|
Предупредительные знаки расстройства привязанности у детей.Автор статьи: Журавлева Галина Вячеславовна
Каждый раз, когда на консультацию приходят родители с детьми, невольно отмечаешь некоторые особенности поведения у ребенка. Некоторые проблемные моменты невозможно не заметить, как говорится «с порога». Еще до начала знакомства и беседы с родителями можно увидеть предупредительные признаки расстройства привязанности у детей.
Ключевые моменты расстройства привязанности у детей. Расстройство привязанности у детей встречается не часто, но в последнее время, отмечается тенденция к его увеличению. Причиной является патогенный опыт в начале жизни ребенка. Расстройство привязанности имеет две различные формы: Первая форма предполагает неспособность ребенка иметь привязанность к родителям или одному из них, а второй включает в себя неизбирательную коммуникабельность и расторможенность в поведении привязанности. Общим причинным фактором для обоих вариантов расстройства привязанности, является ранний патогенный опыт, то есть отсутствие или недостаточность возможности у ребенка для формирования здоровой привязанности. С точки зрения теории привязанности, в ее классическом понимании, потребность ребенка в физической близости с привязанностью к значимому взрослому, это видоспецифичная особенность человека и она усиливается в стрессовых условиях. Считается, что первые девять месяцев жизни ребенка являются критическим периодом для развития привязанности. В некоторых источниках пишется, что этот критический период первые три года жизни ребенка. Отмечено, что дети, которые имеют привязанность к двум-трем людям в начале своей жизни легко могут исследовать окружающую их среду и отступать в безопасное место, если ситуация кажется им угрожающей. Пробные поведенческие реакции помогают построить у ребенка чувство эффективности и контроля в социальной среде. К сожалению, исследований на тему формирования привязанности у детей, а тем более болезненной привязанности не так много. На практике с этой проблемой приходится сталкиваться гораздо чаще. Причем, проблема болезненной привязанности ребенка к матери встречается чаще в тех случаях, где ребенка воспитывает одна мать, и, как правило, сама она тоже имеет нарушение привязанности. Случай из практики: Реактивное расстройство привязанности в младенчестве и раннем детстве. За помощью обратилась мать ребенка 4 с половиной лет. Она рассказала, что ее сын находится постоянно в каком-то непонятном для нее состоянии: он большую часть времени грустит, слабо реагирует на болевые ощущения, правда при этом, старается отдалиться от других членов семьи или забиться в угол. Попытки матери утешить его он отвергает, поворачивается спиной и не подпускает на расстояние вытянутой руки. В детском саду он ведет себя так же, воспитатели говорят, что он не подпускает к себе никого. К помощи взрослых он прибегает только в тех случаях, когда без нее не обойтись, например, надеть верхнюю одежду или справиться с замком. Мать, говорит, что ребенок получил в раннем детстве мало внимания взрослых, так как воспитывать ей пришлось его одной, а отец был всегда в разъездах по роду своей деятельности и сына почти не видел. Часто ребенок оставался на руках у чужих людей, и она мало знает о том, как к нему относились люди, на которых она вынуждена была его оставлять. Когда ребенку исполнилось девять с половиной месяцев, его отец не вернулся из очередной поездки, она до сих пор не знает где он и что с ним. Ей пришлось много работать, чтобы содержать семью, с ребенком она почти не виделась. Сейчас она уже не беспокоится о своем финансовом положении, ее беспокоит ее ребенок, который совсем не выказывает ей своей привязанности. Ее ребенок не может испытывать привязанность к своей матери. В свое время у него не было возможности сформировать эту привязанность из-за отсутствия опыта, а возможно, тот опыт, который у него был, стал для него как раз тем патогенным опытом, который и не позволил сформировать здоровую привязанность к его матери. Ему не хватило физической близости, возможности исследовать мир так, чтобы он был для него безопасным. Случай второй: расторможенное социальное расстройство у ребенка.На прием пришла мама с ребенком шести с половиной лет, для оценки его школьной зрелости. Обратиться к психологу им порекомендовал воспитатель детского сада, который не раз выражал свою озабоченность его поведением. Ребенок не умел выстраивать отношения ни со своими сверстниками, ни с взрослыми. Не выполнял установленные правила, имел задержку в развитии. Мама сообщила, что ее ребенок единственный в семье. Сама она воспитывалась в приемной семье, ее родители взяли ее из детского дома в возрасте двух с половиной лет, но и в приемной семье ей уделялось внимания немного, она росла на три семьи, так как родители работали, и оставляли ее на неделю, то в семье одной бабушки, то в другой. Ее мать обижается на нее за то, что она занимает не центральное место в ее жизни. Во время беседы ребенок неоднократно пытался обнять свою мать, прижаться к ней, но она его все время отстраняла от себя, мало эмоционально реагировала на его проявления привязанности. Ребенок точно так же как к матери стал прижиматься ко мне, постоянно о чем-то говорить, требовать внимания к себе, даже во время беседы, когда потребовалось выйти из помещения за диагностическим материалом в другую комнату, он захотел последовать за мной. В это время мать ничуть не была озабочена поведением ребенка, даже в то время когда он катался под столом, пытался залезть на кресло, чтобы достать с полочки приглянувшийся ему предмет, не предназначенный для игры. Он перескакивал с места на место, меняя свои предпочтения, причем совершенно не требовал помощи взрослых и абсолютно не реагировал ни на какие замечания. Он делал, что хотел и как хотел. Мама как будто не замечала того, что ребенок ведет себя не совсем уместно в данной ситуации, по ее словам ему легче разрешить и не мешать, чем потребовать исполнения каких-либо условий, если она ему перечит, то он становится грубым и дерзким. Формальная проверка развития его психических процессов и психологической готовности к школьному обучению показала слабые, но существенные задержки в его развитии. Ребенку будет сложно адаптироваться в новой его школьной среде, его не избирательность в привязанности будет препятствием для развития здоровых отношений с другими людьми. Его расторможенное социальное расстройство будет проблемой во многих социально значимых для человека ситуациях в его будущем. Оба этих случая объединяет нарушение привязанности у ребенка. Обратите внимание на основные критерии, по которым можно определить реактивное расстройство уже в младенчестве.
Посмотрите на следующее критерии, по которым определяется, есть ли расторможенное расстройство социальной активности у ребенка:
Если Вы заметили у своего ребенка отклонения в развитии привязанности, обязательно проконсультируйтесь со специалистами. Детям с расстройством привязанности также могут потребоваться дополнительный метод коррекции агрессии и оппозиционного поведения. Проявляйте особую осторожность при выборе метода коррекции. Некоторые методы с целью увеличения привязанности, такие как физическое ограничение, или «переделка» травмы, регрессивные методы могут причинить вред вашему ребенку. Здоровых Вам отношений! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|