"Старые дети", или как взрослеют люди, чьи родители отказываются от зрелости

Недавно я посмотрела фильм «Страшные сказки». Он натолкнул меня на размышления о «старых детях». Расскажу об этом термине. Он запал мне в душу на одном из методических тренингов. Этим «старым детям» отказывалось в создании семьи, и мне стало как-то обидно за них. Объясню все по порядку.

В славянских племенах существовали обряды инициаций. Когда дети достигали определенного возраста, их забирали из семьи для прохождения инициации. Мальчики жили в лесу достаточно протяженное время (до 20 месяцев). Наставники обучали их сути мужской жизни, причем теория гармонично сочеталась с практикой. В этот период жизни мальчиков им разрешалось проявлять агрессию. Постепенно будущие мужчины учились давать вектор своей агрессии. По возвращении в племя молодые мужчины умели управлять своими эмоциями и направлять их на защиту семьи, племени, достижение целей.

У девочек инициация была связана с первой менструацией. Девушку забирали из семьи жрицы и обучали тому, как быть женщиной.

Вот пишу и думаю о том, как серьезно в те времена относились к процессу взросления. Как же мне в мои 11 лет не хватало изоляции от дисфункциональной семьи и женщин, которые могли бы меня посвятить в тайны женственности! А в школе обучали всякому бреду, который не помогал стать счастливой женщиной.

После инициации каждому давали новое имя. Иными словами, инициация – это околосмертный опыт. Умирание в одном качестве и рождение в другом. Люди, которые не проходили инициацию, то есть после нее оставались прежними, назывались «старыми детьми». Они не имели права вступать в брак. Например, в сказке «Морозко» Настенька прошла инициацию, а Марфуша – нет.

Сейчас многие люди, оставаясь «старыми детьми», рожают и растят детей. Шанс у их потомков стать взрослыми очень мал. И чем больше поколений «старых детей» в семье, тем труднее ребенку обрести зрелость. У него нет моделей взросления, сепарации, зрелого поведения. Я сама из такой семьи, поэтому очень хорошо знаю, как детские модели поведения управляют мной. И главное, на мой взгляд, в мироощущении ребенка: «Мир должен быть таким, как я хочу». В пять лет это нормально, в пятьдесят – не очень.

Фильм «Страшные сказки» про «старых детей» и их непосредственных потомков. В нем показаны пути взросления дети, чьими родителями были «старые дети». Этим для меня эта картина и ценна.

В фильме рассказано три истории. Одна история – о короле, смысл жизни которого в сексе. В его королевстве живут две старухи, они сестры.Король пленился песней одной из них, не видя ее и не зная о ее возрасте. Старая дама идет на всевозможные ухищрения, чтобы скрыть свой возраст. Ей это удается, и она попадает в постель к королю. Утром он в ужасе вышвырнул ее в окно. В лесу, где оказалась незадачливая покорительница сердца короля, она встречает волшебницу, которая превращает ее в молодую прекрасную девушку. И, о чудо! Король женится на старой даме в облике молодой девушки. Мечты сбылись! Но чары временны, и настоящая внешность возвращается. В этой истории меня взволновало четыре момента.

1)    Если «старый ребенок» чего-то захотел, то будет стремиться это получить, несмотря на обстоятельства, которые противоречат достижению цели. По сути, он вступает в конфликт с реальностью. Он будет изворачиваться, лгать, подтасовывать факты. А когда реальность восторжествует, будет горько плакать и обвинять весь мир в своей неудаче.

2)    Эмоциональная жизнь «старых детей» крайне тяжела: столкновение с реальностью приносит им боль и разочарование, их жизнь полна трагизма.

3)    Секс для «старых детей» становится объектом зависимости и способом избежать близости.

4)    Через всю историю проходит тема об омоложении. «Старые дети», хотят выглядеть молодо несмотря ни на что. Возможно, чтобы внутреннее соответствовало внешнему.

Еще одна история о королеве, которая хочет, но не может иметь ребенка. Чтобы получить желанную игрушку, ребенка, она посылает мужа на смерть. Зачатие происходит неестественным образом. Зачем королеве ребенок?

Возможно, она надеется получить любовь, которую не получила от матери. А может быть, причины другие.

Ребенок у королевы рождается. В ту же ночь и у служанки рождается сын. Источник появления этих детей один. Мальчики, по сути, являются братьями. Дети вырастают вместе. Они сильно привязаны друг к другу. Королева хочет всецело владеть своим сыном, и его привязанность к брату ее бесит, ведь она родила мальчика для себя. У сына есть свои потребности, эмоциональные связи. Он сбегает от матери, чтобы пообщаться со своим самым близким человеком. Женщина в бешенстве. Она изгоняет брата своего сына из королевства. Но юноша, узнав о несчастье с братом, едет его спасать. Мать, пытаясь помешать сыну реализовать свою потребность, погибает от его руки.

Эта история метафорически рассказывает о матерях – "старых детях", которые рожают детей для себя, чтобы заткнуть дыру внутри. Так поступают не только одинокие матери, но и женщины, не желающие углубляться в отношения с мужьями. Мужья таких женщин находятся на периферии семьи. Мирно сепарироваться от подобной матери невозможно. Убийство матери метафорически показывает путь детей: пережечь любую эмоциональную связь с матерью, иначе она не отпустит и отравит жизнь своему чаду.

В этой истории сквозит детское: «А я так хочу, и так будет!». Вместо того, чтобы решать свои внутренние проблемы, «старые дети» пытаются изменить мир, но только не себя. И это детское желание разрушительно не только для них самих, но и для окружающих.

И еще одна история о девочке-принцессе, которая глубоко безразлична своему отцу. Для него гораздо важнее блоха, которую он приручает и раскармливает до огромных размеров. Принцесса готова к замужеству, отцу необходимо придумать испытание для выбора жениха. Он придумывает испытание, совершенно не задумываясь, кто же может выполнить задание. В результате мужем принцессы становится людоед. То есть папа добровольно отдает свою дочь в лапы садиста. Девочка, пройдя испытание, возвращается во дворец, и отец уступает ей трон, потому что она прошла инициацию и стала взрослой, а он остался ребенком.

Эта история рассказывает про тех отцов, которые отчуждены от своих детей, погружены в работу, хобби, любовниц, любую зависимость. Такие отцы не способны к глубоким эмоциональным связям, они ничего, кроме равнодушия, не испытывают к детям. В этой истории интересна метафора зависимости: король только к блохе испытывает хоть какие-то чувства, но она является паразитом. Любая зависимость указывает на инфантильность.

Все это очень грустно, но есть и хорошая новость: даже имея родителей – «старых детей», можно обрести зрелость. Для этого нужно пройти инициации, которые «организовывает" человеку жизнь. Инициации, как показывает фильм, будут более жесткими, чем если бы родители были взрослыми людьми.

Терапия может стать тем ресурсом, который поможет пройти инициацию.



Просмотров: 729
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Инициации, как необходимые этапы в жизни семьи и детей.
  • Ребенок - "кумир семьи". или Когда взрослеют дети?
  • Рекомендации для родителей, которые хотят, чтобы дети были счастливы в браке
  • Фильм "Назад в будущее" - история про изменение сценария жизни одной семьи.
  • След неудачных отношений. История болезней детей одной семьи.
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Родители, у детей есть право на свою собственную жизнь и представление о ней!
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • "Моей зарплаты хватает только для меня одного". Готов ли этот мужчина к созданию семьи?
  • Модель поведения семьи : последствия для детей
  • «Готова ли я к тому, чтобы жить одной и одной растить своих детей?»
  • "Взрослые дети алкоголиков" для детей непьющих родителей
  • Развитие детей вне зависимости от материального положения семьи
  • Не каждая женщина может иметь детей, но каждая может стать Матерью
  • "Жизнь за тебя отдам", - говорят матери, а выполняют их дети.
  • Абортированные дети моей матери. А кто я, и почему у меня непонятные мысли? Замещающий ребенок
  • Мужчины, спасибо за то, что вы есть! или Эмоциональная связь детей со своими папами - 2
  • Отрывок из моей книги "Чему нужно научить детей, чтобы они любили школу". Часть 2
  • Отрывок из моей книги "Чему нужно научить детей, чтобы они любили школу". Часть 1
  • Психотерапевтическая сказка для детей, которые не верят в себя и не пытаются чему либо научиться.
  • Почему родители не понимают своих детей? "Теория поколений".
  • Мужчины, спасибо за то, что вы есть! или Эмоциональная связь детей со своими папами на начальном этапе.
  • Взрослые, которые разыгрывают сами себя. Выросли из детей, которые научились занимать себя сами.
  • Ошибки, которые совершают родители детей младшего школьного возраста.
  • 12 привычек младших детей, которые они берут во взрослую жизнь.
  • Две терапевтические истории "Когда дети не хотят делать уроки"
  • "Хочу чтобы она меня любила"... или основная потребность мужчины
  • 2 шага родителей, чтобы предотвратить развитие зависимости от гаджетов у детей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь