Типы привязанности у взрослых и Эрик Берн

Автор статьи: Даниил Островский

Исследования типов привязанности у взрослых имеют отличную терминологию. А именно:

  • Когда мы говорим о надежном типе привязанности у ребенка и взрослого, мы используем слово «надежный» или secure.
  • Когда речь идет об избегающем типе привязанности, в случае ребенка мы скажем «избегающий/avoidant», а говоря о взрослом – «избегающе-отвергающий/dismissing».
  • А если мы имеем ввиду «амбивалентную/ambivalent» привязанность у ребенка, то про взрослого мы скажем «тревожный/preoccupied».

  Типы привязанности у взрослых и Эрик Берн
В 1987 году Hazan and Shaver[1] в своей работе, посвященной проверке гипотез о связи романтической любви с типами привязанности, приобретенными в детстве, пришли к удивительному выводу: стиль привязанности, приобретенный в детском возрасте, остается актуальным и для взрослых людей, таким образом, детская привязанность к значимому близкому, формирующая тип привязанности оказывает огромное влияние на романтические отношения в будущем. Следует сразу прояснить следующий момент: в английском языке, значение словосочетания «романтические отношения» не совсем тождественны с тем значением, которое имеем ввиду мы. «Романтические отношения» понимаются как отношения между двумя людьми, основанные на взаимной симпатии и стремлению к близости, в т.ч. и сексуальной.

Кроме переноса акцента с детско-родительских отношений на «взрослые», исследователи об актуализации «рабочих моделей», которые будут когнитивно-аффективным компонентом привязанности. Bartholomew and Horowitz [2] предложили следующую компоновку рабочей модели привязанности у взрослых:

Таким образом, любой человек, находящийся в отношениях с другим, действует сообразно каким-то внутренним представлениям (убеждениям) о себе и о другом. Это и проявляется в привязанности. Так, например, люди с тревожным типом привязанности страдают от повышенной тревоги и требуют постоянного подтверждения существования близости и контакта со Значимым Другим. Они могут быть подозрительны, мнительны и большинство их посылов исходит из позиции низкой самооценки (иначе говоря, схемы дефективности) и предположения о том, что Значимый Другой «в порядке», если не идеален. Основной копинговой стратегией люди с таким типом привязанности избирают регулярный «чекинг», т.е. регулярные проверки Другого «на вшивость», а в качестве основной формы выражения недовольства – пассивную агрессию.Если очень серьезно упростить эту концепцию, мы можем представить перед собой четыре базовых типа привязанности:

  • Надежная или «я с тобой»
  • Тревожная или «слишком близко»
  • Избегающе-отвергающая или «не подходи!»
  • Тревожно-избегающая или «я тебя ненавижу, только не бросай меня»

Однако важно понять следующий момент: паттерн привязанности распространяется не только на любимых и близких. В целом, он имеет отношение к любым людям, с которыми мы вступаем в контакт. Появление любого аффекта в этом контакте и запускает механизм привязанности. Помните мою метафору про апельсин? Когда мы говорим о привязанности, мы имеем перед собой очень широкий континуум отношений между людьми, но каждая точка этого континуума будет фактическим проявлением привязанности. В дальнейшем мы подробно рассмотрим выводы из этого положения.

Отсюда мы делаем реверанс в теорию трансактного/транзакционного анализа по Эрику Берну. Одним из его удивительных открытий было создание концепции экзистенциальных позиций, а именно:



Берн говорит о том, что «эти убеждения, вполне вероятно, останутся с ним на всю жизнь, и их можно свести к следующим четырём вариантам: 1) у меня все в порядке; 2) у меня не все в порядке; 3) с тобой все в порядке; 4) с тобой не все в порядке. На основе этих убеждений ребенок принимает жизненно важные решения» [4]. В дальнейшем, мы еще не раз вернемся к работам Эрика Берна, в особенности тогда, когда будем говорить о когнитивном компоненте личности и его связи с привязанностью.
Эрик Берн полагал, что в детском возрасте в жизни каждого человека возникают определенные «убеждения относительно себя самого и окружающего мира», что означает существование глубинных убеждений или «схем», если мы перейдем в терминологию когнитивно-поведенческой терапии [3].

Рассуждая о формировании типа привязанности или т.н. «экзистенциальной позиции» по Берну, мы не можем отметить грандиозное влияние первичной привязанности, т.е. привязанности к первому Значимому Другому, который появляется в жизни ребенка. Во многом это обусловлено сложнейшим сочетанием психофизиологических особенностей, переданных нам эволюцией механизмов памяти, таких как «импринтинг». Именно эти экзистенциальные позиции, если следовать идеям трансактного анализа, составляют важную часть сценария жизни человека, а их подкрепление – конечная цель любой Игры, существующей для того, чтобы человек оставался в своем положении. 

Указанное сходство типов привязанности у взрослых людей и экзистенциальных позиций – не единственный кивок в сторону ТА. В дальнейшем мы узнаем, как нарушенные типы привязанности могут вводить людей во всем известный «треугольник Карпмана» и что мы можем с этим сделать.

 

 _________________________________

1. Hazan C.; Shaver P.R. "Romantic love conceptualized as an attachment process". J Pers Soc Psychol. 52 (3): 511–24.

2. Attachment styles among young adults: A test of a four-category model. Journal of Personality and Social Psychology, 61(2), 226-244.

3. отдельно можно отметить потрясающее сходство положений ТА и КПТ

4. Эрик Берн. Люди, которые играют в игры. Москва, ЭКСМО. 2015, – с 232.



Просмотров: 685
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «На языке привязанности»… (взаимосвязь типа привязанности и «сценария отношений»)
  • Этапы Формирования Привязанности. Безопасный Тип Привязанности.
  • Влияние типа привязанности на личные отношения во взрослом возрасте
  • Ретравматизация при тревожно-избегающем типе привязанности
  • Типы привязанности и отношения на работе
  • Все ли способны на отношения? О типах привязанности
  • Нарушения привязанности. Терапия у взрослых.
  • О том, что «мешает» нам жить и как с этим «бороться» (часть 2. Пристрастия и привязанности)
  • Четыре вещи, которые нужно помнить про формирование привязанности у ребенка
  • Влияние стилей привязанности на отношения (часть I).
  • Терапия нарушений привязанности у взрослых (+ссылка на тест)
  • Долгожданный «Ангел» -  орущий «Монстр», или еще кое что  о привязанности.
  • Нарушения привязанности. Надежная привязанность
  • Значение привязанности для человека
  • Нарушение привязанности. Ненадежно-избегающая привязанность
  • Про хаотичный тип привязанности или «стой там иди сюда»
  • Особенности избегающего типа привязанности
  • Последствия нарушения привязанности и связи между ребёнком и родителями.
  • Развитие привязанности у ребенка
  • Типы привязанности и их роль в отношениях
  • Паттерны поведения детей с разным типом привязанности
  • Формирование типов привязанности в объектных отношениях
  • Стили привязанности и их влияние на психологическое здоровье человека
  • Типы привязанности
  • Типы привязанности.
  • Потребность в привязанности ребенка к маме рождается вместе с ним.
  • От привязанности - в любовь или зависимость
  • Как определить степень привязанности к Вам другого человека?
  • Узнай Свой Стиль Привязанности в Близких Отношениях
  • Типы привязанности: каждому свое!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь