.

Задачи информационно-личностные:

  • восстановить историю детства, поделившись болезненными воспоминаниями и уравновесить их воспоминаниями приятными, чтобы детство не рисовалось совсем уж "черными красками",
  • осознать связь между детским поведением и тем, как взрослый уже человек продолжает вести себя в ситуациях стресса или привычных "зацепок". И освоить иные, более продуктивные образцы поведения,
  • изменить глобальный стиль поведения и отношения к другим людям на основе обретения новых, недостававших личностных навыков: поддержания личной энергии, совладания со стрессом, эффективного общения, само-контроля, постановки и достижения целей,
  • изменить стиль жизни в целом: составить список своих достижений и "слабых мест", своих "хочу", "могу" и "надо"...Чтобы, опираясь на них, и взяв ответственность на себя, выработать стратегию движения в желаемое и такое желанное будущее, не забывая получать удовольствие от настоящего.

И начать следовать выбранной стратегии.

Некоторые другие подробности  о том, что случается с детьми, растущими в неблагополучных семьях - в статье

"Кого плодят "Нарциссы"... http://www.psyoffice.ru/article/narcissism_dsf


Просмотров: 118
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Фантазм "Одна жизнь на двоих" или "Все будет потом!"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Откуда приходит гнев? Болезни "жара" и два типа "жарких" людей.
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • Комментарий для журнала "Солнечный круг" на тему "Дети, подростки и социальные сети"
  • Мой комментарий к статье "Потерять часть себя", в журнале "Vladhealth"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь