Замкнутым и застенчивым детям приходится труднее, чем агрессивным. Эти дети не кричат, хотя гнев у них есть, но спрятан он очень глубоко. Поэтому замкнутые/ застенчивые дети, в основном, считаются идеальными. Но проблемы, чаще всего, появляются к школе: у них не появляется друзей и приятелей, они не проявляют никакой инициативы. Тогда родители видят - замкнутость/ застенчивость начинает тормозить развитие их ребенка.
Какие могут быть причины того, что ребенок желает отгородиться от мира? Возможно, семейный опыт привел его к выводу, что безопаснее не привлекать к себе внимания (например, повторяющиеся слова родителей: "не приставай", "не шуми"), поэтому замкнутость и отчужденность это естественные защитные реакции от враждебного мира.Поэтому такой ребенок нуждается в чувстве безопасности.
Большинство детей, особенно в дошкольном возрасте, оптимистично смотрят на мир. Но некоторые родители уверены, что если ребенок будет видеть только хорошее, то он не научиться «оценивать» риски и опасности, ему будет сложнее приспособиться к трудностям. Поэтому родители «предупреждают ребенка» обо всех сложностях жизни, делятся своим печальным опытом. Но, с психологической точки зрения, открыто взглянуть в лицо трудностям ребенок сможет только тогда, когда у него будет достаточно сил (что бы начать справляться с проблемами). Но если ребенок сталкивается с трудностями, которые не может преодолеть, то он может вырасти неуверенным в себе человеком (зная, что у него нет сил и возможностей влиять на ситуацию). Ведь если кругом его ждут опасности, то, в последствии, его будет крайне сложно разубедить, что его окружают не только подлецы и негодяи, а в мире есть что то и положительное.
Так же, если с ребенком в семье общаются слишком строго, подавляют его активность, ни разрешают бегать и шуметь, все время критикуют, упрекают, ограничивают, то он становиться чрезвычайно неуверенным в себе. Часто взрослые постоянно «оценивают» ребенка - все его (хорошие и плохие) действия. В итоге ребенок привыкает руководствоваться мнением окружающих (а не своим).Обычно замкнутые/застенчивые дети уверены в том, что они ни на что не способны, у них нет ничего, что вызывало бы интерес у других людей.
Очень важно научить ребенка конкретным социальным навыкам (если он избегает контакта с другими детьми, а репертуар навыков общения беден). Родители помогут ребенку, если проиграют с ребенком ситуации, в которых он испытывает затруднения (например, некоторые коммуникативные сценки (знакомства, начала разговора, беседы)). Особо хочется выделить тот факт, что обучение социальным навыкам и приобретение практики в повседневных ситуациях коммуникации, подражание поведению социально уверенных людей (в идеале, родителей, родственников) первостепенная задача, т.к. застенчивость – черта характера (это приобретенный негативный опыт общения, негативное отношение к себе).
Обобщая, можно выделить принципы общения родителей с замкнутыми/застенчивыми детьми:
Важно обращать внимание таких детей на различия. То есть, донести до ребенка мысль, что различия между людьми (временами года, явлениями) не означают, что одно из них хуже, а другое лучше (просто они разные, различные).
Позвольте ребенку участвовать в решении тех вопросов, которые имеют к нему непосредственное отношение: во что одеться, что выбрать из игрушек и т.д. Интересуйтесь мнением ребенка: как бы он поступил, куда он хочет сходить на выходных и т.д. Предоставляйте ребенку альтернативный выбор. Ребенку важно уметь не только делать выбор, но и брать на себя ответственность за последствия поступков.
Родителям важно изменить собственную точку зрения на ребенка - не подмечать неудачи ребенка (не концентрироваться на его неудачах), не жалеть его, а обратить внимание на то, что у него получается хорошо. Вместо постоянных предостережений, нацеливайте ребенка на успех (не ожидание неудач и ошибок, а знание, как исправить неприятную ситуацию, если она случилась). Например, если ребенок допускает ошибку, то важно вместе разобраться в причинах и подумать, что нужно сделать (как сейчас, так и в будущем), что бы исправить ситуацию.
Избегайте обобщений: «ты всегда…», «ты некогда…». Такие замечания подрывают уверенность ребенка в себе. Делайте конкретные замечания, соответствующие реальной ситуации («сейчас пришло время собрать игрушки» вместо «всегда у тебя вечером беспорядок!»). Давайте позитивные указания: что нужно сделать, а не то, что делать не следует (не «прекрати прыгать», а «поиграй спокойно в своей комнате»).
Составьте список положительных качеств и особенностей ребенка. Застенчивые дети часто принижают свои качества, поэтому необходимо специально стимулировать их чувство собственного достоинства. Важно научить ребенка ценить себя, дать понять, что он заслуживает внимания и хорошего отношения к себе со стороны окружающих. Кроме того, ребенку будет приятно услышать, что родители воспринимают его позитивно. Регулярно перечитывайте с ребенком этот список и обязательно дополняйте!
Застенчивый ребенок уже имеет определенный (негативный) опыт взаимодействия с миром и сложившиеся представления о себе, низкую самооценку. Поэтому такой ребенок чувствителен к любой критике (как к реальной, так и подразумевающейся), избегает всяческих контактов, считая себя хуже других.
Родители помогут ребенку, если будут замечать любой его успех, хвалить его (в том числе, перед окружающими). Детям важно слышать от родителей, что если у него (ребенка) будет что-то не получаться, то он всегда может рассчитывать на помощь. Постарайтесь разбирать с ребенком каждую ситуацию успеха – почему ему удалось так хорошо выполнить какое то дело (поручение). Таким образом, ребенок поймет, что в его силах влиять на ситуацию. Важен и личный пример родителей, то есть, если они живут интересной жизнью и получают от нее удовольствие, то ребенок поймет, что мир не страшен (не опасен, а полон возможностей), а общаться - приятно и интересно.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.