Э. Берн - Родитель, Взрослый, Ребенок. Теория и примеры практического использования.

Данная статья основана на книге Э. Берна "Игры в которые играют люди". В тексте будет упоминаться слово "трансакция", которое в данном случае обозначает одну единицу общения: А "спросил" Б "ответил".

Основные положения  
В каждом из нас есть три основных состояния: Ребенок, Взрослый, Родитель. 
Ребенок - власть эмоций, развлечений, хулиганства,
Взрослый - рассудительность, трезвая оценка, здравый подход,
Родитель - опекающее поведение, экспертность, снисходительность.

В каждом действии можно рассмотреть, какое из начал "тут правит бал". Иногда это будут игры ребенка, иногда рассудительность взрослого, иногда сразу несколько. Бывает что снаружи вроде Взрослый, но на поверку Ребенок, или наоборот. 

Пример:
Два игрока в казино могут вести себя одинаково - шутить, делать ставки. Но для одного это будет детская азартная игра. А под напускной игривостью второго может скрываться весьма рассудительный взрослый, математически просчитывающий ситуацию. 

И также в любом общении проявляет себя та или иная часть. Бывает что разговаривают двое Взрослых, обсуждают деловой вопрос. Или же с одной стороны выступает Взрослый, который хочет обсудить деловой вопрос, но с другой стороны ему отвечает Ребенок, который проявляется в том, что он невнимательно слушает, задает странные вопросы не по делу, или же "развлекается" любым другим способом. 

В соответствии с данной теорией, удачным будет общение, когда каждый соответствует своей роли (так называемые прямые трансакции): 
Ребенок -- Ребенок (оба развлекаются, флиртуют, хулиганят),
Взрослый -- Взрослый,
Взрослый -- Ребенок (продавец "впаривает" играя на эмоциях покупателя)
Родитель -- Ребенок (специалист на форуме б17 :))
 
В случае же, если обращаются к одной части, но отвечает другая, трансакции называются перекрестными, а общение скорее всего будет конфликтным или закончится.
 
В примере с деловым обсуждением, когда вместо второго Взрослого ответил Ребенок, возможны следующие варианты:
- 1й Взрослого "включит" Ребенка - будет нарастать раздражение, 
- 1й Взрослый останется Взрослым, и прекратит общение, ввиду его бесполезности, 
- 1й Взрослый "включит" Родителя, и попробует позвать 2го Взрослого, прогнав 2го Ребенка, например фразами: "давайте говорить по делу!", "прекратите поясничать!" итд.
 
* Тут полезно напомнить о "речевых стратегиях", что лучше использовать те слова, которые обращены к состоянию которое вы хотите вызвать, а не к тому которое вы хотите убрать. В рамках данного примера фраза "давайте говорить по делу" обращенная к Взрослому будет эффективнее, чем фраза "перестаньте поясничать" использующая предмет развлечения Ребенка - поясничание. 

* * * * *

Применение на практике

Во-первых, проанализировав конфликт, можно постараться понять какая часть себя была задета. Действительно ли с нами поступают "несправедливо" по-взрослому, или это моего "ребенка" эмоционально задели? Это понимание можно использовать с пользой, чтобы научиться реагировать не спонтанно (эмоционально задетый ребенок), а выдавая именно ту реакцию, которую посчитаешь правильной в ситуации (рассудительный взрослый). 
 
* Тут тоже надо внести ясность. Когда мы говорим про рассудительного взрослого, то не имеется ввиду что человек превращается в компьютер или еще чего, а только в то, что человек продолжает контролировать ситуацию. Потому что, когда человеку задевают эмоции, нажимая на нужные кнопочки и провоцируя предсказуемые реакции - им манипулируют. А когда человек сохраняет контроль и выдает ту реакцию, которую решил выдать его Взрослый (и это вполне может быть эмоция - гнев, радость, умиление итд) то манипулирует и "командует парадом" уже он сам. 

Во-вторых, зная по какому механизму общение разрушается, можно по мере надобности делать это целенаправленно, "включившись" в нужное состояние. Например, зная заранее что придет "ребенок свекрови", можно включить своего взрослого, и тогда общение надолго не затянется. Без игры ребенку станет неинтересно.
 
Чтобы "включать" нужное состояние было легче, дам несколько основных характеристик. 

Состояние Ребенка. Ребенок как правило включается очень легко и отличительной чертой является игра и хулиганство. Найти смешной момент в договоре, или выдать театральную драм. постановку ... Итд. Говорить перебивая других, и не очень обращая внимание на их замечания, не дослушивать и отвлекаться, надуться и обидеться. 

Состояние Взрослого. Рассудительность. Взрослый говорит, тогда когда его слушают. В ситуации поступает, сначала ее обдумав и оценив мозгами. Если нет времени подумать или понять ситуацию, то предпочитает что-то упустить, но не рисковать. 

И пару слов про позицию Родителя. Родитель это Взрослый, но который видит игру Ребенка и готов в нее играть, или поддержать. 
 
Третий способ использования - это обращение к той подличности человека, которая сейчас тебе нужна или выгодна. Как мы уже приводили выше пример с продавцом в салоне связи, который понял, что сможет продать дорогую модель смартфона, только если обратится к Ребенку покупателя, т.е.  задействовав его эмоции - "статус", "удовольствие", "развлечения".
 
Причем такое использование не ограничивается только деловой сферой, а может быть применено практически в любой области человеческих отношений - например, в семье:
Любая женщина знает, что обратившись к ребенку мужа (накормив и приласкав) можно много чего попросить, потому что его счастливый "ребенок" с легкостью "запинает" экономного "взрослого".
 
Или например, расхожие отношения "дочки" и "папеньки" которому нравится делать подарки. 



Просмотров: 830
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Родители и дети. Где "взрослый"? Где "ребенок"?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Техника "Ребенок-взрослый"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Практика "Семейный миф" для клиентов. И немного про "Внутреннего взрослого Родителя"
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • "Взрослый" ребенок
  • Притча про то, как Родитель, Дитя и Взрослый в "Поле Чудес" играли
  • Ребенок не понимает "Нет" и "Нельзя" Вопрос - ответ
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Разведенная мама-"ребенок" и ее "взрослая" дочь
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • связь "Взрослого" и "Ребенка"
  • "Когда же, наконец, у тебя будет ребенок?"
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Ребенок "связывает", но и "разъединяет" родителей.
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • "Возрастные кризисы" или "Как наладить контакт родителя и ребенка"?
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь