|
Роли, которые выбирает наш ребенок. Роли, которые выбрали мы...Автор статьи: Ирина Куликова-Новаковская
Двадцать лет назад это было, а помнится так, будто было вчера... Я вздрогнула...Защита сработала мгновенно: "Что он там собирается про меня понять?...И откуда он ЭТО знает?" Для профессионала - не секрет, что конфликты и вытесненные детские желания психически травмированные дети отыгрывают в своем воображении, в выборах сказочных героев, переживают во время сновидений... Одному из моих взрослых клиентов до начала нашей работы частенько снился такой сон: летает он над земным шаром и периодически приземляется в домах неизвестных ему людей... Ищет подходящую семью... Другому снится, что он лифтом поднимается на свой этаж в той многоэтажке, из которой он с родителями переехал лет двадцать назадно и с ужасом обнаруживает, что на нужном этаже ...нет квартиры с привычным номером... СИроты... При живых родителях... Из номинально благополучных семей. Реально - из семей дисфункциональных. Проблемы эмоционального неблагополучия травмированные дети отыгрывают не только в воображении, но и пытаются совладать с ними на поведенческом плане, неосознанно выбирая одну из следующих ролей, вокруг которой, если она оказывается стратегически удачной, наращиваются поддерживающие ее убеждения и ценности:
Во взрослом возрасте роль "Заботливый родитель" трансформируется в роль "Контролер", и получается человек, умеющий заботиться о других (превращая их в зависимых), но не умеющий позаботиться о себе. Контролер, не доверяя ни другим, ни Судьбе, ни высшим силам, будет считать, что ему виднее, как нужно жить его супругу или ребенку. И будет самоутверждаться на их фоне и за их (психологический) счет... Вторая, более пассивная и миролюбивая ипостась "Заботливого" оказывается во взрослом варианте "Угодником", чья самооценка основана не на самопринятии, а на принятии его окружающими. Находящийся в состоянии эмоционального голода и живущий под девизом "Мир - любой ценой!", Угодник станет жить, исполняя чужие желания и становясь их тенью... Он будет верить в то, что другие сами должны догадываться об их желаниях и злиться, если догадки оказались ошибочными. Иногда раздражение от непонятости будет прорываться в виде гнева или злобы, поворачивая "Угодника" к к людям неожиданным "другим лицом"... "Угодников" часто находят истероидные личности, стремящиеся переложить решение своих проблем на чужие плечи. "Хороший ребенок" имеет все шансы вырасти в "Работоголика", самооценка которого будет покориться на достигнутых в самозабвенномм труде результатах. Он будет искренне считать, что следует постоянно быть в движении, а отдых и отпуск - пустой тратой времени. "Главное - процесс, главное - быть в обойме!" Такие люди ценят работу и дело выше отношений, считая более расслабленных людей просто лентяями. Все, кто работают меньше, просто раздражают их. Второй вариант "Хорошего" повернется лицом к людям под маской "Перфекциониста", который оценивает все и всех, исходя из недостижимого идеала. Его девизами будут "Все или ничего!" и "Нет предела совершенству"... Сосредоточенный на явных или мнимых недостатках других, он будет вечно пролетать мимо возможных интересных людей и страдать от страха поражения. Еще бы! Зачем же довольствоваться 90% успеха, когда теоретически можно получить 100%-ный успех? И вот, по причине завышенной планки его таланты остаются не раскрытыми, способности - не сформированными, а гордость и погоня за идеалом затмевают простые и малые радости жизни. "Потерянный ребенок" имеет шанс вырасти в "Страдальца", для которого боль - норма жизн...Сама жизнь воспринимается таким взрослым как неустанно борьба и череда страданий. "Чем больше страданий,тем ближе к Богу, ведь за все, конечно же, воздастся!"... "Страдалец" частенько составляет комплиментарную пару "Контролеру"...Впрочем, нередки и варианты развития маски-роли, в которой непостижимым образом уживаются и "Контролер", и "Страдалец", - их объединяет то, что они во всем видят один негатив и повод для пессимизма и осуждают либо других, либо себя. В добавок к освокнию непродуктивных ролей, дети, выросшие в дисфункциональных семьях, по мере взросления могут показывать следующие симптомы личного психологического неблагополучия: - слишком рано повзрослеют и станут слишком серьезным и неспособным к игре и получению удовольствия, либо, напротив, будут отставать в развитии, а чаще - неравномерно развиваться в разных сферах (эмоциональной, интеллектуальной либо деятельностной). - начнут испытывать серьезные психологические проблемы (депрессия, тревога, суицидальные мысли), - будут слишком агрессивны, либо в какой-то момент жизни станут жертвой эмоционального, физического, финансового насилия, - могут стать отверженными в собственной семье, - или развить наклонности педофила, - будут избегать общения и проводить слишком много времени в одиночестве (просмотр телепередач, брожение в Интернете, прослушивание музыки), - чувствительные и ранимые дети начнут испытывать в основном негативные чувства и низкий уровень доверия другим, ведущий к неспособности устанавливать близкие значимые отношения (и сделают выбор жить в одиночестве), - а дети с сильным типом нервной системы и взрывным темпераментом начнут демонстрировать асоциальное поведение, присоединившись к криминальной группировке, религиозной секте или до срока бросив школу, могут убежать из дома, забеременеть вне брака, найти партнера-насильника, а в крайнем случае разовьют саморазрушающее поведение. Сегодня семейное психологическое нездоровье достаточно хорошо изучено и описано в тысячах работ... Изображено в сотнях фильмов... Что необходимо,чтобы прервать паттерн межпоколенного неблагополучия? Какие задачи приходится решать взрослому ребенку? Задача когнитивная. Понять разницу между здоровой и дисфункциональной семьями. Это поможет лучше понять себя и избавиться от стыда, вины и роли, лежащей в основе саморазрушающего поведения. Задача эмоционально--аффективная. Отреагировать, выразить подавленный гнев, вообще научиться выражать разные эмоции, а вслед за этим приступить к развитию души - способности переживать и осмысливать различные ситуации, не пугаясь чувств. И таким образом, восстановить когнитивно-эмоциональный баланс. Задачи информационно-личностные:
И начать следовать выбранной стратегии. Некоторые другие подробности о том, что случается с детьми, растущими в неблагополучных семьях - в статье "Кого плодят "Нарциссы"... http://www.psyoffice.ru/article/narcissism_dsf Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|